Файл: Налоги как цена услуг государства (Теоретические основы налогов как цены услуг)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогов как цены услуг
1.1. Налоги как монопольная цена государства за цивилизованное общество
1.2. Генезис теорий о роли налогов в экономике
Глава 2. Анализ налогов в Российской Федерации
2.1. Анализ поступления основных налогов в бюджетную систему РФ
2.2. Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году
НДС: основные изменения налогового законодательства в 2017 г.:
Поступления же по страховым взносам и акцизам продемонстрировали более заметный рост – на 0,6 и 0,3 п.п. ВВП соответственно (на 7,1 и 20,4%).
В налогообложении нефтегазового сектора произошел ряд изменений. В течение 2016 г. базовая ставка экспортной пошлины на сырую нефть не была снижена, как предполагалось, до 36%, а была сохранена на уровне 42%. Снижение ставки до 30% запланировано только на 2017 г. В ходе реализации налогового маневра с 1 января 2016 г. увеличена базовая ставка НДПИ на нефть с 766 до 857 руб. за 1 т. Одновременно с данным изменением было увеличено с 530 до 559 значение коэффициента Кндпи, который используется для расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти. Сюда же следует отнести и плановое увеличение значения корректирующего коэффициента Ккм с 4,4 до 5,5 в отношении газового конденсата. Кроме того, в расчет налога в отношении природного газа был включен коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива (Кгп) добытого углеводородного сырья. В течение 2016 г. его базовое значение составляло 0,7317 и приравнивалось к 1 для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное решение имело целью изъятие дополнительного дохода, возникшего вследствие положительного девальвационного эффекта при снижении курса рубля у экспортеров природного газа.
Несмотря на то что налоговый маневр предполагал замещение доходов, выпадающих от снижения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, поступлениями от увеличения ставок по НДПИ на нефть, внешнеэкономическая конъюнктура привела к тому, что сборы по нефтегазовым доходам в долях ВВП упали (табл. 2).
Таблица 2
Объем поступлений вывозных пошлин на энергоносители
и НДПИ в 2012-2016 гг., % ВВП[54]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
НДПИ |
3.7 |
3.6 |
3.7 |
3.9 |
3.4 |
Вывозные пошлины на энергоносители |
6.1 |
5.7 |
5.8 |
3.3 |
2.3 |
на нефть сырую |
3.7 |
3.3 |
3.3 |
1.7 |
1.2 |
на товары, выработанные из нефти |
1.7 |
1.7 |
1.9 |
0.9 |
0.5 |
на газ природный |
0.6 |
0.7 |
0.6 |
0.7 |
0.6 |
Основной вклад в падение нефтегазовых доходов внесло снижение цен на нефть марки Urals, которое не было в итоге компенсировано ни ослаблением рубля, ни индексацией базовой ставки НДПИ (рис. 1). Фактическая ставка НДПИ составила в 2016 г. в среднем чуть более 3000 руб. за тонну при почти 3500 руб. за тонну в 2015 г.
Рисунок 1. Динамика фактической налоговой ставки по НДПИ, цена нефти марки Urals и значения курса доллара США в январе 2013–2016 гг. [55]
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ («внутренний НДС»), несколько увеличился в 2016 г. в долях ВВП (на 0,2 п.п.), а по товарам, ввозимым на территорию России, вернулся на уровень 2014 г. (табл. 3). Для России остается характерной большая собираемость НДС по ввозимым товарам, чем по произведенной продукции внутри страны, а также тенденция к увеличению эффективной ставки НДС, которая постепенно возвращается к уровню 2012 г.
Таблица 3
Динамика конечного потребления, импорта и поступлений НДС
в бюджетную систему РФ в 2012-2016 гг., % ВВП[56]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Доходы от НДС |
5.7 |
5.0 |
5.0 |
5.1 |
5.3 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
3.0 |
2.6 |
2.8 |
2.9 |
3.1 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
2.7 |
2.4 |
2.2 |
2.1 |
2.1 |
Эффективная ставка НДС, % |
8.1 |
6.8 |
7.0 |
7.3 |
7.7 |
Эффективная ставка НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
6.0 |
5.0 |
5.4 |
6.0 |
6.3 |
Эффективная ставка НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
13.1 |
11.2 |
10.8 |
10.4 |
10.8 |
В 2016 г. акцизы, измеренные в долях ВВП, прекратили падение и даже превысили уровень относительно благополучного 2013 г. Как видно из рис. 2, в 2016 г. выросли поступления во всех основных группах подакцизных товаров. Акцизы на табачную продукцию увеличились на 0,1 п.п. ВВП и остались основной подакцизной группой. Выросли поступления по акцизам на нефтепродукты и природный газ (на 0,12 п.п. ВВП). Развернулся тренд по поступлениям и для акцизов на алкогольную продукцию (+0,07 п.п. ВВП в 2016 г.). Акцизные доходы от продажи легковых автомобилей и мотоциклов практически не изменились и продолжили составлять незначительную часть поступлений.
Наблюдавшаяся динамика по акцизам связана с тем, что в 2016 г. индексации в наибольшей степени подверглась табачная продукция (в частности, на сигареты и папиросы акциз вырос с 960 до 1250 руб. за 1000 шт. и с 11 до 12% от расчетной стоимости). Для алкогольной продукции либо роста ставки не было (для крепких напитков), либо он был незначительным (для вин, сидра, медовухи и пуаре составлял 1 руб. на литр продукции, для пива – 2 руб. на литр продукции). При этом падение натуральных объемов реализации алкогольной продукции замедлилось для всех ее видов.
Рисунок 2. Поступления акцизов за 2012–2016 гг. по группам подакцизных товаров, % ВВП[57]
В части страховых взносов в 2016 г. были повышены пороговые значения для выплат, облагаемых по основной ставке (ставки при этом не менялись):
– 718 тыс. руб. для взносов в ФСС (вместо 670 тыс. руб. в 2015 г.);
– 796 тыс. руб. для взносов в ПФР (вместо 711 тыс. руб. в 2015 г.).
Данное повышение в сочетании с ростом фонда оплаты труда (ФОТ, оценка по средней начисленной заработной плате) на 2,8 п.п. ВВП в 2016 г. привело к тому, что страховые взносы выросли (рис. 3).
Налог на доходы физических лиц. В 2016 г. денежные доходы населения без социальных выплат упали на 1,4 п.п. ВВП, однако поступления НДФЛ все же незначительно выросли – на 0,1 п.п. ВВП. Это произошло в условиях, когда ФОТ в целом по экономике вырос в долях ВВП (как видно из рис. 4) и, соответственно, увеличилась его доля в денежных доходах населения.
Рисунок 3. Поступления страховых взносов и фонд оплаты труда (по начисленной заработной плате) в 2012–2016, % ВВП[58]
Рисунок 4. Поступления НДФЛ и денежные доходы населения без социальных выплат в 2012–2016, % ВВП[59]
Дополнительным фактором также могло стать повышение доли «белой» зарплаты, что привело к увеличению налогооблагаемой базы по НДФЛ и в меньшей степени повлияло на макропоказатели Росстата, уже рассчитываемые с учетом теневого сектора экономики.
Налог на прибыль. В 2016 г. поступления по налогу на прибыль незначительно выросли (на 0,1 п.п. ВВП), поскольку увеличилась прибыль прибыльных предприятий в долях ВВП с 15,2 до 17,2% (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, прибыли прибыльных предприятий (% ВВП) и удельного веса убыточных предприятий в 2012–2016 гг. [60]
Отчасти это вызвано девальвацией, позволившей за счет ослабления конкуренции с иностранными производителями частично нивелировать эффект от падения совокупного спроса, а также получить «дополнительные» доходы предприятиям-экспортерам. Кроме того, продолжалось снижение доли убыточных предприятий (произошло возвращение к уровню 2013 г. в 31 %).
2.2. Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году
Изменений в налоговом законодательстве в 2017 году немало. Рассмотрим наиболее важных из них, которые актуальны для большинства организаций и предпринимателей.
