Файл: Сущность социального прогнозирования (Методологические основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, нельзя отрицать значимость прогнозирования, которое основано на цикличности в различных сферах деятельности, например, истории, экономики. Прогнозирование не взялось ниоткуда и не уйдет в никуда. Хорошее систематичное прогнозирование, как и любая наука, имеет свою основу, законы и особенности. Поэтому значение социального прогнозирования в современном мире только набирает обороты, ведь наука с каждым днем развивается, а значит и любой прогноз становится точнее и приближеннее к действительности.

1.3. Этапы социального прогнозирования

Социальное прогнозирование включает в себя более 40 операций, объединенных в последовательные этапы. В связи с этим целесообразно выделить ключевые процедуры (блоки), укрупнив их за счет объединения операций. В совокупности они составляют алгоритм процесса прогнозирования.

1. Предпрогнозная ситуация – определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, времени основания и упреждения прогноза, возможных методов исследования.

Научно-аналитическая подготовка прогноза включает ряд операций, направленных на формирование баз знаний и данных об объекте. В них входят опросы экспертов, изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ статистических данных, результатов социологических исследований, контент-анализ документов и т.д.

2. Построение базовой (исходной) модели объекта – выявление тенденций динамики объекта в ретроспективе (период основания прогноза должен превышать время упреждения), определение «точек роста» и «спада» в предшествующем развитии объекта, уточнение параметров «проблемного поля», формулирование альтернативных вариантов, их ранжирование; построение модели прогнозного фона, определение резонансного воздействия внешних факторов, их характера и силы (веса) корреляционных связей[14].

Надежность модели зависит от полноты и репрезентативности показателей, результатом сведения которых в определенную упорядоченную совокупность является индикация объекта.

Подбор показателей осуществляется сравнительным анализом аналогичных моделей, очным, заочным и имитационным опросом экспертов и (или) населения, средствами моделирования и т.д.

3. Поисковая разработка параметров базовой (исходной) модели – определение возможных вариантов развития прогнозируемого объекта в заданной перспективе (краткой, средней, долгосрочной) на основе выявленных тенденций.


При этом исследуются динамика объекта в «чистом виде», под влиянием структурных сдвигов и взаимодействий профильных факторов (линейная экстраполяция); экстраполяция с учетом минимизирующих и максимизирующих факторов внешней среды; вероятностный тренд с учетом воздействия всех возможных факторов внешней среды и «тесноты связей».

На этой основе строится веер возможных альтернатив будущей динамики объекта: от оптимистических до пессимистических, причем ни один из вариантов не нужно априорно игнорировать.

Определяется «дерево проблем», которые возникают в процессе развития объекта под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможные альтернативы, определенные экспертами, выражаются в модельном (каузальном, сетевом, логическом и т.д.) или сценарном виде.

4. Нормативная разработка параметров базовой модели – определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, и последствий намечаемых решений.

Нормативный прогноз дает несколько значений возможного будущего по заранее заданным критериям: идеальное состояние объекта (абсолютный оптимум); оптимальное состояние с учетом ограничений прогнозного фона; нормативное, желательное состояние, реально доступное при существующих обстоятельствах[15].

Значения могут выражаться через матрицу, многофакторную модель, сценарии. Определяются пути и средства влияния на траекторию объекта, обеспечивающие его движение в желательном направлении.

5. Верификация полученных данных – проведение независимой экспертизы полученных данных, их оценка. Выработка рекомендаций для использования при обосновании проектов, программ, планов, текущих управленческих решений.

Выводы по итогам первой главы.

Существуют различные подходы к определению сущности социального прогнозирования. В широком смысле оно является одним из видов прогнозирования. В узком смысле социальное прогнозирование это исследование перспектив социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программирования, планирования, управления.

Социальное прогнозирование осуществляет ориентирующую, нормативную и предупредительную функции. Благодаря социальному прогнозированию выявляются основные тенденции и закономерности социальных явлений, ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Алгоритм социального прогнозирования включает предпрогнозную ситуацию, построение базовой (исходной) модели объекта, поисковая разработка параметров базовой (исходной) модели, нормативная разработка параметров базовой модели, верификация полученных данных.


2. Методологические основы социального прогнозирования

2.1. Классификационные схемы методов социального прогнозирования

Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определенной достоверности относительно перспектив их развития[16].

Само понятие «метод прогнозирования» является достаточно определенным в науке и не вызывает принципиальных споров и разногласий. Поэтому приведенное выше определение может быть взято за основу анализа специфики применения отдельных приемов и методик исследования перспектив социальных объектов.

В научной специализированной литературе существует большое количество публикаций, посвященных специфике применения методов научного прогнозирования.

