Файл: Теории интеллекта : современный взгляд и подходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многими исследователями возможность сделать это виделась в нахождении таких интеллектуальных характеристик, которые бы представляли собой промежуточный уровень между общим фактором (фактором g) и отдельными интеллектуальными характеристиками.

Рисунок 1.4. Пример задания одного из тестов Дж. Гилфорда.

Иерархические теории интеллекта. К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры.

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт [9] опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует пять уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

Работа Филипа Вернона, другого английского исследователя, которая появилась примерно в то же время, имела подтверждения, полученные в факторных аналитических исследованиях. Ф. Вернон выделил четыре уровня в структуре интеллектуальных характеристик – 1) общий интеллект, 2) основные групповые факторы, 3) второстепенные групповые факторы и 4) специфические факторы. Все эти уровни изображены на рисунке 1.5.

Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил британский и американский психолог-исследователь Рэймонд Бернард Кэттелл - автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта. Р. Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж. Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй широкий фактор - флюидный интеллект - меньше связан с обучением и больше - со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.


Рисунок 1.5. Иерархическая модель интеллекта Ф. Вернона.

Вначале предполагалось, что флюидный интеллект в большей степени связан с природными задатками интеллекта и относительно свободен от влияния воспитания и образования (тесты его диагностики так и назывались - тесты, свободные от культуры). Со временем стало понятно, что оба вторичных фактора, хотя и в различной степени, но все же связаны с образованием и в одинаковой степени испытывают влияние наследственности. В настоящее время уже не используется интерпретация флюидного и кристаллизованного интеллекта как характеристик, имеющих разную природу (одна - более «социальная», а другая - более «биологическая»).

Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить количество конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы.

1.2 Когнитивные теории интеллекта

Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации указывает на высокий уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе - мозговые ритмы, физиологические реакции, время реакции. Как правило, в исследованиях, которые проводятся в контексте когнитивных теорий, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности используются разные скоростные характеристики.

Возрождение идеи измерения интеллекта с помощью разновидностей времени реакции связано с интересом к компонентам интеллектуальной деятельности и можно сказать, что результат современной проверки этой идеи мало отличается от того, который получил Ф. Гальтон.

На сегодняшний день это направление располагает значительными экспериментальными данными. Так, установлено, что с временем простой реакции интеллект коррелирует слабо. Со временем реакции выбора корреляции несколько выше, причем, чем больше количество стимулов, из которых необходимо выбрать один, тем выше оказывается связь времени реакции с интеллектом. Но и в этом случае в ряде экспериментов вообще не было обнаружено связей между интеллектом и временем реакции.


Связи интеллекта со временем опознания часто оказываются высокими. Однако данные о связи времени опознания с интеллектом получены на небольших по численности выборках. По оценке Ф. Вернона, средняя величина выборки в этих исследованиях к началу 80-х годов была 18 человек, а максимальная - 48. В ряде работ выборки включали умственно отсталых субъектов, что увеличивало разброс по баллам интеллекта, но одновременно из-за маленького размера выборок завышало корреляции. Кроме того, имеются работы, в которых этой связи не было получено.

Менее противоречивые результаты получены при определении времени выполнения сложных интеллектуальных тестов. Так, например, в работах И. Ханта проверялось предположение о том, что уровень вербального интеллекта определяется скоростью извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. И. Хант фиксировал время опознания простых вербальных стимулов, например, скорости отнесения букв «А» и «а» к одному классу, поскольку это одна и та же буква, а букв «А» и «Б» - к разным классам. Корреляции времени опознания с вербальным интеллектом, диагностированным психометрическими методами оказались равны -0,30 - чем меньше время опознания, тем выше интеллект.

Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказываются очень слабыми. То есть скоростные параметры не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только малая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации.

1.3 Теория множественного интеллекта

Автором теории множественности интеллекта был Говард Гарднер, американский психолог, профессор Гарвардского университета. Впервые термин был использован им в книге «Границы разума» в 1983 году. Теория Г. Гарднера кардинально отличается от существующих представлений об интеллекте и о когнитивном развитии, как это было описано в универсальной теории Пиаже. Отмечая, что интеллект не представляет собой ни отдельную сущность, ни единый набор процессов, Гарднер заверяет, что существуют различные по своей природе интеллекты. Индивидуальные интеллектуальные способности предполагают различные возможности их реализации.