Главное, что изменилось с 2017 г., – это соотношение между федеральным и региональным бюджетом в части уплаты налога на прибыль (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Хотя общая ставка осталась на прежнем уровне – 20%. В федеральный бюджет уплачивается 3 % (вместо 2), а в бюджет субъекта РФ 17 % (вместо 18).
Кроме того, пониженная ставка для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлена региональными властями на уровне 12,5% (ранее нижний предел составлял 13,5%). Схожая ситуация сложилась с максимальной ставкой по налогу на прибыль у организаций – резидентов особых экономических зон: крайнее значение составляло 13,5%, а теперь – 12,5% (п. 1, 1.7 ст. 284 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017 ).
Список расходов для целей налогообложения прибыли пополнился затратами на обучение и экзамены в рамках программы профстандартов, а также на проведение независимой оценки квалификации (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
НДС: основные изменения налогового законодательства в 2017 г.:
- Выдача поручительств и гарантий организацией, не являющейся банком, с 2017 года освобождается от обложения НДС (пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Поэтому выставлять счет-фактуру должнику такая компания больше не должна.
- Изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0% (пп. 9.3 п. 1 ст. 164 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Эта информация актуальна в первую очередь для тех организаций, в которых работников часто направляют в командировки.
- Электронные услуги, оказываемые иностранными организациями, местом реализации которых признается территория РФ, с 2017 года облагаются НДС в соответствии с новыми требованиями (п. 1 ст. 174.2 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Российским компаниям – заказчикам таких услуг придется выступать налоговыми агентами.
- Организации, получающие субсидии из бюджета любого уровня – федерального, регионального, местного, – на возмещение расходов по оплате товаров (работ, услуг), с 1 июля 2017 года должны восстанавливать НДС по этим товарам (работам, услугам). Затем восстановленный налог можно будет учесть в числе прочих расходов (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017, ст. 264 НК РФ). До указанной даты данное правило распространяется только на «федеральные» субсидии.
С 1 января 2017 г. действуют (Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р):
- перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам;
- перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Иными словами, теперь организация (ИП) может быть уверена, что оказывает бытовые услуги, если она ведет деятельность «с кодом» из приведенных перечней. Это важно, если налогоплательщик применяет ЕНВД (пп. 1 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017 ) либо патентную систему налогообложения. Ведь региональные власти вправе определить дополнительный перечень «патентных» видов деятельности, относящихся к бытовым услугам (пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Кроме того, вмененщикам-работодателям наконец-то разрешили уменьшать ЕНВД на сумму уплаченных за себя фиксированных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Ранее такого права у них не было.
Для упрощенцев актуальны следующие изменения в налоговом законодательстве с 01.01.2017:
- лимит остаточной стоимости основных средств установлен в размере 150 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017);
- лимит доходов – также в размере 150 млн. руб. (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
При превышении любого из указанных лимитов организация (или ИП) на УСН должна будет перейти на общий режим налогообложения с того квартала, в котором произошло превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» должны платить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ) на тот же КБК, на который перечисляют деньги упрощенцы, закончившие год с большей прибылью – 182 1 05 01021 01 1000 110 (Письмо Минфина от 19.08.2016 N 06-04-11/01/49770).
Выводы
В 2016 г. основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Третьим по значимости источником доходов являются трансферты из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции).
В 2016 г. налоговая нагрузка практически стабилизировалась на уровне 2015 г.
В то же время по отдельным компонентам налоговой нагрузки динамика была разнонаправленной. Виды налогов, поступающих преимущественно от нефтегазового сектора, продолжили падение: объем таможенных пошлин и сборов упал на 1,0 п.п. ВВП относительно уровня 2015 г. (на 25,0% в реальном выражении), а поступления НДПИ сократились на 0,5 п.п. ВВП (на 13,9% в реальном выражении). Выпадающие доходы от нефтегазового сектора были компенсированы ростом поступлений других налогов. При этом поступления НДФЛ, НДС и налога на прибыль выросли незначительно: в пределах 0,1–0,2 п.п. ВВП (на 1,0–2,0%). Поступления же по страховым взносам и акцизам продемонстрировали более заметный рост – на 0,6 и 0,3 п.п. ВВП соответственно (на 7,1 и 20,4%).