Файл: Эффективность менеджмента организации (Особенности эффективности управления персоналом на примере ООО «Альфабалт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сотрудники - это главная движущая сила эффективности работы организации. От их образования, опыта, а, главное, желания работать на благо организации, почти полностью зависит успех.

Актуальность работы заключается в том, что мотивация сотрудников важна для любой организации. Если сотрудник не мотивирован должным образом, то он может просто не хотеть применять свои знания на благо компании, не захочет стараться. И эффективность его деятельности будет на очень низком уровне.

Цель написания курсовой работы –рассмотреть особенности эффективности управления организацией.

Задачи исследования:

    • охарактеризовать сущность и значение эффективности;
    • описать эволюцию взглядов на эффективность организаций
    • отметить принципы формирования и пути повышения эффективности работы организации
    • охарактеризовать факторы повышения эффективности
    • дать оценку эффективности организационной структуры системы управления персоналом
    • разработать проект совершенствования системы управления персоналом организации ООО Альфабалт»
    • описать содержание проекта
    • дать оценка эффективности проекта

Объект исследования - общественные отношения, связанные с формированием эффективности управления ООО «Альфабалт».

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.

1 Теоретические основы эффективности управления организацией

1.1 Сущность и значение эффективности

Эффективность - это междисциплинарное понятие. Данный термин применяется в физике, экономике, математике, педагогике, менеджменте, философии. Но четкого определения понятия «эффективность» без приложения к определенной сфере, ученым создать пока не удалось.

Применительно к работе организации, чаще всего используется понятие экономическая эффективность, чьей сущностью является превышение вложенных ресурсов при получении прибыли. Эффективность является «основой успеха любой организации», она позволяет получить больше, чем было вложено, неважно, касается это материальных ресурсов или интеллектуального труда.


В широком смысле слово «эффективность» подразумевает результативность, действенность. В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» указано, что данное понятие подразумевает под собой «соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами».

В статье И.А. Слободняк и А.О. Таровых говорится о том, что слово эффективность может иметь два значения: 31, С.16

- извлечение максимальной прибыли из имеющихся в наличии ресурсов;

- «извлечение максимальной прибыли при минимальных затратах».

Они также утверждают, что нельзя оценивать работу организации исключительно при помощи «экономической эффективности», так как можно из небольшого количества ресурсов и за короткие сроки создать качественный товар, но при этом он будет иметь такую стоимость, что не сможет принести организации прибыль, которая является одним из показателей эффективности.

Эффективность можно определить следующими способами:

- эффективность в качестве относительного показателя (целевая эффективность, ресурсная эффективность). В таком значении она применяется при проведении анализа собственных преимуществ организации, определении конкурентоспособности. В данном случае результат эффективности приравнивается к показателю рентабельности.

- Эффективность можно определить с помощью анализа изменения дохода организации. Здесь используются методы дисконтированного денежного потока, метод определения срока окупаемости, метод капитализации доходов, расчет точки безубыточности проекта.

- Эффективность можно определить доходным методом при использовании относительного показателя, например, внутренней нормы рентабельности или прибыли. Также можно применить метод индекса доходности с определением индекса прибыльности.

-Также эффективность можно определить при помощи критериев разработанных на конкретном предприятии, они могут быть финансовыми и нефинансовыми, но обязательно подстроенными под организацию.

М.К. Ильясова и С.И. Ибраимова выделяют в своей работе следующие виды эффективности:

- потребностная - организация устанавливает стратегические цели и эффективность измеряется по показателям данных целей, например, если организация поставила перед собой задачу увеличение продаж, то эффективность будет измеряться в процентах увеличения числа продаж;

- результативная - организация устанавливает количественную цель: например, увеличение обращения клиентов через интернет на 24%, и эффективность будет выявляться при сравнении реального процента обращения с планируемыми 24%.


- затратная - выявляется при сравнении потраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.д.) при изготовлении продукта с его итоговой стоимостью.

Гаффорова Е. В., Елисеева Т. И., Юрченко Е. Г., Репина Е. Я. в своей статье выделяют следующие виды эффективности:

- Экономическая эффективность – это соотношение результатов и затрат, приводящих к сбережению разного рода ресурсов (трудовых, материальных и природных) или позволяющих увеличить производство товаров и услуг конечного и инвестиционного потребления, получающих стоимостную оценку.

- Бюджетная эффективность – это соотношение результатов и затрат научной, научно-технической и инновационной деятельности на доходы и расходы государственного бюджета.

- Научно-техническая эффективность – совокупность таких показателей, как патентная, изобретательская, публикационная, конструкторская и инновационная активность.

- Социальная эффективность – удовлетворенность потребностей человека и общества, улучшение социальной сферы, повышение качества жизни людей, повышение уровня благосостояния работников.

- Экологическая эффективность – снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду и рационализация природопользования.

Эффективность деятельности организации можно определить с помощью двух составляющих: эффекта производственной деятельности и затратами на его достижение (затратная модель) 29, С.60.

Итак, эффективность - это термин, используемый во многих дисциплинах. Но в нашей работе эффективностью будет называться превышение вложенных ресурсов при получении прибыли. Было выяснено, что эффективность может быть трех видов: потребностная, результативная и затратная, а также экономическая, бюджетная, научно-техническая, социальная и экологическая. Также были выявлены методы, с помощью которых можно определить эффективность деятельности организации.

