Файл: Бизнес модель А. Остервальдера и И. Пинье: девять структурных блоков.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-моделирования в предпринимательстве
1.1 Сущность бизнес-моделирования и бизнес-моделей в предпринимательстве
1.2 Шаблон бизнес-модели, разработанный А. Остервальдером и И. Пинье
Глава 2. Особенности бизнес-моделирования в управлении индивидуальным предпринимательством
2.1. Структурные блоки современных бизнес-моделей в управлении ИП
2.2 Описание предлагаемой бизнес-модели ИП «Крысиная нора» и контроль его реализации
2.3 Рекомендации по отдельным разработанным блокам предлагаемой бизнес-модели ИП
Компания должна спросить себя: за что готовы платить клиенты? Правильный ответ на этот вопрос позволит создать один или несколько потоков поступления доходов.
Существует ряд способов создания потоков доходов:
- Продажа активов: самый очевидный поток поступления дохода — доходы от продажи прав собственности на материальный продукт;
- Плата за использование: этот поток возникает из оплаты пользования определенной услугой. Чем больше клиент пользуется сервисом, тем больше он за него платит;
- Оплата подписки: это поток дохода от продажи продолжительности доступа к услуге;
- Аренда/рента/лизинг: этот поток создается путем передачи клиенту временных прав на пользование определенным активом в течение определенного периода времени за фиксированную плату;
- Лицензии: в этом случае поток дохода создается за счет передачи прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью;
- Брокерские проценты: поток доходов поступает и от посреднических услуг, которые предоставляются двум или более сторонам в ходе сделки;
- Реклама: данный поток доходов создает оплата рекламы товара, услуги или торговой марки.
Шестой блок — ключевые ресурсы. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.
Эти активы позволяют организации создавать и доносить до потребителя ценностные предложения, выходить на рынок, поддерживать связи с потребительскими сегментами и получать прибыль.
Ключевые ресурсы можно классифицировать следующим образом:
- Материальные ресурсы: к этой категории относятся физические объекты, такие как производственные мощности, здания, оборудование, транспортные средства, точки продаж и сети дистрибуции;
- Интеллектуальные ресурсы: интеллектуальная собственность, например торговые марки, закрытая информация, защищенная правами собственности, патенты и авторские права, партнерские и клиентские базы данных;
- Персонал: подбор персонала — важная задача для любого предприятия, но есть бизнес-модели, требующие особенно внимательного отношения к этому ресурсу, например в наукоемких производствах или творческих коллективах;
- Финансы: ряд бизнес-моделей требует наличия определенных финансовых ресурсов и/или финансовых гарантий, таких как денежные средства, кредитные линии или фондовый резерв.
Седьмой блок — ключевые виды деятельности. Блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели.
Каждая бизнес-модель включает определенное число ключевых видов деятельности. Это самые важные действия организации, без которых ее успешная работа невозможна.
Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом:
- Производство: эта деятельность включает разработку, создание и вывод на рынок продукта в требуемом объеме и/или наилучшем качестве. Производственная деятельность — главная для бизнес-моделей компаний-производителей;
- Разрешение проблем: эта деятельность заключается в поиске оптимального решения проблем конкретного клиента. Ключевая активность этого типа преобладает в работе организаций, оказывающих услуги;
- Платформы/сети: в бизнес-моделях, основанных на платформе как ключевом ресурсе, главными видами деятельности являются те, что связаны с этой платформой или сетью. В качестве платформы могут выступать компьютерные сети, коммерческие платформы, программное обеспечение и даже торговые марки.
Восьмой блок — ключевые партнеры. Блок описывает сеть поставщиков и партнеров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.
Организации строят партнерские отношения, чтобы оптимизировать свои бизнес-модели, снизить риски или получить ресурсы, и подобные отношения становятся основой многих бизнес-моделей.
Можно выделить четыре типа партнерских отношений:
- Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими организациями;
- Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами;
- Совместные предприятия для запуска новых бизнес проектов;
- Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений:
- Оптимизация и экономия в сфере производства: эта основная форма партнерства или отношений между заказчиком и поставщиком с целью оптимизации распределения ресурсов и ведения деятельности;
- Снижение риска и неопределенности: партнерские отношения могут помочь снизить риск в конкурентной среде, для которой характерна неопределенность. Нередко компании формируют стратегический союз в одной области, в других оставаясь конкурентами;
- Поставки ресурсов и совместная деятельность: лишь некоторые компании владеют всеми ресурсами или выполняют все виды деятельности, которые включает в себя их бизнес-модель. Обычно они передают функции добычи и поставки некоторых ресурсов и выполнение определенных действий своим партнерам.
Девятый блок — структура затрат. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели.
Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнеров.
Минимизировать издержки следует в любой бизнес-модели, однако для некоторых моделей снижение издержек имеет большее значение, чем для других.
По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модели на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности (большинство бизнес-моделей находятся где-то между этими двумя крайностями).
По структуре издержки можно разделить на следующие категории:
- Фиксированные издержки: издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг;
- Переменные издержки: издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров или услуг;
- Экономия на масштабе: снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции;
- Эффект диверсификации: это преимущество компания получает в результате большего спектра операций.
