Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции (Олигополия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Олигополия, монополия. Понятие, сущность, причины возникновения

2.1. Понятие и виды олигополий

Олигополия представляет собой ситуацию, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, в которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.[12]

Количество субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках компании. По мнению некоторых экономистов, олигополистические структуры включают рынки с концентрацией от 2 до 24 продавцов. Если на рынке всего два продавца-это дуополия, особый случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70-80% рынка.

По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. В первую входят такие отраслевые структуры, где представлены 2-8 продавцов, во вторую — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различные виды сговора в отношении согласованного поведения продавцов на рынке из-за их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.[18]

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых можно дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

Олигополия имеет следующие особенности:

• наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

* управление ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

* наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего-эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

* взаимозависимость, которая предполагает реакцию конкурента, особенно в ходе ценовой политики;


* типичная неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. [9]

​​​​​​​2.2 Олигополия. Особенности рынка олигополий.

Если два продавца-это дуаполия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на "плотные" и "разряженные" олигополии.

К "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным. Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

Традиционная олигополия предполагает производство и поставку стандартизированной продукции. Многие стандартизированные изделия производятся в условиях олигополии - сталь, цветные металлы, строительные материалы и др. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов те же продукты, т. е. в отраслях, в которых возможно разнообразить производство товаров и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их доля в общих продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства . В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться только на размер национальной экономики.[ 7]

Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровнях управления. Так, например, в силу специфики потребления готового бетона на местных рынках (районы, малые города) также формируются олигополистические структуры, а также на региональном уровне в сфере поставок, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополию, нельзя забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. [10]


Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, мед и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

На основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой, которая вытесняет с рынка слабых компаний, либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. [6]

Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Приобретение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем приобретения контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношения между сильными и слабыми конкурентами.

Слияние, как правило, является добровольным. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, так как выбор третьего из двух зол: либо полная потеря независимости, или утомительно экономической "войны" в основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. [11]

Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов.

Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников.

Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов. Другим существенным фактором, создающим объективные предпосылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба производства. [16]


В процессе совершенствования технологий и появления новых технологий технологическая концентрация производства значительно расширилась, оптимальные размеры предприятия достигли таких масштабов, что стало существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм. Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства.

В результате, как технически, так и экономически, а также финансово, достижение масштаба производства становится трудным барьером для вхождения в отрасль. [13]

Кроме того, во многих случаях совокупные потребности общества в пределах национальных, региональных или местных границ лучше удовлетворяются за счет более рационального использования ресурсов несколькими хозяйствующими субъектами, чем многими конкурентами с небольшими объемами производства.

Кроме того, существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями. Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. [4]

Ценообразование на рынке oligopolized характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка.

При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма сложной проблемой. Тем не менее изучение базовых положений ценообразования в рамках олигополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой. [12]
 

2.3 Понятие и сущность монополии.

Монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец (единственный покупатель) товара, не имеющего близких заменителей. Этот термин также означает продавца товара. Также такая ситуация может возникнуть, когда небольшое количество продавцов или покупателей может в силу своих экономических возможностей навязать наиболее выгодные условия сделок остальным участникам рынка.[14]

Монополия чрезвычайно выгодна для любой фирмы. При этом она может гораздо меньше думать о необходимости угадывать желания покупателей и радовать их. Например, если покупатель не согласен платить за товар по цене монополиста, он может просто снизить производство до уровня, пока все его товары не будут проданы по той цене, которую он хочет.


Для монополиста важно то, что он получает огромную прибыль от каждой единицы товара. В реальной жизни монополия-это всегда вопрос меры. Можно утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом товаров. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного магазина не подходит, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие близлежащие магазины. Истинный монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

2.4 Особенности монополистической конкуренции.

Приступая к рассмотрению монополистической конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она является своего рода "золотой серединой" между ними. Можно сказать что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет. Однако важно отметить тот факт, что каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы экономистом Э. Гемберменом (США) и Д. Робинсом (Великобритания). [17]

Однако пальма первенства по идее монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту Р. Саффе, который в 20-е годы сформулировал ее в одной из своих научных статей. Эта теория означает " разрушение стен между конкуренцией (полной или неполной) и монополией, соединяя их друг с другом, создание теории, содержащей и то, и другое, не разрушая, однако, различий между ними."

Таким образом, введение монополистической конкуренции как объекта исследования положило конец биполярной классификации рынка. Это позволило провести более объективный анализ во многих отраслях и сферах хозяйственной деятельности, рынок которых характеризуется как конкуренция и монополия. [6]

В связи с тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие особенности. Как и в случае совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли много фирм и достаточно свободного входа и выхода из этой отрасли.

Еще одна особенность этого рынка заключается в том, что все фирмы отрасли обладают определенной способностью "назначать" цену на производимые ими товары, поскольку каждая фирма продает товары, отличные от товаров других фирм. Например, все фирмы производят верхнюю одежду.