При этом наряду со значительным числом описаний различных аспектов данных методов, на практике выступающих основанием для конкретных приемов и методик прогнозирования, предлагаются и разнообразные подходы к их классификации.

Вместе с тем считать вопрос о классификации методов прогнозирования удовлетворительно решенным вряд ли возможно, так как до сих пор нет четких и строго определенных преставлений о том, какие методы можно использовать при разработке прогнозов развития объектов той или иной природы, в частности социальной, а какие – нет.

Кроме того, большинство исследователей, занимающихся проблематикой прогнозирования, не ставят вопрос о необходимости вычленения и подробного описания из всего многообразия существующих методов прогнозирования тех, которые учитывали бы специфику социальных объектов и исследования их перспектив. Это может быть объяснено отсутствием единой, полной и полезной в практическом плане классификации методов научного прогнозирования.


По оценкам отечественных и зарубежных ученых, сегодня насчитывается 150–200 различных методов научного прогнозирования. Однако число методов, которые можно назвать базисными и наиболее распространенными в практике социальной прогностики, значительно меньше и достигает 15–20.

Многие из этих методов относятся скорее к приемам и методикам прогнозирования, учитывающим нюансы динамики развития объектов. Ряд методов представляет совокупность отдельных приемов, отличающихся от базисных или друг от друга лишь количеством частных методик и последовательностью их применения.

Проанализировав основные классификации методов социального прогнозирования, Леньков Р. В. предложил классификационную схему, разделяющую методы социального прогнозирования на верхнем уровне по принципу типового (модельного) представления социальных систем на три основных класса методов: интуитивные (экспертные) методы, методы трендового моделирования и аналитические модели (рисунок 2)[17].

Рисунок 2. Классификационная схема методов социального прогнозирования по Ленькову Р.В.[18]

Методы, включенные в предлагаемую Леньковым Р. В. классификацию, наиболее часто применяются в теории и практике социальной прогностики, являются базовыми и имеют достаточно разработанную технику использования. Более подробно они описаны в следующих подразделах настоящей курсовой работы.

2.2. Интуитивные методы

В качестве самостоятельного научного инструмента интуитивные (экспертные) методы прогнозирования начали развиваться с 40-х гг. XX в. В нашей стране теоретико-методологическое обоснование применения методов экспертных оценок в социальном прогнозировании и управлении получило в 60–70-х гг. в работах: В.А. Александрова, С.Д. Бешелева, Е.В. Бруяцкого, Ф.Г. Гурвича, В.М. Глушкова, Г.М. Доброва, Л.В. Евлановой, Ю.В. Ершова, С.Г. Колесниченко, О.В. Крижановского, В.А. Кутузова, В.А. Лисичкина, Л.П. Смирнова и др.[19]

Экспертные методы направлены на получение объективной характеристики количественных и качественных сторон объекта на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов. К этим методам можно отнести аналитические записки и «круглые столы» с целью согласования мнений и выработки обоснованного решения, специальные экспертные оценки. Собственно сущность данных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов[20].


Методы экспертных оценок позволяют получить прогнозную оценку развития и состояния объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Поэтому область применимости и интерпретация выходной информации, полученной на основе экспертных оценок, в значительной степени зависят от опыта и знаний специалистов экспертов, которые должны обладать глубокими теоретическими и практическими умениями и навыками в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте.

Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в значительной степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных мнений.

Такая методика, как правило, включает следующие этапы:

1) выбор состава экспертов и оценка их компетентности;

2) составление анкет для опроса экспертов;

3) получение экспертных заключений;

4) оценка согласованности мнений экспертов;

5) оценка достоверности результатов экспертизы;

6) составление программы для обработки экспертных заключений.

Характерными особенностями методов экспертных оценок являются: во-первых, научно обоснованная организация и проведение всех этапов экспертизы с целью обеспечения наибольшей эффективности работы экспертов на каждом из них; во-вторых, применение количественных методов при организации экспертизы и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Названные особенности отличают методы экспертных оценок от обычной экспертизы, широко применяемой в различных областях человеческой деятельности[21].

Интуитивные методы разделяются на индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Методы индивидуальных экспертных оценок основаны на максимальной возможности использования индивидуальных способностей эксперта и незначительной степени психологического давления на него. Малопригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий развития ввиду ограниченности знаний одного эксперта по смежным областям знания, развитию теории и практики отдельных сфер деятельности.

К числу методов индивидуальных экспертных оценок относят следующие методы.

1. Метод опросов типа «интервью». Он предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», то есть беседу, в ходе которой исследователь ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса.