Файл: Анализ внутренней и внешней среды организации (ООО "Стимул").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На любую организацию воздействуют различные внутренние и внешние факторы. Изучение этих факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на предприятие, называется «Анализ внешней среды организации».

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:

• прогнозировать непредвиденные обстоятельства;

• разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных обстоятельств и угроз;

• помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Особенностями переменчивости внешней среды, которые необходимо всегда принимать во внимание, являются динамизм, непрерывное движение и изменение. Структура рынка переходит в другое состояние, у потребителей появляются новые предпочтения, изменяются курсы валют, издаются новые законодательные акты. Несмотря на все изменения, предприятие должно быстро реагировать, и справляется с переменами. И только тогда оно придет к успеху.

Работа над стратегией – это сложный и трудоемкий процесс. Для того чтобы достичь поставленных задач, предприятие должно уметь обходить препятствия извне. Для этого используют стратегическое планирование и оценка внешней среды. Суть планирования заключается в обеспечении взаимодействия предприятия с внешней средой, для нормального функционирования и развития. Оценка внешней среды необходима для того, чтобы:

• выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты;

• определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы;

• оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели.

Решение данных задач осуществляется при детальном изучении окружающих предприятие факторов. В результате данного изучения определяется успех перспективного планирования и подготовка перечня, который раскрывает возможные угрозы.

После подготовки перечня, начальникам отделов необходимо установить новые нормативные показатели исходя их выявленных угроз, а также разработать список факторов успеха для подразделений.

Внутренняя среда, в отличие от внешней, включает в себя то, что находится внутри организации.

Внутренняя среда организации необходима для того, чтобы выявить внутренний потенциал, с помощью которого предприятие может достигнуть поставленных целей.

Целью моей работы является анализ внутренней и внешней среды и ее влияние на предприятие.


Для осуществления этой цели необходимо выполнить ряд задач:

• изучить теоретическую часть данной темы;

• охарактеризовать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;

• изучить краткую характеристику предприятия;

• проанализировать внутренние и внешние переменные предприятия.

Предметом данной курсовой работы является анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Объектом исследования является ООО «Стимул».

При написании данной работы были использованы различные учебники, данные бухгалтерской отчетности предприятия.

Глава 1. Внутренняя среда организации

Анализ среды - это исходный процесс стратегического управления. Он обеспечивается для предприятия его цель и миссию, а также формирование стратегий поведения, позволяющий предприятию реализовать собственную цель.[1]

Одной из основных ролей любого управления считается сохранения равновесия в взаимодействии со средой.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться в работах А. Богданова и Л. Берталанфи в первой половине ХХ века. Значение внешней среды для организаций стало применяться только в 60-е годы. Данная концепция стала исходной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, благодаря которой любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Дальнейшее развитие концепции привело к возникновению ситуационного подхода. При таком походе метод управления стал зависеть от конкретной ситуации, характеризуемый определенными внешними факторами.

Для того чтобы реализовать стратегию поведения в практике, руководству необходимо учитывать не только внутреннюю среду организации, ее потенциалы и тенденции развития, но и внешние факторы, которые также влияют на предприятие. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим методом в первую очередь для того, чтобы выявить те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при достижении своих целей.

Внешняя и внутренняя среда организации всегда функционируют параллельно друг с другом. Это видно на рисунке 1.

Рисунок 1 «Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации»


На рисунке видно, что любое предприятие взаимодействует с большим количеством факторов. При воздействии неблагоприятных условий с внешней среды происходит воздействие на внешние факторы, и на оборот.[2]

Внутренняя среда организации - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ представляет собой оценку с позиции маркетингового управления функциональных сфер деятельности фирмы для выявления ее сильных и слабых сторон.

Источниками для анализа становятся:

  • деловые отчеты;
  • конференции;
  • докладные записки;
  • личный опыт;
  • работники фирмы;
  • внешние источники и т. д.

Внутренняя среда организации состоит из ситуационных факторов организации. Главными переменными внутри организации, являются:

  • цели;
  • структура;
  • задачи;
  • технология;
  • люди[3].

1.1 Цели.

Организация - это группа людей с общими целями. Организацию можно рассматривать, как средство достижения целей, которое коллективно может выполнить то, что невозможно выполнить индивидуально.

