Файл: Анализ внутренней и внешней среды организации (ООО "Стимул").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. Т. е. использование стандартных деталей облегчает процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

Технологии, влияющие на организационную эффективность, требует изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, в своей работе я опишу классификацию по Томпсону и по Вудворд.

Классификация технологии по Джоан Вудворд выделяет три категории технологий:

  1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается одно изделие.
  2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
  3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает непрерывно, изготавливая одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах. Пример может стать – переработка нефти.[7]

Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий:

  1. Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец – сборочные линии массового производства.
  2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются, или хотят быть взаимозависимыми.
  3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Оба типа технологий хороши собой. В одном случае может быть применим один тип, а в другом более подойдет второй. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.

1.5. Люди

Люди - это основа любой организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Люди, работающие в организации, отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, способности и т.п. Все это оказывают серьезное влияние как на характеристики работы и поведения каждого работника, так и на действия и поведение других членов организации. Таким образом, менеджменту необходимо строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека. Стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины люди имеют желания, и для них характерны наличие отношения не только к своим действиям, но и к действиям окружающих. Это может серьезно влиять на результаты их труда. Таким образом менеджменту приходится решать сложные задачи, от которых зависит успех функционирования организации.[8]


Глава 2. Внешняя среда организации

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других.

Основными характеристиками внешней среды являются:

  • Сложность;
  • Подвижность;
  • Неопределенность;

Сложность - количество факторов, которые необходимо учитывать организации, для того чтобы эффективно функционировать.

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то, если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Подвижность средыскорость изменения различных факторов и их влияние друг на друга.

Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, потому что он должен отслеживать все технологические нововведения. А производственный отдел, сталкивается с медленно изменяющейся средой, которая характеризуется стабильным движением материалов и трудовых ресурсов.

Неопределенность – это количество информации, которой располагает организация о каком либо факторе, и ее надежность. Если информации мало, то среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.[9]


Внешние факторы подразделяются на:

  1. Среда прямого воздействия;
  2. Среда косвенного воздействия.

2.1. Среда прямого воздействия

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, влияющие на операции в организации (рисунок 2).

Рисунок 2. «Факторы (среда) прямого воздействия».

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности выходов – это материалы, оборудование, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильности.

      1. Поставщики материалов. Некоторые организации зависят

от непрерывного притока материалов.

Японцев считают создателями методов ограничения запасов. Фирмы, для которых материалы – входы, считают, что то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса, должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с высшей степени взаимосвязанными поставщиками. В других странах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов.

      1. Поставщики капитала. Для роста и процветания фирмы нужны поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцентирующие векселя компании или покупающие ее облигации. Обычно, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договорится с поставщиками на благоприятных условиях, и получить нужный объем средств.
      2. Поставщики трудовых ресурсов. Правильное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное не имеет смысла.

Законы и государственные органы. Многие законы и государственные учреждения также влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь компанией, корпорацией или не коммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их, в противном случае, руководителям придется заплатить штраф или вовсе прекратить ведение бизнеса.[10]

Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяя для организации почти все, что относится к результатам ее деятельности. Таким образом, необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Конкуренты. Внешним фактором влияющим на организацию являются конкуренты. Руководители организаций должны понимать, необходимо удовлетворять потребности клиентов. В противном случае их могут обойти конкуренты, и организация потерпит поражение.

2.2. Среда косвенного воздействия

В отличии от факторов среды прямого воздействия, факторы среды косвенного воздействия не влияют на операции организаций. Но руководству все же необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия сложнее, среды прямого воздействия. Руководителям приходится опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, пытаясь спрогнозировать последствия для организации.

Рисунок 3. Факторы (среда) косвенного воздействия.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся:

  • технология;
  • состояние экономики;
  • социокультурные;
  • политические факторы;
  • взаимоотношения с местными сообществами.

Технология является как внутренней переменной, так и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления продуктов, на скорость устаревания продукта, на сбор, хранение, распределение информации, и на то, какие продукты и услуги ожидают потребители от организации.

Отсюда видно, что организации, имеющие дело с технологией высокого уровня, должны быть в состоянии быстрого реагировать на новые разработки и предлагать нововведения. Но сегодня, для того чтобы сохранить конкурентоспособность, организациям необходимо идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.[11]


Состояние экономики. Руководству организаций необходимо оценивать, как изменения состояния экономики скажутся на операциях организаций. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность покупать определенные товары и услуги.

Важно понимать, что любое изменение состояния экономики может оказать, как положительное, так и отрицательное воздействие на различные организации.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует в культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Социокультурные факторы влияют на продукцию и услуги организации. В качестве примера можно привести производство одежды. Человек готов заплатить больше за вещь, на которой стоит имя престижного модельера, только потому что это придает им дополнительный вес в обществе.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.[12]

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятствующую для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.