Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции (Олигополия).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Особенности рынка чистой конкуренции
1.3 Равновесие в краткосрочном периоде.
1.4 Ценовая дискриминация.
2. Олигополия, монополия. Понятие, сущность, причины возникновения
2.1. Понятие и виды олигополий
2.2 Олигополия. Особенности рынка олигополий.
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика на сегодняшний день является очень сложным организм, который состоит из большого количества коммерческих, производственных, информационных, а также финансовых структур.
Они, в свою очередь, активно взаимодействуют друг с другом на фоне широкой системы различных норм ведения бизнеса. Все они объединены одной концепцией рынка. В целом рынок - это организованная структура, в которой и производители, и покупатели работают вместе. В результате их взаимодействия, то есть спроса покупателей, а также предложения производителей на рынке устанавливаются определенные цены и объемы реализации различной продукции.
При более подробном изучении организации, а также рынка, важное значение имеет именно количество производителей и количество покупателей, которые участвуют в непрерывном процессе обмена денег на различную продукцию.
Данное количество производителей и покупателей, а также структура и характер и взаимоотношений между ними и определяют взаимодействие таких величин, как предложение и спрос на рынке.
Центральным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. Конкуренцию можно определить как так называемый центр тяжести всего рынка. То есть это особый тип отношений между производителями на рынке по поводу объема поставок продукции, а также цен на нее. Точно так же можно определить конкуренцию между покупателями, то есть именно такую зависимость об определении объема спроса, а также цен на рынке.
Главным стимулом, который побуждает индивида к конкурентной борьбе, является именно стремление быть лучшим или же превзойти других. Конкурентная борьба на рынке является динамической, то есть, она активно ускоряет все процессы. Именно конкурентная борьба и служит наилучшему обеспечению рынка различной продукцией.
Все это определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее результаты позволяют более полно и всесторонне понять сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теории конкуренции.
1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция - это исходная , характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия:
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [13].
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг- состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Не оправдано, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где различные социальные группы населения являются активными участниками рынка на стороне покупателей; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.
Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [6].
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере [19].
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания на характер конкуренции между участниками рынка, целевой ориентации и функции конкуренции. Многофакторность конкуренции. Конкуренция-это многофакторная категория.
Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок).
Формы рынка по количественному распределению участников на стороне спроса и предложения; стадии жизненного цикла товаров, представленных на рынке; мотивы конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; тип предпринимательской реакции на изменения на рынке; степень государственного вмешательства в экономические процессы, совершаемые на рынке.
Именно конкуренция:
- оживляет рынок;
- заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;
- заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
- заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;
- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу [4].
Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
- на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
- рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
- покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
- должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
- производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения.[12]
1.2 Особенности рынка чистой конкуренции
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. [11]
Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:
- объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах ,что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;
- отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода.[2]
Это означает, что любая компания, при желании, может начать производство этого продукта и войти в отрасль, либо остановить производство этого продукта и уйти из отрасли.
Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают влияния на эти решения.
Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет любому производителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с небольшой долей каждого из них на рынке.
Каждый производитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы экономической деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным фактом является то, что рынок чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.[8]
1.3 Равновесие в краткосрочном периоде.
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, его единственной возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства.
Поскольку количество отдельных факторов производства остается неизменным в краткосрочной перспективе, благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Есть два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первый из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать свою деятельность, если ее доход превышает переменные издержки на достигнутом уровне производства.[5]
Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи продукции не превышает или по крайней мере не равен переменным издержкам.
Второе правило определяет, что если фирма решает продолжить производство, она должна произвести такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным затратам.[12]
Исходя из этих норм, можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных, что при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если цена превышает средние переменные издержки. Если рыночная цена товаров, производимых фирмой, и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей фирме нет смысла сокращать или увеличивать производство. При этом считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочной перспективе.
Долгосрочное равновесие.
Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:
1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара( согласно универсальному правилу 1 );
2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.
3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим :
- промышленные фирмы производят продукцию в объемах, соответствующих минимальным точкам их средних кривых общих затрат в краткосрочной перспективе;
- для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
- фирмы отрасли производят в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.[14] когда все фирмы в отрасли работают с минимальными затратами в долгосрочной перспективе, считается, что отрасль находится в равновесии.
Это означает, что на данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам. [2]
При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса необходимо обращать внимание на его различное взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельным производителем.
Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т. е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия. [13]
Кривая производственных рыночного спроса представляет собой кривую вниз, что указывает на зависимость объемов производства от цены, но не цены одного предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.
Компания находится в чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии. Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение.