Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции (Олигополия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для России, где более 30% продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии является одной из центральных в экономическом анализе. Поэтому изучение микроэкономических проблем, вызванных деятельностью монополистических предприятий, имеет первостепенное значение. Однако монополизм-это не чисто российская проблема, хотя и самая острая и актуальная в первую очередь в нашей стране. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю ,процесс поиска новых решений, которые отвечают современным условиям ,направленных на повышение эффективности деятельности предприятий-монополистов, так и экономики в целом.

В России, по данным Института экономики РАН, на сегодняшний день около 3 промышленной продукции выпускает единственное предприятие-монополист. В связи с этим анализ отраслевой структуры показывает крайнюю монополизацию как фактор, влияющий на снижение конкурентоспособности российской экономики.[13]

Анализ чистой монополии важен как минимум по двум причинам. Во-первых, даже в странах с высокой конкуренцией на монополизированный сектор приходится три процента или более валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес, так как дает возможность понять более общие структуры рынка : монополистическую конкуренцию и олигополию, которые в некоторой степени сочетают в себе черты как чистой конкуренции, так и чистой монополии. Абсолютная или чистая монополия возникает, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, который не имеет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется рядом специфических особенностей. Предприятие-монополист представляет всю отрасль , то есть последнюю представляет только одна фирма. Эта компания является единственным производителем и поставщиком данного товара.

Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия , что для отрасли и в целом. Поэтому то, что характерно для поведения предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. Как мы уже знаем, в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке.[9]


Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Отсутствие заменителей монополизированного продукта важно с точки зрения рекламы. В зависимости от типа продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще.

В частности, роскошная реклама направлена на привлечение покупателей, тогда как товары не нуждаются в рекламе, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции, монополистическое предприятие осуществляет значительный контроль над ценой. С нисходящей кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством его предложения.

Возникновение и долгосрочная эксплуатация монополистических предприятий обусловлена наличием ряда экономических, технических, правовых и иных барьеров для вхождения в отрасль других производителей. Эти барьеры могут быть очень серьезными или незначительными .[6]

В то же время, следует отметить, что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод, что в долгосрочной перспективе существуют абсолютно непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.

Исходя из принципа различной степени ограниченного доступа на рынки, монополии можно классифицировать как закрытые ,производительные, естественные, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств, одна компания может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает в результате действующих нормативных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу экономической деятельности, либо не допускают использования чужой интеллектуальной собственности. Охрана последних осуществляется в первую очередь патентным правом и Институтом авторского права.[14]

Естественная монополия. Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства близок или превышает объем требовали по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или несколькими фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимальной, что снизит эффективность их деятельности и причинить убытки потребителей в результате роста цен.


Близкой по природе к естественной является производственная монополия. Естественная монополия. Естественные монополии возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья , расположение). Открытая монополия.[1]

Открытая монополия характеризуется тем, что фирма становится единственным поставщиком продукта в течение некоторого времени, а не в результате какой-либо защиты от конкурентов, как в случае закрытой или естественной монополии , а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышла на рынок с новой продукцией.[16]

Однако, это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже. Конечно, эта классификация очень упрощена. Отдельные фирмы при благоприятных условиях могут иметь признаки нескольких видов монополий. К ним относятся компании, обслуживающие телефонную систему, электрические и газовые компании, сочетающие в себе как свойства, так и естественную монополию , предопределенную уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытую монополию, связанную с появлением на определенном этапе экономического развития определенных правовых барьеров для вхождения в отрасль.

В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми.

Действительно, легальные барьеры , которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут быть либо обойдены , либо опротестованы , либо отменены , что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.

Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением принципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.[18]

​​​​​​​1.4 Ценовая дискриминация.

Ранее, анализируя поведение монополиста на рынке, мы предполагали, что все единицы реализуемой продукции за определенный период времени реализуются по одной и той же цене. Для осуществления ценовой дискриминации требуются по меньшей мере два условия. Первые покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные товары. Во-вторых, продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы в зависимости от спроса на продукцию. [7]


Тем покупателям, чей спрос крайне неэластичен, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос более эластичен-более низкая цена. Следует отметить, что монополия является не единственной структурой рынка, в которой имеет место явление ценовой дискриминации.

Однако модель ценовой дискриминации монополии будет рассмотрена ниже. На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводя устоявшуюся политику сегментации рынка, монополистическая фирма стремится максимизировать прибыль.

При этом более высокая цена устанавливается в тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить, что ценовая дискриминация включает как позитивные, так и негативные аспекты. Поэтому оценка такой формы ценовой политики должна основываться на специфике каждого конкретного случая.[11]

Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда даст монополистической фирме большую прибыль, чем если бы была установлена единая цена. Если, кроме того, фирма-монополист может последовательно продавать каждую единицу товара по цене спроса, то она будет действовать как фирма в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки будут равны цене товара. В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста .

Следовательно, дискриминируя цены, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары. [14]

Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В некоторых случаях она носит систематический характер, когда фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусу, доходу, возрасту, месту жительства, характеру работы и реализует свою продукцию в соответствии с этой градацией. Однако чаще всего фирма прибегает к ценовой дискриминации по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей: скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. д.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна. Во многих странах, некоторые виды запрещены законом. Например, в Соединенных Штатах закон разрешает производственной фирме продавать свои товары крупным магазинам по ценам ниже цен, установленных в розничной торговле (с целью предотвращения разорения небольших магазинов). [9]

В Канаде ценовая дискриминация запрещена только в том случае, если товары одного качества и количества продаются по разным ценам. Если товар не продан, ни прибыль, ни производственные затраты не возмещаются.


До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран можно сказать господствовала свободная конкуренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был настолько мал, что не позволяет влиять на установление рыночной цены на данный вид товара. В то же время капитал может свободно перемещаться между отраслями в поисках более выгодного применения.

Со второй половины XIX века постепенно набирает силу несовершенной конкуренции. Это связано с появлением крупных хозяйствующих субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (концентрация большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях).

В этих условиях сокращается количество производителей-продавцов и появляется возможность влиять на рыночную цену. Появление и развитие крупных товаропроизводителей в конце XIX - начале XX века во многом благодаря формированию и развитию корпоративной частной собственности в виде акционерных обществ.

Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, которая характеризуется широким использованием собственных средств как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов и промышленных объектов. [12]

Помимо естественной консолидации фирм, меры законодательного и государственного регулирования могут привести к усилению несовершенной конкуренции. Ограничения возникают из-за патентов, дающих почти исключительное право распоряжаться новой технологией или продуктом. Все это приводит к изменению рыночного поведения хозяйствующих субъектов, способов рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных структур.

Появление монополий качественно изменило конкурентные отношения. Как мы уже знаем, монополия означает наличие одного продавца. Если допустить достаточно широкое толкование понятия "товар", то получается, что ни один товар, продаваемый в стране, не продается ни одним продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то любой продавец в каком-то смысле монополист, потому что никогда два продавца не могут и не будут предлагать точно такой же качественный товар.[3]

Следовательно, слово "монополия" допускает широкое толкование. И нет подходящего способа определить границы, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар". Ни один продавец не является монополистом в прямом смысле этого слова, или можно сказать, что абсолютно нет неэластичного спроса .Ни один покупатель не зависит полностью от продавца, так же как очень редкие продавцы сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса .Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов, что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.[8]