Файл: Сущность социального прогнозирования (Методологические основы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального прогнозирования
1.1. Понятие социального прогнозирования
1.2. Значение социального прогнозирования
1.3. Этапы социального прогнозирования
2. Методологические основы социального прогнозирования
2.1. Классификационные схемы методов социального прогнозирования
ВВЕДЕНИЕ
Социальные прогнозы наших дней чрезвычайно многообразны и охватывают по масштабу практически все сферы жизнедеятельности людей и взаимоотношений между ними.
Социологическое прогнозирование в широком смысле представляет собой вид социального прогноза, а в узком – часть любого социологического исследования, то есть попытку научного предвидения хода социальных процессов и явлений, возможных изменений в системе общественных отношений, предполагаемых преобразований социальных объектов и их структур, а также динамического развития социальных систем под влиянием объективных и субъективных факторов.
Спрос на прогнозные разработки имел место всегда, поскольку всегда интересно заглянуть в будущее, связать с этим свои намерения и в соответствии с этим строить планы.
На современном этапе преобразований, происходящих с достаточно высокой скоростью, и в институциональной среде, и в системе бизнеса, и в обществе в целом возрастает спрос на качественные и оперативные прогнозные разработки.
Прямо или косвенно социологическое прогнозирование служит повышению социального управления и регулирования социальных процессов. Оно приобретает свою особую актуальность в периоды системных кризисов и, особенно – в переходные периоды, связанные с серьезными трансформациями во всех сферах жизни общества.
В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования теоретических и методологических основ социального прогнозирования.
Объектом данной курсовой работы является социальное прогнозирование.
Предметом данной курсовой работы является методы социального прогнозирования.
Цель исследования состоит в изучении теоретических и методологических основ социального прогнозирования.
В реализацию поставленной цели определены следующие задачи:
1) изучить понятийный аппарат социального прогнозирования;
2) определить значение социального прогнозирования;
3) обобщить этапы социального прогнозирования;
4) изучить методологию социального прогнозирования;
5) рассмотреть интуитивные методы, методы трендового и аналитического моделирования.
Теоретическую и методологическую основу составили труды в области социального прогнозирования таких ученых, как Антохонова И.В, Басовский Л.Е., Дутов В.В., Леньков Р.В., Сафронова В.М., Стегний В.Н.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы социального прогнозирования
1.1. Понятие социального прогнозирования
В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущностной специфики социального прогнозирования.
Согласно первому подходу, прогноз не предусматривает решения проблем будущего, а лишь содействует научному обоснованию планов и программ развития. Социальное прогнозирование направлено на раскрытие возможного набора необходимых путей, сроков и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий, то есть под прогнозом понимается вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.
Второй подход обязывает прогноз иметь конкретный характер и увязывает его с «календарем» или с определенными количественными характеристиками, то есть прогноз рассматривается как некоторое количественное предсказание.
В рамках третьего подхода все социальные дисциплины как бы ограничены прогнозами, которые отражают реалистичные или наиболее вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий, то есть выступают «качественными заменителями» предсказаний более точных наук.
Четвертый подход не требует отделения прогнозирования от предвидения и планирования, поскольку социальное планирование до определенной степени является и прогнозированием[1].
И, наконец, согласно пятому подходу – социология занимается изучением не будущего, даже вероятностного, а системы отношений людей по отношению к будущему, которое невозможно предугадать или вычислить.
Отметим, что наибольшее распространение получил первый подход. Вместе с тем, по мнению ряда авторов (В.А. Лисичкина и др.), выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного определения понятия «прогноз», отграничения его от таких понятий, как: «предвидение», «предсказание», «план», «программа», «проект», «предположение», «ожидание» и «гипотеза».
В этой связи необходимо дать краткие определения отдельным элементам введенной в оборот «системы понятий» (рисунок 1).
Рисунок 1. Понятийный аппарат социального прогнозирования
Сложность и трудность задачи выявления специфики и соотношения основных понятий социальной прогностики объясняется тем, что ее решение не замыкается кругом внутренних запросов прогностики, а предполагает терминологически смысловую «стыковку» с другими научными дисциплинами[2].
И здесь возникает противоречивая ситуация:
• с одной стороны – понятийный аппарат социальной прогностики не может быть просто заимствован из конкретных наук, поскольку он отличается универсальностью терминов или применимостью каждого из них с «приписанным» ему значением в разных отраслях знаний;
• с другой стороны – социальная прогностика не может игнорировать традиции, исторически сложившиеся в русле различных научных дисциплин, когда они выполняют предсказательные функции (сюда же относятся и особенности использования терминов и их истолкование)[3].
Вместе с тем введение в оборот в качестве синонимов ряда терминов, относящихся одновременно к числу основных понятий прогностики, создает условия для последующего их разграничения во всех науках, в том числе и в социологии[4].
Такое направление дальнейшего развития представляется наиболее вероятным. Бесспорно то, что при наличии дилеммы, порожденной действием двух тенденций в использовании прогностической терминологии, выбор в социологии осуществляется в зависимости от решаемых задач.