Гарднер определяет интеллект как “биопсихологический потенциал, способный обработать информацию, которая может быть использована для решения неких проблем или создания продуктов, представляющих культурную ценность”. Описывая это как некий потенциал, Гарднер указывает и на респонсивную природу интеллекта, далее отталкиваясь в своей теории от концепции интеллекта как предопределенного или врожденного. Будет ли потенциал использован, зависит в большей степени от ценностей культуры, в которой развивается индивид, и, вероятно, от возможностей, существующих в данной культуре. На развитие интеллекта одновременно влияют как индивидуальные биологические особенности, так и экологические факторы, а также образовательная среда и усилия самого индивида. Именно эти факторы вносят свой вклад в формирование интеллекта.

Гарднер начал переосмысливать природу интеллекта, изучив разнообразные сформированные интеллекты взрослых из различных культур мира. Для того чтобы идентифицировать те особенности, которые определяют окончательно сформированный интеллект, он изучил результаты исследований в разных областях знания, таких как неврология, психология, биология и антропология. Тогда же им были сформулированы восемь критериев для определения типа интеллекта, включающие неврологические показатели, подтверждаемые эволюционной теорией и теорией символов. Гарднер полагает, что, поскольку интеллект используется для решения реальных проблем, то измерение интеллекта должно также быть основанным на использовании способностей в реальных жизненных ситуациях. По Гарднеру, критерии, необходимые для идентификации типа интеллекта, — одно из самых существенных достижений его теории.

До сегодняшнего дня Гарднер идентифицировал восемь типов интеллекта: логико-математический, лингвистический, музыкальный, пространственный, физически-кинестетический, натуралистический, межличностный и внутриличностный. Хотя логико-математический и лингвистический интеллекты были доминирующими при психометрических испытаниях и в условиях школьного образования (им отводилась главная роль), ни один интеллект не может считаться более лучшим, чем другие. Гарднер не утверждает, что этот список является исчерпывающим или что параметры для определения типа интеллекта носят категорический характер. Скорее, его цель состоит в том, чтобы оказать поддержку плюралистическому представлению об интеллекте. Мы рассмотрим список, основанный на восьми полученных опытным путем критериях идентификации интеллекта, с привлечением новых данных.


Интеллект в теории множественного интеллекта базируется на психологическом понимании процесса, области, стиля и содержания так же, как и отличается от него. В терминах процесса сам интеллект — не процесс; скорее, это — способность обрабатывать определенные виды информации определенными способами. Каждый интеллект работает предпочтительно с процессами, выполняемыми соответствующими нейронными сетями, и каждый предполагает сопутствующие психологические процессы, типа логико-математических процессов или смешанной обработки информации.

Хотя в общем понятия интеллект и область легко различимы, интеллект относится к биологическим и психологическим потенциалам человека. Области — совокупности знаний, ценимые и находящие прикладное применение в пределах культуры. Интеллект может быть применен во многих областях. Например, пространственный интеллект может работать в области изобразительного искусства, инженерии и навигации. Точно также работа в определенной области может требовать использования более чем одного интеллекта. Например, успешный преподаватель полагается, по крайней мере, на лингвистические и личностный интеллекты.

Стиль и интеллект — существенно различные психологические понятия. Стиль относится к характерному и последовательному подходу человека к организации и обработке информации; например, человек может иметь импульсивный или игривый стиль. Теория множественного интеллекта — не стилевая теория; скорее, интеллектуальный профиль человека отражает его способность обрабатывать различные типы информации, например пространственную, музыкальную и связанную с окружающей человека средой, в то время как психологическая литература рассматривает стили как относительно устойчивые признаки индивидуального и очевидного вопреки широкому диапазону ситуаций, теория множественного интеллекта предполагает возможность того, что стиль является также проблемно-ориентированным проявлением.

Согласно теории множественного интеллекта, интеллект чувствителен к определенному содержанию, но не есть собственно содержание. Например, логико-математический интеллект активизируется, когда люди работают с количеством, написанными формулами и цифрами. Эти мыслительные операции влекут за собой, однако, нечто большее, чем содержание чисел и формул.

Теория множественного интеллекта утверждает, что различные интеллекты лучше приспособлены к разному содержанию и нет никаких совпадающих характеристик, типа памяти, восприятия или скорости обработки. Это понимание отличает теорию множественного интеллекта от других плюралистических представлений об интеллектах, которые предполагают равнозначные умственные способности во всех областях и работу разных интеллектов по одним законам.