Файл: Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало все без исключения аспекты человеческой жизни, поэтому человек в древнем мире был полностью занят гражданином государства. И в настоящее время, хотя других форм социального единства человека с государством нет, государство тем не менее каким-то образом распространяет свое влияние на все аспекты общественной жизни. В любом случае история человечества создается в первую очередь государственной деятельностью. Поэтому при изучении феномена в обществе постоянно возникают вопросы об организационных и формах деятельности государства. Но чтобы ответить на такие вопросы, необходимо понять, что такое государство и что это за признаки.

Предмет работы – понятие и признаки государства.

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать понятие государства;

· раскрыть сущность государства с различных подходов;

· рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;

· раскрыть основные признаки государства.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Елеонский В.О., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.


Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы

1. Понятие и сущность государства

1.1 Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448)[1] . Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»)[2] .

Государство - это особая организация в обществе, которое объединено общими социальными и культурными интересами, занимает определенную территорию, имеет собственную систему управления, систему безопасности и обладает внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» обычно используется в правовом, политическом и социальном контекстах. В настоящее время вся страна на планете Земля, за исключением Антарктиды и соседних с ней островов, разделена между примерно двумя сотнями штатов. Государство это форма власти. Государство представляет собой социальную единицу, которая характеризуется постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Ни в науке, ни в международном праве нет единого и общепризнанного определения термина «государство».

В настоящее время не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий решать, является ли государство чем-то. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершать или отказываться совершать только штаты и правительства. Как правило, это означает готовность установить дипломатические отношения. ООН не является ни государством, ни правительством, и поэтому не имеет полномочий признавать конкретное государство или правительство.» [3] .


Одним из немногих документов, определяющих «государство» в международном праве, является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году всего несколькими штатами США.

В учебнике предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, которая имеет специальный принудительный аппарат, выражающий волю и интересы правящего класса или всего народа». [4] .

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Приведем еще несколько определений государства.

«Государство является специализированной и концентрированной силой для поддержания порядка. Государство - это учреждение или ряд учреждений, основной задачей которых (независимо от всех других задач) является защита системы. Государство - то, где специализированные правоохранительные органы, такие как полиция и суды, отделены от других областей общественной жизни. Это и есть государство ».

«Государство - это особая, достаточно стабильная политическая единица, представляющая организацию власти и управления отдельно от населения и требующая самого высокого права управлять (требовать применения мер) определенной территорией и населением, независимо от последнего согласия; иметь силы и средства для выполнения своих требований [5].

«Государство является независимой централизованной общественно-политической организацией по регулированию общественных отношений. Он существует в сложном, складированном обществе, расположенном на определенной территории, и состоит из двух основных слоев - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим доминированием первых и фискальными обязательствами последних. Эти отношения узаконены идеологией, разделяемой, по крайней мере, частью общества, основанной на принципе взаимности».

«Состояние - это машина для подавления одного класса другим, машина для удержания других подчиненных классов в подчинении одному классу».

«Государство есть закон общества».

Следует отметить, что понятие государства обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории, определенный тип организации, в то время как понятие страны с большей вероятностью относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Концепция страны также имеет менее формальное значение. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.


1.2 Сущность государства

Сущность государства - это смысл, самый важный, самый глубокий в нем, который определяет его содержание, назначение и функцию. Поэтому самая важная, фундаментальная вещь в государстве - это власть, ее связь, цели и функции в обществе. Другими словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему эта проблема горячо обсуждается.

Суть государства заключается в том, что все его граждане, помимо множества разных, противоположных или идентичных интересов и целей, имеют одну, одну единую цель и один, общие интересы. Каждый может сказать об этой цели: «это моя цель», и он будет прав, но он должен добавить: «не только моя». И каждый может сразу сказать: «Это наша общая цель», и когда это будет сказано, все будут правы. Но это также означает, что эта цель является общей. Многие физически и умственно отсталые люди хотят одного и того же, чтобы оно было у всех или сразу, или не у всех сразу. Каждый хочет быть один и по-своему; «Интерес» как личный опыт остается странным и множественным. Но объект желания один для всех и может быть создан только в организованном, совместном, а не в одиночестве творчестве. Общая цель создает общий путь и средства, и обеспечивается основа для политической деятельности. [6] .

Интересы государства состоят в поддержании и реализации всех естественных прав для всех его граждан, и, следовательно, вовлечение личной воли в «политику» предполагает вовлечение его в борьбу за все естественные права. Таким образом, рост личной, частной воли к политической цели является, таким образом, ее экспансией в объеме и содержании, и в то же время это ее освобождение от всех чисто личных, групповых или классовых личных интересов, освобождение и очищение. Ведь политика не принимает ничего сугубо личного, группового или классового интереса, но либо полностью отвергает его, либо признает его как истинный и справедливый естественный закон и таким образом превращает его в общий и политический интерес.

В большинстве работ, опубликованных в предыдущие годы, посвященных государству, его сущность однозначно рассматривается с классовых позиций - как инструмент неограниченной власти, диктатура правящего класса. Наоборот, в западных теориях государство проявляется как формация суперкласса, инструмент объединения классов, социальных противоречий, представляющих интересы всего общества.


Сущность государства - это самое главное в этом явлении, которое определяет его содержание, цели, функции, то есть власть, его принадлежность. [7] . Государство возникает, когда развитие экономики достигает определенного уровня, когда система равного распределения общественного продукта, существовавшая на протяжении многих тысячелетий, становится объективно невыгодной, а для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, который действует только в администрации.

Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего, привилегированных социальных групп и классов.

Однако возникновение социального неравенства и социальной несправедливости объективно прогрессивно: в условиях все еще крайне низкой производительности труда, по крайней мере, некоторые люди имеют возможность освободиться от повседневной тяжелой физической работы. Это приводит не только к значительному улучшению социального управления, но и к росту науки и искусства, к заметному увеличению экономической и военной мощи такого общества. Таким образом, рост государства всегда связан с изменением характера публичной власти, с ее превращением в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, для продвижения привилегированной части общества. Поэтому классовый метод предоставляет широкие возможности для анализа характера такой власти, определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так что в древних Афинах или Риме его классовая принадлежность не вызывает сомнений. Власть явно принадлежит рабам, которые владеют как основными средствами производства (землей), так и самими производителями - рабами. Последние не только участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких-либо прав, они являются «говорящими инструментами». Сходная позиция власти в феодальном обществе. Она в руках класса феодалов - помещиков. Крестьяне не имеют доступа к власти, также в значительной степени лишены законных прав и часто (полностью или частично) принадлежат феодалам. Как в рабстве, так и в феодальном обществе существует явное социальное неравенство и классовая принадлежность к государственной власти. [8] .

Более сложным является оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, имеют равные права, что юридически закреплено в декларациях и конституциях. В раннем буржуазном обществе законы противоречат декларациям, имуществу, образованию и другим требованиям, которые ограничивают право голоса бедных. Это обеспечивает истинную принадлежность власти к экономически доминирующему классу - буржуазии.