Итак, под социальным прогнозированием необходимо понимать определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений[5].
Отличительными особенностями социального прогнозирования выступают следующие.
1. Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования (допущение большой степени вероятности). Здесь под целью понимается правильное определение вероятностных количественных и качественных параметров развития объекта прогнозирования, раскрытие вариантов ситуаций, в которых он окажется.
2. Многозначность развития объекта прогнозирования. Отличие социального прогнозирования от предвидения заключается в том, что предвидение трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности или представляющее собой логически сконструированную модель возможного будущего с неопределенным уровнем достоверности.
3. Отсутствие в социальном прогнозе директивности. Качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.
1.2. Значение социального прогнозирования
В науке социальное прогнозирование рассматривается как специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта[6].
К социальным объектам относят:
- объекты здравоохранения;
- высшие учебные заведения;
- общеобразовательные учебные заведения;
- детские дошкольные учреждения;
- объекты санаторно-курортного комплекса;
- объекты социальной защиты и социального обслуживания населения и др.[7]
В ходе научного прогнозирования решаются такие задачи, как:
1) определение и формирование мотивации цели вероятного развития социального объекта;
2) определение необходимого набора средств и способов достижения данной цели.
Предметом социального прогнозирования, как правило, являются социальные явления и процессы[8].
Если говорить о наиболее оптимальном социальном прогнозировании, то здесь можно выделить системное прогнозирование как один из достоверных и наиболее приближенных к действительности методов получения информации и плана действий на определенный период.
Он позволяет систематически и оперативно реагировать на поступающую информацию, охватывать большее информационное поле, особенно в современных условиях, где фактор времени является основополагающим. В государстве нельзя обойтись без прогнозирования как на локальном, так и на федеральном уровне[9].
Социальное прогнозирование охватывает все сферы общества, иногда именно оно дает нам социальную «картину» общества, позволяя сделать хоть какие-нибудь выводы и создать дальнейший план работы как на краткосрочный, так и на долгосрочный период.
Например, социальные прогнозы, включающие в себя экономические прогнозы, способствуют корректировке вопросов материальной помощи населению, определению социально-допустимых выплат, установлению минимальной заработной платы и минимального прожиточного минимума, количества и набора потребительской корзины[10].
Функции социального прогнозирования:
1) ориентирующая функция социального прогнозирования обеспечивает оптимизацию выбора целей и средств их достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;
2) нормативная функция определяет важнейшие тенденции динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;
3) предупредительная функция анализирует возможные и вероятные негативные последствия, заключающиеся в тенденциях социального развития.
Благодаря социальному прогнозированию исследователь выявляет основные тенденции и закономерности социальных явлений. Также, благодаря прогнозированию эксперт может выявить ключевые факторы, которые обуславливают возможные перемены в обществе и социальной реальности. Данная функция относится к исследовательской стадии социального прогнозирования[11].
Кроме того, социально прогнозирование помогает выявлять альтернативные варианты развития. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что те или иные действия будут развиваться по одному и тому же сценарию и, как следствие, приведут к одному и тому же, типичному результату.
Поэтому исследователь выделяет ключевой результат (желаемый прогноз), и второстепенные, чья вероятность мала, но исключать ее нельзя. Помимо этого, на данной стадии ученый рассматривает динамику вариантов развития в результате принятия тех или иных решений. Название этой стадии – стадия обоснования управленческого решения. Очень важно не только выделить пути развития, но и объяснить, почему исследователь выбрал именно их, и что движет им при определении именно этой проблематики[12].
Социального прогнозирования является оценочная. Она предполагает как раз оценку хода и дальнейших последствий реализации управленческих решений. В данном случае автор исследования анализирует непредвиденные изменения внешней среды в ходе моделирования и экспериментов. Эта стадия – стадия контроля и коррекции. Она позволяет достаточно быстро и эффективно выявлять отклонения от норм и корректировать их еще на стадии моделирования и реализации исследования[13].
Социальные прогнозы в зависимости от области применения дифференцируются на:
- научно-технические (управляемые аспекты научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйств; транспорте и связи, включая систему информации);
- социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
- социально-географические (перспективы дальнейшего освоения, земной поверхности, включая мировой океан);
- социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
- социально-космические (перспективы дальнейшего освоения космоса);
- экономические (перспективы развития народного хозяйства);
- социологические (в узком значении понятия «социальное»);
- психологические (личности, ее поведения, деятельности и т.п.);
- демографические (роста, половозрастной структуры, миграции населения);
- филолого-этнографические (развития языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
- архитектурно — градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища);
- образовательно-педагогические (воспитания и обучения, развития кадров и учреждений в области народного образования);
- культурно-эстетические (материально-технической базы искусства, литературы, всей культуры);
- государственно-правовые или юридические (развития государства и законодательства);
- внутриполитические (внутренней политики своей и других стран);
- внешнеполитические (международных отношений в целом);
- военные (военно-технические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные).