Файл: Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Оценка для общества стоимости преступлений, а также затрат на выполнение правоохранительных функций имеет важное значение для экономического анализа государственной политики по борьбе с преступностью, в том числе государственных программ.
Проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности всегда остро стояли в промышленно развитых странах. В нашей же стране пока анализ сложившегося уровня затрат на выполнение правоохранительных функций не является приоритетным. Поэтому необходимы новые подходы для основательного анализа всех затрат бюджета, в том числе для правоохранительных целей.
Объектом исследования данной работы является порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности.
Цель работы – исследование порядка финансирования оперативно-розыскной деятельности; выявление существующих проблем и определение путей их решения.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности;
2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности;
3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения.
Научно-методическая основа работы: нормативно-законодательные акты, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Финансирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Источники финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности
Основным источником финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности является федеральный бюджет Российской Федерации. Главным распорядителем финансовых средств является Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики в соответствии с нормами пункта «б» части 1 статьи 114 Конституции РФ[1].
1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения. 1) исследовать источники финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть проблемы финансирования оперативно-розыскной деятельности и определить пути их решения.
Рисунок 1. Структура расходов бюджета РФ
Ассигнования, выделяемые Правительством РФ на оперативно-розыскную деятельность, составляют часть всех финансовых средств, направляемых ведомствам, являющимся субъектами оперативно-розыскной деятельности, на планируемый период, и отражаются в таком финансовом документе, как смета.
Смета составляется на основе предложений руководителей оперативных служб о необходимости того или иного объема расходов конкретного подразделения и утверждается руководителем ведомства. Предполагаемые суммы расходов определяются размерами территории, обслуживаемой правоохранительным органом, количеством и активностью оперативных подразделений, а также состоянием оперативной обстановки[2].
На руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность по своевременному представлению соответствующих предложений в центральный аппарат своего ведомства о выделении необходимых средств на финансирование оперативных расходов.
В федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[3], в частности, в главе 5 статьи 19 определено:
- Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
2. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации[4].
Но есть в данном нормативном акте и недостатки, например: не раскрывается понятие «расход финансовых средств», не устанавливаются его виды, не конкретизируются их целевое назначение. В практике возникают ситуации, когда требующее финансирования мероприятие необходимо провести незамедлительно, а искомой суммы у органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, нет.
Сотрудники оперативных подразделений зачастую пытаются материально обеспечить проведение такого мероприятия из собственных средств либо по договоренности с руководителем ОВД, с полномочным представителем юридического лица (банка). Этими действиями оперативные подразделения нарушают часть 1 статьи 19 ФЗ «Об ОРД»[5], то есть использование на осуществление оперативно-розыскной деятельности денежных средств из источника, не указанного в законе.
Если рассматривать Федеральный закон «О полиции»[6], в частности статью 47 (Финансовое обеспечение деятельности полиции) то в ней идет речь о том, что финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. А также говорится о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации[7].
Финансирование – безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на конкретные цели. Обеспечение – предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.
Из этого вытекает, что финансовое обеспечение – предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач[8].
В соответствии с законодательством РФ источниками финансирования оперативно-розыскной деятельности являются: федеральный бюджет РФ; средства местных бюджетов; внебюджетные средства.
На практике в некоторых субъектах РФ вообще не используют средства местных бюджетов и внебюджетные средства на финансирование оперативно-розыскной деятельности.
Под порядком расходования денежных средств понимают определение конкретных видов расходов, их минимальные и предельные размеры, основания и условия использования ассигнований, их учет, а также документальное оформление.
Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.
Принципы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности
Под принципами финансового обеспечения оперативно-розыскной
деятельности следует понимать базовые положения, предопределяющие сущность предоставления в достаточном (нужном) количестве денежных средств для осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Обратимся к характеристике принципов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации[9] (далее: БК РФ), которые могут быть положены в основу принципов финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: 1) исследовать общий порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть направления расходов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и контроль расходов. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: 1) исследовать общий порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть направления расходов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и контроль расходов.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: 1) исследовать общий порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности; 2) рассмотреть принципы финансирования оперативно-розыскной деятельности; 3) рассмотреть направления расходов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и контроль расходов..
Рисунок 2. Принципы бюджетной системы
В ст. 28 «Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерацию) гл. 5 «Принципы бюджетной системы Российской Федерации» БК РФ указано, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы (Приложение 1)[10].