Файл: Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В восточных штатах власть находилась в руках бюрократической бюрократии (точнее, ее элиты). В то же время она также выразила в значительной степени интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, которые имеют власть. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других секторов общества и занимают особое место в системе распределения общественного продукта, который откладывает значительную его часть, а особое отношение к средствам производства фактически становится их реальным владельцем, порабощает самих производителей, которые попадают в положение "коллективного рабства", хотя формально они свободны и являются владельцами земли. Такая общественная полезность государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата также может иметь место в обществе с доминирующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат получает «необычайную относительную независимость» и во многих случаях становится практически независимым от общества. Это может быть достигнуто, например, путем уравновешивания антагонистических классов, избиения их друг против друга, как это было во Франции во время бонапартистского режима в 1950–1960-х годах. XIX век. Но те же результаты часто достигаются за счет применения жестких мер по подавлению любого инакомыслия, любого сопротивления правящей элите. Такая ситуация была, например, в условиях фашистских режимов в Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов Латинской Америки [9] .

Классовый метод позволяет выявить сущностные характеристики государства, выявить в нем социальные противоречия. Во все исторические периоды действительно были действия эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых была государственная власть: восстание рабов в Риме, восстание крестьян и война в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовка и революционное рабочее движение и т.п.

Тем не менее, классовая (классовая) природа государственной власти не исчерпывает проблему сущности государства, а использование только классового метода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках относительно небольшой социальной группы, которая не в полной мере отражает интересы определенного класса, но действует в первую очередь в интересах своей узкой группы (бонапар­тизм, тоталитарные бюрократические режимы).


Во-вторых, во многих странах, освобожденных от колониальной зависимости, часто складывается ситуация, когда ни один из социальных классов не имеет силы и организации для захвата власти. Поэтому, если там есть национальные интересы (обрести независимость, развивать национальную экономику и культуру), возникает власть группы разных классов и неклассовых социальных групп, включая национальную буржуазию, рабочий класс, крестьян, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев.

В-третьих, при некоторых обстоятельствах может возникнуть государство, когда власть не на словах, а фактически принадлежит всему народу, так как интересы всего народа будут плавать над более узким классом или группой.

И, наконец, самое главное. Общество всегда едино, несмотря на зачастую противоречивые социальные противоречия. На самом деле без рабов не может быть рабовладельцев, кроме крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования бюрократии в восточном государстве является работа членов сообщества и т.д. Поэтому класс или социальная группа, обладающая властью, всегда вынуждена до некоторой степени заботиться о угнетенных классах и эксплуатируемых слоях населения.

Каждое государство должно выполнять (и всегда выполнять) общие социальные функции, действуя в интересах общества. И каждое государство является не только инструментом угнетения, машиной господства для класса или социальной группы, но и представляет собой все общество, является средством его объединения, средством его интеграции [10]. Общая социальная роль государства также является его существенной чертой, которая четко связана с классом и, таким образом, образует другую сторону его единственной сущности. Государство всегда объединяет узкие классовые или групповые интересы для правящей элиты и интересы общества в целом.

Отношения между этими сторонами и сущностью государства в разных исторических условиях неодинаковы, а укрепление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Прежде всего, классовая сторона государства преобладает в рабовладельческом обществе. Вся власть, законные права, возможности реализовать свои интересы принадлежат правящему классу. Но существующее мнение о полном отсутствии прав рабов, «ужасных» условиях жизни, насильственном характере работы и беззащитности всех арбитров явно преувеличено. Низкая производительность труда в этот период неизбежно приводила к тому, что число рабов во много раз превышало количество свободных рабов. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы вы­полняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономичес­кие методы — материальная заинтересованность раба в результа­тах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общую социальную роль рабовладельческого государства.


Важность общего социального аспекта государственной деятельности росла по мере того, как общество переходило от рабства к феодализму, от феодализма к капитализму. Он играет особенно важную роль в современном западном обществе: высокие налоги на корпоративную прибыль, государственное регулирование условий труда, широкое развитие различных социальных программ и т. Д. Привели к обострению социальных противоречий, необходимости мер по подавлению классовых противников, что, конечно, становится меньше, уменьшается и политическая стабильность общества уменьшается. Одновременно с ростом социальной составляющей государственной деятельности доля ее классового содержания уменьшается.

Но для полного и объективного познания государства, чтобы понять его сущность, достаточно только классовой стратегии, и следует использовать положения других теорий государства: элиты, технократическая, плюралистическая демократия, состояние «всеобщего благосостояния» и т. Д. Некоторые из них будут обсуждены ниже.

Так, сторонники теории элиты, получившей широкое распространение в 20-м веке, считают, что массы не могут осуществлять власть, заниматься государственными делами, что государственная власть должна без контроля принадлежать верху общества - элите, пока одна правящая элита не будет заменена другой.

Теория элит граничит и во многом согласуется с технократической теорией. Согласно представителям этой теории, профессиональные менеджеры и менеджеры могут и должны управлять. Только они могут определить реальные потребности общества, чтобы найти оптимальные пути развития. Указанные теории не лишены определенных преимуществ, но обе страдают от антидемократии, раздирающей власть народа.

Многие приверженцы различных видов демократической доктрины проистекают из того факта, что люди являются основным источником и источником власти, что государственная власть по самой своей природе и сущности должна быть действительно популярной, осуществляемой в интересах и под контролем народа.

Как самостоятельное понятие концепция "Государства всеобщего благоденствия" получила распространение после 2 - й мировой войны 1939—45 и стала неотъемлемым элементом официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, Лейбористской партии в Великобритании, Либерально демократической — в Японии и др.)[11] . Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролось с социальными несправедливостями капиталистического строя, а ныне оно превратилось в силу, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии.


Развитие государственно монополистического капитализма после 2 й мировой войны, сопровождавшееся усиленным вмешательством буржуазного государства в экономику, добытые в борьбе трудящимися социальные завоевания в ряде капиталистических стран были использованы для пропаганды идей "Государства всеобщего благоденствия". Сторонники этой "теории", видя притягательную силу идей социализма, стремились также создать впечатление, будто его возможности присущи и "новому" капиталистическому государству. В действительности теория "Государства всеобщего благоденствия" представляет собой завуалированную форму защиты государственно монополистического капитализма, при котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической мощи и усиления эксплуатации трудящихся. Имеющее место в некоторых случаях ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством направлено на соблюдение интересов класса капиталистов в целом. Социально-экономические выгоды трудящихся капиталистических стран - не результат деятельности буржуазного государства, а результат жесткой классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борющиеся против буржуазных и реформистских идеологий, раскрывают апологетическую сущность понятия "Государства всеобщего благоденствия"[12] .

1.3 Теории происхождения государства

Нет единого мнения о причинах состояния. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной истиной. Самые известные государства - государства Древнего Востока (в пределах современного Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства была широко распространена в средние века, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).


По словам представителей этой доктрины, государство является продуктом божественной воли, благодаря которой государственная власть вечна и неизменна и зависит прежде всего от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан повиноваться суверену во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределяется божественной волей, которая должна быть объединена, а не противостоять преемнику Божьей силы на земле. Поэтому непослушание государственной власти можно рассматривать как непослушание Всемогущему

Придавая государству и суверену (как представителям и представителям божественных стихов) ауру святости, идеологи в этой теории подняли и подняли свой престиж, внесли свой вклад и помогли создать порядок и гармонию в обществе. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церковью и религиозными организациями.

В то же время эта доктрина уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет никому решать, как улучшить форму государства, как улучшить государственное устройство. Кроме того, богословская теория в принципе недоступна, так как она в основном основана на вере. Другой вариант этой теории состоит в том, что государство как система взаимодействия с обществом создается высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития и передачи специфических для них знаний (обучения людей) им (людям). Первые китайские императоры пришли с небес и научили людей готовить, строить дома, повозки, возделывать поля. В Греции боги научились стрелять и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и передачи их поколениям сила небес ослабла. Уже в древней Греции, согласно мифам, известно, что люди говорили: «Боги оставили нас». И умные невидимые люди стали использовать его как мошенничество и интриги пришли к власти [13].

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они мотивируют, что люди являются коллективными существами и стремятся к взаимному общению, что приводит к появлению семьи. Впоследствии развитие и расширение семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит к формированию государства.

Отношения отца с членами семьи согласно патриархальной теории происхождения государства подобны отношениям монарха с подданными. Монарх, как и отец семьи, должен заботиться о своих подданных, а они, в свою очередь, должны косвенно следовать за ним и уважать его.