Файл: Сущность социального прогнозирования (Методологические основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Социальные прогнозы наших дней чрезвычайно многообразны и охватывают по масштабу практически все сферы жизнедеятельности людей и взаимоотношений между ними.

Социологическое прогнозирование в широком смысле представляет собой вид социального прогноза, а в узком – часть любого социологического исследования, то есть попытку научного предвидения хода социальных процессов и явлений, возможных изменений в системе общественных отношений, предполагаемых преобразований социальных объектов и их структур, а также динамического развития социальных систем под влиянием объективных и субъективных факторов.

Спрос на прогнозные разработки имел место всегда, поскольку всегда интересно заглянуть в будущее, связать с этим свои намерения и в соответствии с этим строить планы.

На современном этапе преобразований, происходящих с достаточно высокой скоростью, и в институциональной среде, и в системе бизнеса, и в обществе в целом возрастает спрос на качественные и оперативные прогнозные разработки.

Прямо или косвенно социологическое прогнозирование служит повышению социального управления и регулирования социальных процессов. Оно приобретает свою особую актуальность в периоды системных кризисов и, особенно – в переходные периоды, связанные с серьезными трансформациями во всех сферах жизни общества.

В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования теоретических и методологических основ социального прогнозирования.

Объектом данной курсовой работы является социальное прогнозирование.

Предметом данной курсовой работы является методы социального прогнозирования.

Цель исследования состоит в изучении теоретических и методологических основ социального прогнозирования.

В реализацию поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучить понятийный аппарат социального прогнозирования;

2) определить значение социального прогнозирования;

3) обобщить этапы социального прогнозирования;

4) изучить методологию социального прогнозирования;

5) рассмотреть интуитивные методы, методы трендового и аналитического моделирования.

Теоретическую и методологическую основу составили труды в области социального прогнозирования таких ученых, как Антохонова И.В, Басовский Л.Е., Дутов В.В., Леньков Р.В., Сафронова В.М., Стегний В.Н.


Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы социального прогнозирования

1.1. Понятие социального прогнозирования

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущностной специфики социального прогнозирования.

Согласно первому подходу, прогноз не предусматривает решения проблем будущего, а лишь содействует научному обоснованию планов и программ развития. Социальное прогнозирование направлено на раскрытие возможного набора необходимых путей, сроков и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий, то есть под прогнозом понимается вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Второй подход обязывает прогноз иметь конкретный характер и увязывает его с «календарем» или с определенными количественными характеристиками, то есть прогноз рассматривается как некоторое количественное предсказание.

В рамках третьего подхода все социальные дисциплины как бы ограничены прогнозами, которые отражают реалистичные или наиболее вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий, то есть выступают «качественными заменителями» предсказаний более точных наук.

Четвертый подход не требует отделения прогнозирования от предвидения и планирования, поскольку социальное планирование до определенной степени является и прогнозированием[1].

И, наконец, согласно пятому подходу – социология занимается изучением не будущего, даже вероятностного, а системы отношений людей по отношению к будущему, которое невозможно предугадать или вычислить.

Отметим, что наибольшее распространение получил первый подход. Вместе с тем, по мнению ряда авторов (В.А. Лисичкина и др.), выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного определения понятия «прогноз», отграничения его от таких понятий, как: «предвидение», «предсказание», «план», «программа», «проект», «предположение», «ожидание» и «гипотеза».


В этой связи необходимо дать краткие определения отдельным элементам введенной в оборот «системы понятий» (рисунок 1).

Рисунок 1. Понятийный аппарат социального прогнозирования

Сложность и трудность задачи выявления специфики и соотношения основных понятий социальной прогностики объясняется тем, что ее решение не замыкается кругом внутренних запросов прогностики, а предполагает терминологически смысловую «стыковку» с другими научными дисциплинами[2].

И здесь возникает противоречивая ситуация:

• с одной стороны – понятийный аппарат социальной прогностики не может быть просто заимствован из конкретных наук, поскольку он отличается универсальностью терминов или применимостью каждого из них с «приписанным» ему значением в разных отраслях знаний;

• с другой стороны – социальная прогностика не может игнорировать традиции, исторически сложившиеся в русле различных научных дисциплин, когда они выполняют предсказательные функции (сюда же относятся и особенности использования терминов и их истолкование)[3].

Вместе с тем введение в оборот в качестве синонимов ряда терминов, относящихся одновременно к числу основных понятий прогностики, создает условия для последующего их разграничения во всех науках, в том числе и в социологии[4].

Такое направление дальнейшего развития представляется наиболее вероятным. Бесспорно то, что при наличии дилеммы, порожденной действием двух тенденций в использовании прогностической терминологии, выбор в социологии осуществляется в зависимости от решаемых задач.

Итак, под социальным прогнозированием необходимо понимать определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений[5].

