Файл: Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29).

Данный принцип, исходя из анализа содержания и правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, вполне можно использовать при формировании следующего принципа финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности: принцип единства бюджетной системы Российской Федерации при финансовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности[11].

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Росс и не кон Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований (ст. 30)[12].

На наш взгляд, данный принцип может быть применен лишь в части, касающейся разграничения расходов бюджетов Российской Федерации. Здесь целесообразно обратиться к п. 1 приказа ФСБ России от 16 октября 2010 г. № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт», который гласит: «Выплачивать по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, лиц, исполняющих их обязанности, или первых заместителей указанных руководителей денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт»[13]. В связи с чем второй принцип может быть сформулирован следующим образом: принцип разграничения расходов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на оперативно-розыскную деятельность, по субъектам, имеющим право на ее осуществление.


Принцип самостоятельности бюджетов, в частности, означает: право и обязанность органа государственной власти (например ФСИН России) самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ; право органов государственной власти в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджет-
ной системы Российской Федерации, недопустимостъ введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов (ст. 31) [14].

Данный принцип вполне применим к рассматриваемым нами принципам и может быть сформулирован так: принцип самостоятельности бюджета государственного органа, имеющего право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, при расходовании денежных средств, выделяемых на нее.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ (ст. 31.1)[15].

Учитывая тот факт, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не принимают участия в финансировании оперативно-розыскной деятельности, данный принцип нами не может быть использован.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32).


Данный принцип носит ограниченный характер и может быть сформулирован следующим образом: принцип полноты отражения доходов и расходов при финансовом обеспечении oперативно-розыскной деятельности[16].

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33).

При составлении, утверждении и исполнении бюджета денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, субъекты этой
деятельности должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита данных бюджетов. Таким образом, возможно применение следующего принципа: принцип сбалансированности бюджета денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34) [17].

Данный принцип, на наш взгляд, применительно к теме настоящей статьи обязан использоваться, так как речь изначально идет о расходовании денежных средств налогоплательщиков, и он может быть сформулирован следующим образом: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность. Однако этот принцип может соблюдаться не всегда, так как в ряде случаев поступающая информация о подготавливаемых, совершенных или
совершаемых преступлениях может не подтверждаться, а возбужденные дела в дальнейшем могут быть прекращены по реабилитирующим основаниям.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете (ст. 35).

Так как данный принцип в наиболее общем виде отражает государственный подход при построении бюджетной системы Российской Федерации, представляется нецелесообразным его использование при формировании принципов такой специализированной и особой деятельности, как оперативно-розыскная.


Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведении о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным органом государственной власти и исполнительным органом государственной власти (ст. 36) [18].

Принимая во внимание тот факт, что согласно ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[19] оперативно-розыскная деятельность это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно, рассматриваемый важнейший принцип бюджетного финансирования необходимо скорректировать и сформулировать следующим образом: принцип сочетания прозрачности (открытости), конспиративности и подконтрольности при расходовании денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития, например какой-либо сферы общественных отношений, и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37)[20].

Данный принцип, по нашему мнению, отражает сущность расходования денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, и может быть сформулирован так: принцип достоверности бюджета денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность. В качестве подтверждения необходимости указанного принципа можно вновь привести положения п. 1 приказа ФСБ России от 16 октября 2010 г. № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт» [21], где определено, что расходование денежных средств на выплату денежного вознаграждения лицам, оказывающим содействие, осуществлять при условии обеспеченности необходимыми бюджетными средствами, предусмотренными на оперативно-розыскную деятельность федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом. В данном случае речь может идти о деятельности и ФСБ России, и МВД России, и ФСИН России.


Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38)[22].

Если в качестве примера рассматривать пенитенциарную систему, то бюджетные ассигнования по линии оперативно-розыскной деятельности до-
водятся до ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и учреждений ФСИН России в субъектах Российской Федерации исключительно для решения задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г.
№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [23]. Принцип может быть с формулирован следующим образом: принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в велении которого они находятся (например, для пенитенциарной системы это ФСИН России).

Главный распорядитель (ФСИН России) и распорядители (территориальные органы ФСИН России) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств (учреждениям уголовно-исполнительной системы), не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ[24].

При этом распорядители (территориальные органы ФСИН России) и получатели бюджетных средств (учреждения уголовно-исполнительной системы) могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств (ФСИН России) (ст. 38.1).

В связи с вышеизложенным следующий принцип может быть сформулирован так: принцип подведомственности бюджетных расходов, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за пределами территории соответственно Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации и других случаев (ст. 38.2).