1.2 Эволюция взглядов на эффективность организаций

В современном мире термин «эффективность» очень часто используется при оценке деятельности организации. Это понятие достаточно хорошо исследовано современными учеными. В данном исследовании речь идет об эффективности организации, в том числе об экономической эффективности.

Первый раз «эффективность» была упомянута в работах английского экономиста Вильяма Петти (17 век) и французского экономиста Франсуа Кенэ (18 век). В их работах термин эффективность употреблялся для оценки результативности тех или иных правительственных или частных действий. Но в их работах «эффективность» не была выделена как самостоятельный экономический термин, поэтому она не была исследована должным образом.


Человечество развивалось, появилось машинное производства, была разработана теория научного менеджмента, и экономисты снова вспоминают про эффективность и начинают использовать данный термин для оценки деятельности в разных отраслях.

Дальнейшее исследование эффективности организаций было продолжено Г. Эмерсоном, который в начале 20 века опубликовал свою главную работу «Двенадцать принципов эффективности». В его работе эффективность рассматривается основной задачей управления, также в его работе была выявлена связь между функциональностью и эффективностью 21,С.8.

При плановой экономике главным критерием эффективности работы организации было достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

Постепенно появлялось новое содержание термина «эффективность организации». Он стал включать в себя отношение результата и затрат; результата и целей; результата и потребностей; результата и ценностей. С этого момента было доказано, что эффективность имеет множество аспектов, соответственно для ее оценки необходимо было вывести систему критериев.

Так появилась абсолютная и сравнительная экономическая эффективность.

Сравнительной эффективностью называли достижение результата с минимальными затратами или максимизация результата с учетом сформулированных ограничений по ресурсам. Особенно подчеркивалось экономическое значение: сравнение показателей эффективности позволяло выбрать наилучший способ достижения цели, выявляя возникающие недостатки.

Что же касается абсолютной эффективности, то здесь речь шла не только об экономических показателях. Сюда добавились показатели, требующие затрат наравне с экономическими. Например, законодательство многих стран запрещает загрязнение природы, для этого необходимо потратить средства на установку фильтров, которая не приносит экономического эффекта. Также это средства, которые идут на совершенствование условий труда, обслуживание в лечебных заведениях за счет организации, повышение мотивации персонала. Абсолютная эффективность рассматривает весь комплекс затрат и выдает результаты по каждой сфере деятельности организации. Таким образом, появились социально-экономическая, институциональная, социальная, экологическая эффективность в зависимости от затрат субъекта и результатов его деятельности.

Теперь рассмотрим развитие эффективности организации в России. Оно схоже с остальными странами в том, что также выросло из эффективности производства в многоаспектное управление производством. Но процесс этот происходил у нас гораздо дольше. Это связано прежде всего с тем, что в Советском Союзе организациями управляли централизованно сверху, деятельность организаций ограничивалась производством, не было такой конкуренции, при которой приходится постоянно внедрять новшества, чтобы товар интересовал потребителя. Поэтому эффективность в советское время была синонимом термина результативности, и критерием эффективности было выполнение или перевыполнение плана выпуска продукции, предоставляемого сверху.


Советская школа при отсутствии конкуренции между товарами определяла эффективность с помощью показателей приведенных затрат.

Но тем не менее тематика эффективности интересовала ученых и тогда. В.М. Архипов был одним из первых советских ученых, который заговорил о необходимости стратегического планирования (планирование на длительный период времени, от 5 лет и дольше).

После 1991 года Россия стала жить по законам рыночной экономики, когда государство перестало поддерживать убыточные предприятия и, фактически, каждой организации приходилось заботиться о себе самой. Это был тяжелый период, и перестроиться на новый лад Россия смогла лишь к началу 21 века 18, с.285.

В XXI веке активно развивается предпринимательство, которое ускоряет появление концепции эффективности организации (предприятия).

Очень важны для российской науки и менеджмента исследования следующих российских ученых: О.С. Виханского, А.Н. Петрова, Г.Б. Клейнера, А.Т. Зуба. Рассмотрим их вклад в понятие эффективность организации отдельно.

О.С. Виханский смог сформулировать определение понятия «эффективный менеджмент» (менеджмент, ставящий перед собой недостижимые цели и достигающий их). Также ученый разработал 2 разные системы критериев для эффективности управления на стратегическом и оперативном (планирование на срок до 1 года) уровне. При стратегическом управлении показателями эффективности были рациональность (использование производственного потенциала организации) и прибыльность, а при оперативном - своевременность реакций на изменения спроса, нововведения конкурентов и точность.

А.Н. Петрова затронула вопрос контроля и оценки эффективности внедряемых мероприятий на каждой стадии развития, чтобы вовремя устранить недостатки. Она занималась исследованиями в области прогнозирования и стратегического управления и развития.

Г.Б. Клейнер внес огромный вклад в теорию эффективности. Он проводил исследования российских организаций, касающихся принятия управленческих решений. Его заслуга состояла в том, что он мог построить эффективную систему принятия решений на предприятии, а также он разработал программу реформы отечественных предприятий для повышения эффективности деятельности всего предприятия через модернизацию и реформирование ее отдельных элементов.

– А.Т. Зуб работал над исследованиями в области управления персоналом, мероприятий для сохранения экономической устойчивости в период кризиса. При этом он говорил о том, что эффективное управление - это многогранный термин, и его не всегда можно облечь в экономические показатели. Основными показателями эффективности будут являться те, где в процессе контроля работы организации были выявлены грубые ошибки и недостатки (согласно значимости данной сферы деятельности для организации) 15, с.160.