Целью является желаемый результат, к которому стремилась группа, работая вместе. В ходе процесса планирования, руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

У организации могут быть разные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены на создании определенных товаров или услуг в рамках затрат и прибыли. Их волнует рентабельность и производительность. Государственные органы, учебные институты не стремятся получать прибыль. Им важны затраты. Исходя из этого, определяются цели организации, с учетом своих возможностей и бюджета.

Цели подразделяются:

  • - на краткосрочные;
  • - промежуточные;
  • -долгосрочные.
  • - большие и малые;
  • - конкурирующие;
  • - независимые;
  • - дополнительные.

Классификация целей необходима для того, чтобы установить приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, другие - отложить.

Цели подразделений должны составлять конкретный вклад в цели организации, как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

1.2. Структура.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в форме, позволяющей более эффективно достигать целей организации. Главными структурными переменными является разделение труда и сфера контроля.


Разделение труда характеризуется тем, что работа закрепляется за определенными специалистами, которые могут выполнить эту работу лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Горизонтальное разделение труда включает в себя качественное и количественное разделение и специализацию трудовой деятельности. Посредством горизонтального разделения труда общий производственный процесс дифференцируется на частные обособления соответствующих видов деятельности со специализацией производства.[4]

Схема 1 «Горизонтальное разделение труда».

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

ИСПОЛНИТЕЛИ

Горизонтальное разделение труда в свою очередь подразделяется:

  1. Разделение труда по функциям, представляющее собой специализацию работников;
  2. Товарно-отраслевое разделение, которое представляет собой специализацию по соответствующим видам деятельности.
  3. Квалификационное разделение, определяемое видами деятельности, исходя из сложности работ.[5]

Горизонтальная дифференциация - это степень разделения труда отдельных структурных единиц. При этом чем больше на предприятии различных сфер, которые требуют специализированных знаний и навыков, тем более сложной будет разделение труда.

Горизонтальная специализация сконцентрирована на дифференциации функций. Она направлена на охват определенных работ и определение взаимосвязи различных видов работ, выполняющимися одним или многими работниками.

Вертикальное разделение труда. Выделяют несколько направлений вертикального разделения труда

  1. Уровень общего руководства,
  2. Технологическое направление, на котором осуществляется внедрение технологий,
  3. Уровень управления персоналом,
  4. Экономическое направление,
  5. Оперативное направление.

Уровни управления характерные для вертикального разделения труда.

Высший уровень, в который включены руководители, осуществлявшие основные функции, которые направлены на выполнение интересов акционеров или собственников компании (президенты, генеральные директора, члены совета директоров и др.). На высшем уровне происходит определение стратегии компании и ее деловой политики.


Средний уровень управления представлен руководителями филиалов, проектов и программ, начальниками отделов или цехов. Эти работники имеют широкий круг обязанностей, наделены относительно большой самостоятельностью при принятии решений в процессе реализации разработанной высшим руководством стратегии предприятия.[6]

Низший уровень управления включает в себя работников, находящихся в непосредственном контакте с работниками. Они доводят задания до исполнения и осуществляют контроль (руководитель смены, мастер, бригадир).

Схема 2 «Вертикальное разделение труда».

Главный руководитель (президент, директор)

Руководители департаментов (управляющие)

Руководители групп, бригад, участков

Рабочие

1.3 Задачи.

Следующим направление разделения труда в организации это формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. По решению руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача будет выполняться, так как это было оговорено и в предписанные сроки, то организация будет двигаться успешно.

Задачи организации, как правило, делятся на три категории:

  1. Работа с людьми;
  2. Работа с предметами;
  3. Работа с информацией.

В работе можно выделить еще два момента:

  • частота повторения данной задачи;
  • время, необходимое для выполнения задачи;.

Например: станок может выполнить свою задачу тысячу раз в день. Для выполнения одного действия необходимо несколько секунд. А исследователь выполняя свои задачи может вовсе не повторятся ни разу в течении дня, недели или года. Для выполнения задач ему требуется несколько часов или дней. Таким образом, можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.

1.4 Технологии.

Большое значение во внутренней среде организации имеют технологии. Социолог Чарльз Перроу, достаточно много писал о влиянии технологии на организацию и общество. Он описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.