1.3 Применение бизнес-модели, разработанной Александром Остервальдером и И. Пинье, в индивидуальном предпринимательстве
Стратегическое планирование важно для каждого бизнеса. Один из самых популярных инструментов — бизнес-модель Остервальдера. Он простой и эффективный, подходит как для развивающихся, так и уже давно работающих компаний. В этой статье поговорим о истории появления модели и подробно разберем каждый блок.
Что такое бизнес-модель Остервальдера?
Бизнес-модель Остервальдера (Business Model Canvas) — инструмент стратегического управления, используемый для описания бизнес-моделей новых или уже работающих предприятий. Представляет собой схему из 9 блоков, описывающих разные бизнес-процессы организации.
Модель создали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Подробное описание схемы они дали в книге «Alexander Osterwalder & Yves Pigneur: The Business Model Generation».
Работающие фирмы используют модель для поиска новых точек роста, анализа конкурентов и определения лучших практик развития бизнеса. Существует заблуждение, что инструмент применяют в ИПах и маленьких фирмах, но на самом деле его используют такие «гиганты», как IBM, Ericsson, Deloitte и многие другие.
На стадии планирования ИПа применение Канвас затруднительно. Заполнение всех блоков возможно, когда найдены поставщики и партнеры, определены каналы сбыта и подсчитаны издержки.
Создатели инструмент (Остервальдер и Пинье) в своей научной работе рекомендуют предпринимателям не ограничиваться составлением одной модели. Для поиска оптимального варианта задавайте себе сложные вопросы, учитывайте различные сценарии развития компании и тогда сможете выбрать лучшую бизнес-модель, которая окажет положительный эффект на развитие бизнеса.
Что нужно сделать перед построением бизнес-моделей?
Перед составлением первой бизнес модели сделайте следующее:
- Проанализируйте разные направления деятельности. Регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, создавая компанию или планируя новый продукт, выбирают несколько видов деятельностей. Как правило, исходят из планов на будущее: чем планируют заниматься. На этом этапе подумайте, в каких сферах будете работать с наибольшей долей вероятности.
- Выберите приоритетное направление. Из обилия рассматриваемых сфер деятельности выберите приоритетную — ту, от которой планируете получать большую часть прибыли. Вокруг нее выстраивайте долгосрочную стратегию развития бизнеса.
- Составьте ассортимент предлагаемой продукции. Проанализируйте рынок, узнайте, какие товары пользуются спросом, а какие продаются плохо. Для достижения наиболее эффективного результата рассматривайте первую группу продукции, от второй откажитесь.
- Продумайте и сформируйте рекламную стратегию, выберите инструменты продвижения продукции и методы конкурентной борьбы. Подумайте о маркетинговой стратегии: как продвигать товар на рынке, кому продавать (ваша целевая аудитория), на какие конкурентные преимущества обращать внимание клиентов, чтобы обойти конкурентов и т.д.
Если говорить проще, перед составлением первых бизнес-моделей Остервальдера на руках должен быть хотя бы минимальный план по развитию компании: основное направление деятельности, ассортимент товаров, маркетинговая стратегия и т.п.
Глава 2. Особенности бизнес-моделирования в управлении индивидуальным предпринимательством
2.1. Структурные блоки современных бизнес-моделей в управлении ИП
Монетизация бизнеса — выявление и внедрение новых источников прибыли бизнеса. Принцип работы модели: прогонять деньги через сервис от заказчика к исполнителю либо самому быть заинтересованной стороной и работать за комиссию, выполняя запросы пользователей. Выгодной модель становится либо при многомиллионных оборотах, тогда комиссия может быть 3—5 %, либо с большой комиссией.
Удачные примеры можно назвать следующие:
Сервисы перевода, ввода и прочих операций с денежными средствами. Например, Qiwi, Яндекс.Деньги и прочие. Через них пользователи могут осуществлять различные действия с деньгами, однако практически за все будет взиматься комиссия от 3 процентов.
Биржи и агрегаторы, которые соединяют продавцов с покупателями. Это известные туристические сайты (Booking и т. д.), купоны (Biglion и подобные) и прочее. Благодаря таким площадкам поставщики могут продать свои услуги быстрее, а пользователи — выбрать наиболее привлекательный для себя вариант из множества предложенных. Такие сайты живут на комиссию, которую платят компании с каждой продажи. Считается, лучшая модель для ИПа. По ней работают большинство посредников: маркетплейсы, агрегаторы, платежные системы, банки и т.д. Именно по этой модели работают «уберизаторы», о которых было написано. «Уберизатор» обеспечивает сделку между продавцом и покупателем. Он получает свой % от выполненного заказа (возможны варианты). Все довольны. Основное условие, чтобы экономика транзакционной модели «уберизатора» сходилась, должно быть следующее:
Комиссия с продаж должна быть больше чем затраты на привлечение клиента. В unit-экономике это выглядит так:
ARPU (Average Revenue Per User) > CAC (Customer Acquisition Costs)
где ARPU — доход с одного клиента,
CAC — стоимость привлечения 1-ого клиента
Для того, чтобы партнеру было выгодно работать с уберизатором, необходимо соблюдать 2 условия:
Посредник должен привлекать клиентов гораздо дешевле, чем это может сделать сам партнер.
Посредник должен предлагать гораздо больше клиентов, чем это может сделать сам партнер.