Файл: Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями[22] .
Несмотря на известную теоретическую сложность и «изоляцию» психологической стороны юридического феномена в общественной жизни, многие основные принципы теории Петражицкого, в том числе созданный им концептуальный аппарат, широко приняты и используются современной теорией государства. и команды. Органическая теория. Органическая теория происхождения государства - это теория происхождения государства, согласно которой государство - это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Части этой теории можно найти в трудах разных авторов. В настоящее время подавляющее большинство писателей отвергает.
Гегель подчеркивал, что определение государства не может состоять в том, что государство - это организм, то есть развитие идеи в ее различиях. «Природа организма такова, что если не все его части станут идентичными, если один из них считает себя независимым, то каждый должен умереть. организм, как использовать проповедь, чтобы понять природу Бога, о жизни которого я должен думать в себе [23].
Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система; деньги, экономика — кровеносная система.
В настоящее время эта теория отвергается подавляющим большинством русскоязычных источников. Н. Н. Алексеев пишет, что никакое общение не может быть организмом, но нет сложных отношений между социальными единицами, монадами или душами. То, что является организмом или личностью, не является обществом, так же как общество никогда не может быть организмом или личностью. Эти идеи могут быть применены к обществу только в переносном или условном смысле, но все же они принесут больше вреда, чем пользы, поскольку у них будет неограниченное число концепций, чуждых ему в социологии. Ф. Ф. Кокошкин писал, что властные отношения и подчинение, которые существуют в государстве, и зависимость от частей тела в целом - это разные явления. Во втором случае это физиологическое явление, которое имеет характер абсолютной потребности и, во-первых, психологическое взаимодействие между индивидуальными сознаниями, в которых нет такой необходимости. [24] .
М. М. Ковалевский считал научным проводить аналогии между государственными функциями и государственными институтами с функциями органа. Он писал: «Из всей органической теории в будущем, только государство будет чем-то, что возникает независимо от человеческого контракта« выжить » [25] .
2. Признаки государства
2.1 Территориальная организация населения и публичная власть
Концепция государства, его характеристики указаны в раскрытии функций, отличающих его как от племенной системы, так и от неправительственных организаций в обществе. Другими словами, анализ характеристик государства углубляет его знания о нем, подчеркивая его уникальность как неизменной формы социальной организации и важнейшего социально-политического института. Анализируя литературу, можно выделить следующие основные черты государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в пределах территориальных границ; государственная (государственная) власть; неразделимые отношения между государством и законом; сбор налогов; суверенитет государства. Однако перечисленные симптомы не являются исчерпывающими. Затем мы раскрываем каждого из этих персонажей.
В догосударственном обществе принадлежность человека к определенной семье определялась кровью или предполагаемым родством. Кроме того, семья часто не имела строго определенной территории, она перемещалась из одного места в другое. В государственно организованном обществе принцип родства организации населения утратил свое значение. Его заменил принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, и население, проживающее на нем, превращается в граждан или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные границы государства, в котором возникает новый правовой институт - гражданство или гражданство.
С территориальной организацией населения связано не только возникновение государства, но и начало формирования отдельных стран. Поэтому понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. Государство отличается от негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и т. д.) тем, что оно олицетворяет все население страны и распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих частях часть населения, добровольно созданную для некоторого интереса.
Публичная власть призвана не совпадать с обществом и действовать от его имени, для всего народа.
Прежде чем охарактеризовать государственную власть, необходимо определить социальную власть, которая понимается как связь между доминированием и подчинением между темами, присущими человеческому обществу, на основе принуждения [26] . Социальная власть неотделима от всех организованных, более или менее стабильных и определенных обществ людей (клана, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.д.); это самый важный способ работы для социальных структур и учреждений.
Власть дает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организации и порядка. Другими словами, это основа, которая дает сообществу жизнеспособность. Под влиянием власти общественные отношения становятся сфокусированными, приобретают характер контролируемых и контролируемых отношений, а общая жизнь людей организуется и организуется.
Потребность в социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их общей сознательной деятельности, которая включает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядок отношений между людьми в коллективе и коллективе друг с другом. Общественная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, а также способы «присвоения» чужой воли различны, и поэтому существует множество вариаций власти на самых разных основаниях разделения: экономическом, военном, идеологическом, религиозном, корпоративном, государственном и частном, власть организации над членами, которые добровольно присоединился к нему. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[27] . Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. В то же время, если государственная власть действует от имени всего общества, тогда политическая власть, как правило, принадлежит любой ее части или социальной группе, которая является субъектом политической власти. В отличие от политической государственной власти, она имеет три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими полномочиями. С другой стороны, понятие «политическая власть» идентично понятию «государственная власть», поскольку первая приходит от государства и реализуется только при его (прямом или косвенном) участии.
Характерные черты государственной власти:
•она распространяется на все общество;
•носит публично политический характер;
•опирается на государственное принуждение;
•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
•действует система налогов;
•население делится по территориальному признаку;
•ей присущи легитимность, легальность и т.п.
Таким образом, мы выяснили, что государственная власть - это общественно-политическая связь между доминированием и подчинением между субъектами, основанная на государственном принуждении
2.2 Государственный суверенитет
Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета - это не государство, а колония или неотъемлемая часть другого государства. Держателем суверенитета (суверенитета) может быть либо народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президент республики или монарх конституционных монархий), либо самодержавный монарх в силу «божественного права и завоевания».
Понятие «государственный суверенитет» возникло в конце средневековья, когда требовалось отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительную монопольную ценность. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. По определению суверенитет является абсолютной и непоколебимой властью монарха в государстве.. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[28] . В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. По ее словам, государство признания суверенного должно иметь следующие характеристики: наличие определенной территории; более или менее постоянное население, проживающее на этой территории; наличие эффективного правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами.
В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость».
Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа». В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке признается до некоторой степени, что «всестороннее переосмысление и переосмысление концепции» суверенитета» необходимо как при возникновении мирового политического общества, так и при выяснении границ частного суверенитета, принципов их сочетания друг с другом.
Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и этот процесс является двусторонним: с одной стороны, факторы, объективно снижающие суверенитет стран, усиливаются, а с другой стороны, большинство государств добровольно и сознательно ограничивают его.
-
- Неразрывная связь государства и права и взимание налогов
Государство - это не только союз территорий, но и правовой союз, который организован и действует в соответствии с правовыми нормами. Государство, которое устанавливает систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы - узаконивает законодательство и тем самым делает его легитимным. Судебная система определяет правовые рамки и формы для выполнения функций и задач государства. Все правовые вопросы (в том числе государственные) действуют в рамках правовых норм. Таким образом, государство является территориально организованным общественно-правовым обществом населения, построенным на основе власти и осуществляющим свою деятельность на основе закона с помощью специального государственного аппарата. Государство как явление в общественной жизни можно понимать в разных аспектах. В институциональном смысле государство представляет собой систему органов государственной власти и институтов, которые действуют на основе закона. В этом смысле государство выступает равноправным субъектом правовых отношений. В общественном смысле государство - это в целом значительная сила, призванная защищать права и свободы личности, обеспечивать безопасность граждан и общества, устанавливать закон и порядок. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений. Таким образом, государство не может существовать без права. Законодательство формализует государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть легальными.