Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретические исследования проблемы мотивации
1.2. Механизмы профессиональной мотивации
ГЛАВА 2. Организация исследования профессиональной мотивации
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Кадровый состав предприятия
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
3.1. Организация профессиональной мотивации сотрудников организации
Диагностический пакет для изучения особенностей профессиональной адаптации
Дата заполнения
Пол
Возраст
Инструкция
Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте крестиком в бланке Ваш вариант ответа из четырех возможных: “Верно”, “Скорее, верно”, “Скорее, неверно”, “Неверно”. Помните, что в опроснике нет “плохих” и “хороших” ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений.
Текст опросника
1.Если я присутствую на каком – либо собрании, то, как правило, выступаю.
2.Я немного завидую тем, кто “не лезет за словом в карман”.
3.Я редко обращаюсь к кому- либо за помощью.
4.Я плохо переношу боль.
5.Я скорее пессимист, чем оптимист.
6.Я могу быстро сосредоточится, если нужно.
7.У меня нет четкой цели в жизни.
8.Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.
9.Мне стоило бы быть более решительным.
10.Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.
11.Обычно у меня получается закончить дело, несмотря на трудности.
12.Я веду активный образ жизни.
13.Музыка, шум легко отвлекают меня.
14.Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.
15.Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.
16.Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.
17.Я совершенно не могу сидеть без дела.
18.Я не очень собранный человек.
19.Я хорошо знаю, чего хочу.
20.Мне бывает трудно сделать первый шаг.
21.Я не люблю рисковать.
22.Я бы чувствовал себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному в
дальнюю поездку.
23.Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.
24.У меня часто бывает упадок сил.
25. Мне не трудно концентрировать внимание.
26.Меня не пугают отдаленные цели.
27.Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.
28.Когда я учился в школе, я часто вызывался отвечать на уроке.
29.Я быстро принимаю решения.
30.Мне нравится научиться чему –либо без посторонней помощи.
31.Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.
32.Отдых- это просто смена деятельности.
33.Я не часто выступаю “зачинщиком” новых начинаний.
34.Я склонен к сомнениям.
35.Мне трудно идти против мнения группы.
36.Я легко поддаюсь панике.
37.В случае неудачи у меня опускаются руки.
38.Я быстро восстанавливаю силы.
39.Я могу долго работать, не отвлекаясь.
40.Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.
41.Я все время выдумываю что-то новое.
42. Я часто советуюсь с другими людьми.
43.Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.
44.Я – мягкий человек.
45.Я бы не сказал, что я энергичный человек.
46.Действительно, я нередко бываю рассеянным.
47.Я знаю, кем я хочу быть в жизни и стремлюсь к этому.
48.Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.
49.Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.
50.Я могу быть очень настырным.
51.Я часто чувствую сонливость днем.
52.Я умею ставить себе ясные и четкие цели.
53.Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.
54.Мне не хватает уверенности в себе.
55.Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.
56.Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.
57.Обычно я жизнерадостен и полон сил.
58.Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.
59.Как правило, я составляю план на неделю.
60.Я сам проявляю инициативу при знакомстве.
61.Я могу иногда прогулять работу, учебу, если знаю, что мне это “сойдет с рук”.
62.Меня нельзя назвать инициативным человеком.
63. Я люблю все делать быстро.
64.Я могу долго, “стиснув зубы”, преодолевать неприятности.
65.Я могу долго работать не уставая.
66.Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.
67.Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые
наиболее важны.
68.Я вспыльчивый человек.
69.Про меня можно сказать, что я немного “ветреный”.
70.Я – внушаемый человек.
71. Я умею сдерживать гнев.
72. Я обязательный человек.
73.В целом меня можно назвать терпеливым человеком.
74.Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.
75. Люблю решать все сам.
76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.
77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен.
78. Я упорно достигаю своих целей.
«Опросник для определения источников мотивации» (Motivation Sources Inventory — MSI, авторы — Джон Барбуто (John Barbuto) и Ричард Сколл (Richard Scholl)).
Создатели опросника предложили очень реалистичную и информативную модель мотивации (при этом именно в плоскости взаимоотношений «человек-организация»), интегрирующую подходы различных ученых. По мнению авторов, мотивация как явление — динамична и практически неизмерима, поэтому в модели акцент сделан на основных источниках мотивации как фундаментальных личностных образованиях. Всего выделено пять таких источников:
Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности.
Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п..
Внешняя концепция Я: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.
Внутренняя концепция Я: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей.
Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих интернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям.
Знание источников мотивации позволяет менеджеру по персоналу составить, образно говоря, «мотивационную карту» сотрудника. У каждого человека (как и у группы людей) можно выявить все источники мотивации, но степень их выраженности будет различна. Информацию о выявленных запросах (потребностях) — после их ранжирования — можно использовать при разработке комплекса мероприятий по мотивации сотрудников. Способы удовлетворения одного и того же запроса могут варьироваться в зависимости от имеющихся средств, времени, корпоративной культуры, стадии развития компании и других факторов.
Процедуры заполнения опросника и подсчета результатов легки в применении и не требуют много времени (см. Приложение).
Опросник состоит из 30 вопросов (по шесть в каждой из категорий). По каждому из пунктов заполняющему предлагается дать ответ по семибалльной шкале: «Полное НЕТ», «НЕТ», «Скорее НЕТ», «Не знаю», «Скорее ДА», «ДА», «Полное ДА».
Испытуемый может заметить некоторое сходство направленности вопросов, поэтому автор статьи предлагает изменить порядок их постановки (в приводимом нами варианте они уже переставлены в произвольном порядке). Учитывая некоторую «интимность» вопросов (касающихся зарплаты, денег и т. п.) опросник желательно использовать анонимно.
В мотивационной структуре каждого отдельного человека представлены все источники мотивации, но практиков, прежде всего, интересует выраженность каждого из них в индивидуальном мотивационном профиле, их напряженность в общем «букете» мотивации.
Опросник для определения источников мотивации
Бланк для ответов
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Пол ______________ |
Возраст ______________ |
Дата ______________ |
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, описывающих отношение человека к работе. Оцените, насколько каждое утверждение отражает вашу точку зрения. Поставьте отметку в соответствующей графе. Здесь нет правильных или неправильных ответов, старайтесь не задумываться над выбором ответа слишком долго.
№ |
утверждение |
выбор |
||||||
полное нет |
нет |
скорее нет |
не знаю |
скорее да |
да |
полное да |
||
1 |
я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие |
|||||||
2 |
объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы |
|||||||
3 |
для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение |
|||||||
4 |
мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил |
|||||||
5 |
я бы не стал работать в компании, если бы не был согласен с ее целями |
|||||||
6 |
если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу |
|||||||
7 |
каждый час работы должен быть оплачен |
|||||||
8 |
я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие |
|||||||
9 |
для меня важно работать в такой организации, которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт |
|||||||
10 |
я должен поверить в идею, прежде чем начать работать над ее воплощением |
|||||||
11 |
я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным |
|||||||
12 |
я работал бы более интенсивно, если бы был уверен, что получу более высокую оплату моих усилий |
|||||||
13 |
я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием |
|||||||
14 |
я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим личным стандартам поведения |
|||||||
15 |
пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно |
|||||||
16 |
когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной |
|||||||
17 |
когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, где больше платят |
|||||||
18 |
если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание |
|||||||
19 |
я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует |
|||||||
20 |
когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности |
|||||||
21 |
я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего |
|||||||
22 |
мой любимый день на работе — день зарплаты |
|||||||
23 |
те люди, у кого больше друзей, живут более полной жизнью |
|||||||
24 |
мне нравится делать то, что дает ощущение личного достижения |
|||||||
25 |
для того чтобы я мог упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями |
|||||||
26 |
если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: «а какая из них интереснее?» |
|||||||
27 |
нужно всегда «держать глаза и уши открытыми», чтобы получать информацию о лучших местах работы |
|||||||
28 |
я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации |
|||||||
29 |
мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации |
|||||||
30 |
если я разделяю цели компании, то не имеет значения, я ли добился успеха |
Обработка результатов
Каждый выбор испытуемого оценивается определенным количеством баллов в соответствии со шкалой:
Выбор |
Полное НЕТ |
НЕТ |
Скорее НЕТ |
Не знаю |
Скорее ДА |
ДА |
Полное ДА |
Баллы |
–3 |
–2 |
–1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подсчитайте результат по каждой категории, используя ключ отнесения вопросов к категориям:
Ключи к опроснику
- (1, 6, 11, 16, 21, 26);
- (2, 7, 12, 17, 22, 27);
- (3, 8, 13, 18, 23, 28);
- (4, 9, 14, 19, 24, 29);
- (5, 10, 15, 20, 25, 30).
Для подсчета результатов можно воспользоваться бланком.
Бланк для подсчета результатов
№ |
№ |
Выбор/баллы |
||||||
Полное НЕТ |
НЕТ |
Скорее НЕТ |
Не знаю |
Скорее ДА |
ДА |
Полное ДА |
||
1. Внутренние процессы |
1 |
|||||||
6 |
||||||||
11 |
||||||||
16 |
||||||||
21 |
||||||||
26 |
||||||||
2.Инструментальная мотивация |
2 |
|||||||
7 |
||||||||
12 |
||||||||
17 |
||||||||
22 |
||||||||
27 |
||||||||
3. Внешняя Я-концепция |
3 |
|||||||
8 |
||||||||
13 |
||||||||
18 |
||||||||
23 |
||||||||
28 |
||||||||
4. Внутренняя Я-концепция |
4 |
|||||||
9 |
||||||||
14 |
||||||||
19 |
||||||||
24 |
||||||||
29 |
||||||||
5. Интернализация цели |
5 |
|||||||
10 |
||||||||
15 |
||||||||
20 |
||||||||
25 |
||||||||
30 |