Отличительными особенностями социального прогнозирования выступают следующие.

1. Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования (допущение большой степени вероятности). Здесь под целью понимается правильное определение вероятностных количественных и качественных параметров развития объекта прогнозирования, раскрытие вариантов ситуаций, в которых он окажется.

2. Многозначность развития объекта прогнозирования. Отличие социального прогнозирования от предвидения заключается в том, что предвидение трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности или представляющее собой логически сконструированную модель возможного будущего с неопределенным уровнем достоверности.


3. Отсутствие в социальном прогнозе директивности. Качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

1.2. Значение социального прогнозирования

В науке социальное прогнозирование рассматривается как специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта[6].

К социальным объектам относят:

  • объекты здравоохранения;
  • высшие учебные заведения;
  • общеобразовательные учебные заведения;
  • детские дошкольные учреждения;
  • объекты санаторно-курортного комплекса;
  • объекты социальной защиты и социального обслуживания населения и др.[7]

В ходе научного прогнозирования решаются такие задачи, как:

1) определение и формирование мотивации цели вероятного развития социального объекта;

2) определение необходимого набора средств и способов достижения данной цели.

Предметом социального прогнозирования, как правило, являются социальные явления и процессы[8].

Если говорить о наиболее оптимальном социальном прогнозировании, то здесь можно выделить системное прогнозирование как один из достоверных и наиболее приближенных к действительности методов получения информации и плана действий на определенный период.

Он позволяет систематически и оперативно реагировать на поступающую информацию, охватывать большее информационное поле, особенно в современных условиях, где фактор времени является основополагающим. В государстве нельзя обойтись без прогнозирования как на локальном, так и на федеральном уровне[9].

Социальное прогнозирование охватывает все сферы общества, иногда именно оно дает нам социальную «картину» общества, позволяя сделать хоть какие-нибудь выводы и создать дальнейший план работы как на краткосрочный, так и на долгосрочный период.

Например, социальные прогнозы, включающие в себя экономические прогнозы, способствуют корректировке вопросов материальной помощи населению, определению социально-допустимых выплат, установлению минимальной заработной платы и минимального прожиточного минимума, количества и набора потребительской корзины[10].


Функции социального прогнозирования:

1) ориентирующая функция социального прогнозирования обеспечивает оптимизацию выбора целей и средств их достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;

2) нормативная функция определяет важнейшие тенденции динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;

3) предупредительная функция анализирует возможные и вероятные негативные последствия, заключающиеся в тенденциях социального развития.

Благодаря социальному прогнозированию исследователь выявляет основные тенденции и закономерности социальных явлений. Также, благодаря прогнозированию эксперт может выявить ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Данная функция относится к исследовательской стадии социального прогнозирования[11].

Кроме того, социально прогнозирование помогает выявлять альтернативные варианты развития. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что те или иные действия будут развиваться по одному и тому же сценарию и, как следствие, приведут к одному и тому же, типичному результату.

Поэтому исследователь выделяет ключевой результат (желаемый прогноз), и второстепенные, чья вероятность мала, но исключать ее нельзя. Помимо этого, на данной стадии ученый рассматривает динамику вариантов развития в результате принятия тех или иных решений. Название этой стадии – стадия обоснования управленческого решения. Очень важно не только выделить пути развития, но и объяснить, почему исследователь выбрал именно их, и что движет им при определении именно этой проблематики[12].

Социального прогнозирования является оценочная. Она предполагает как раз оценку хода и дальнейших последствий реализации управленческих решений. В данном случае автор исследования анализирует непредвиденные изменения внешней среды в ходе моделирования и экспериментов. Эта стадия – стадия контроля и коррекции. Она позволяет достаточно быстро и эффективно выявлять отклонения от норм и корректировать их еще на стадии моделирования и реализации исследования[13].

Социальные прогнозы в зависимости от области применения дифференцируются на:

  • научно-технические (управляемые аспекты научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйств; транспорте и связи, включая систему информации);
  • социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
  • социально-географические (перспективы дальнейшего освоения, земной поверхности, включая мировой океан);
  • социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
  • социально-космические (перспективы дальнейшего освоения космоса);
  • экономические (перспективы развития народного хозяйства);
  • социологические (в узком значении понятия «социальное»);
  • психологические (личности, ее поведения, деятельности и т.п.);
  • демографические (роста, половозрастной структуры, миграции населения);
  • филолого-этнографические (развития языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
  • архитектурно — градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища);
  • образовательно-педагогические (воспитания и обучения, развития кадров и учреждений в области народного образования);
  • культурно-эстетические (материально-технической базы искусства, литературы, всей культуры);
  • государственно-правовые или юридические (развития государства и законодательства);
  • внутриполитические (внутренней политики своей и других стран);
  • внешнеполитические (международных отношений в целом);
  • военные (военно-технические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные).