Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Особенности волевых качеств личности молодых специалистов (%)

Анализируя особенности волевых качеств личности молодых специалистов (рис 1.), можно выделить, что в группе преобладает средний уровень выраженности волевых качеств личности.

Также следует отметить, что наиболее высокие показатели выявлены у 50% (5 человек) респондентов по шкале ответственность и у 70% (7 человек) респондентов по шкале инициативности, то есть молодыми специалистами, вполне осознается доля своей ответственности за происходящее с ними, и у них выражена склонность к проявлению личной инициативы в различных видах жизнедеятельности.

Следует выделить, что у 20% (2 человека) респондентов, выражен низкий уровень энергичности, то есть данная категория специалистов периодически испытывает переутомление, негативно отражающееся на общем состоянии личности.

Первичные результаты исследования специалистов с опытом профессиональной деятельности, по опроснику волевых качеств личности М.В. Чумакова, представлены в таблицах 4-6 приложения 2, отразим их в процентном соотношении в таблице 2 и на рис 2.

Таблица 2.Особенностиволевыхкачествличностиспециалистов с опытом профессиональной деятельности (%)

Шкала

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ответственность

-

50

50

Инициативность

-

50

50

Решительность

10

80

10

Самостоятельность

30

70

-

Выдержка

20

50

30

Настойчивость

10

80

10

Энергичность

10

80

10

Внимательность

-

70

30

Целеустремленность

10

20

70

Общий балл

10

30

60

Рис. 2. Особенности волевых качеств личности специалистов с опытом профессиональной деятельности (%)

Анализируя особенности волевых качеств личности специалистов с опытом профессиональной деятельности (рис 2.), можно выделить, что в группе преобладает средний уровень выраженности волевых качеств личности.

Наряду с этим в группе выявлены высокие показатели у 70% (7 человек) респондентов по шкале целеустремленность, свидетельствующие о стремлении специалистов с опытом профессиональной деятельности, к достижению поставленных целевых ориентиров.


Также следует отметить, что у 60% (6 человек) респондентов выявлены высокие показатели по общему показателю волевой регуляции, то есть они в полной мере способны управлять своим поведением.

Вместе с тем у 30% (3 человека) отмечаются достаточно низкие показатели самостоятельности, то есть в некоторых ситуациях эти респонденты не способны к самостоятельному принятию решений.

Результаты диагностики испытуемых по опроснику волевых качеств личности М.В. Чумакова, позволили провести сравнительный анализ средних показателей по группам (таблицы 7,8 приложения 2). Средние показатели представителей каждой группы приведены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительный анализ показателей волевых качеств личности молодых специалистов и специалистов с опытом профессиональной деятельности

Шкала

Курс

Среднее

Ответственность

молодые специалисты

5,4

специалисты с опытом профессиональной деятельности

6,9

Инициативность

молодые специалисты

5,3

специалисты с опытом профессиональной деятельности

6,8

Решительность

молодые специалисты

6,1

специалисты с опытом профессиональной деятельности

7,8

Самостоятельность

молодые специалисты

9,4

специалисты с опытом профессиональной деятельности

6,0

Выдержка

молодые специалисты

5,3

специалисты с опытом профессиональной деятельности

3,6

Настойчивость

молодые специалисты

9,5

специалисты с опытом профессиональной деятельности

4,8

Энергичность

молодые специалисты

6,5

специалисты с опытом профессиональной деятельности

6,1

Внимательность

молодые специалисты

8,4

специалисты с опытом профессиональной деятельности

6,8

Целеустремленность

молодые специалисты

3,8

специалисты с опытом профессиональной деятельности

7,3

Общий балл

молодые специалисты

8,7

специалисты с опытом профессиональной деятельности

7,7


При анализе результатов сравнения показателей волевых качеств личности молодых специалистов, и специалистов с опытом профессиональной деятельности можно выделить следующее:

– между молодыми специалистами и специалистами с опытом профессиональной деятельности отмечаются существенные различия по выраженности самостоятельности, выдержки, настойчивости, внимательности, решительности и целеусремленности и волевой сферы личности в целом;

– молодых специалистов в большей степени выражена самостоятельность, при принятии решений, выдержка при возникновении проблемных ситуаций, настойчивость в процессе реализации различных видов деятельности, внимательность к окружающим и своему внутреннему миру и общий волевой компонент личностной сферы;

– специалисты с опытом профессиональной деятельности обладают большей решительностью, целеустремленностью и также внимательно относятся к окружающим и своему внутреннему миру;

2) Первичные результаты исследования молодых сотрудников по опроснику определения источников мотивации, представлены в таблицах 1-2 приложения 3, отразим средние показатели на рис 3.

Рис. 3. Особенности профессиональной мотивации молодых сотрудников (ср. знач.)

Анализируя показатели мотивации молодых сотрудников можно выделить преобладание инструментальной мотивации (ср.знач. 2,13), со стремлением респондентов к получению осязаемых внешних вознаграждений, в виде платы, премиальных и пр.; и внутренней концепции Я(ср.знач. 1,75), с желанием отвечать своим собственным стандартам черт, компетентности и ценностей.

Следует отметить, что в меньшей степени у респондентов выражены показатели внутренних процессов мотивации (ср.знач. 0,4), с желанием получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности.

Первичные результаты исследования специалистов, со стажем профессиональной деятельности по опроснику определения источников мотивации, представлены в таблицах 3-4 приложения 3, отразим средние показатели на рис 4.

Рис. 4. Особенности профессиональной мотивации сотрудников со стажем профессиональной деятельности (ср. знач.)

Анализируя показатели мотивации молодых сотрудников можно выделить преобладание инструментальной мотивации (ср. знач. 2,14), со стремлением респондентов к получению осязаемых внешних вознаграждений, в виде платы, премиальных и пр.; и внешней концепции Я (ср. знач. 1,8), с желанием отвечать стандартам организации, компетентностям и ценностям.


Следует отметить, что в меньшей степени у респондентов выражена внутренняя мотивация (ср. знач. 0,9), когда сотрудниками преследуются свои личные интересы и выгоды, и в профессиональной деятельности они направлены в большей степени на удовлетворение своих внутренних амбиций.

Выводы по 3 главе

В ходе эмпирического исследования особенностей профессиональной мотивации молодых специалистов и специалистов со стажем профессиональной деятельности, было выделено следующее:

– при сравнении показателей волевых качеств личности молодых специалистов и специалистов со стажем профессиональной деятельности можно выделить, что между молодыми специалистами и специалистами со стажем профессиональной деятельности отмечаются существенные различия по выраженности самостоятельности, выдержки, настойчивости, внимательности, решительности и целеусремленности и волевых проявлений личности в целом.

Так, у молодых специалистов в большей степени выражена самостоятельность, при принятии решений, выдержка при возникновении проблемных ситуаций, настойчивость в процессе реализации различных видов деятельности, внимательность к окружающим и своему внутреннему миру и общий волевой компонент личностной сферы.

Специалисты со стажем профессиональной деятельности обладают большей решительностью, целеустремленностью и также внимательно относятся к окружающим и своему внутреннему миру.

В большей степени молодыми сотрудниками преследуются свои личные интересы и выгоды, и в профессиональной деятельности они направлены в большей степени на удовлетворение своих внутренних амбиций. Это может найти негативное отражение, на деятельности организации, выраженное в снижении показателях эффективности и результативности производства.

Сотрудниками со стажем профессиональной деятельности преследуются интересы и выгоды организации, и в профессиональной деятельности они направлены в большей степени на удовлетворение потребностей организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из эффективных компонентов успеха любой организации, является высокомотивированный персонал. Рассматривая специфику сферы услуг можно выделить, что персонал организаций в данной сфере не только является ведущим компонентом в структуре компании, но и представляет собой определенную часть оказываемой этой организацией услуги или услуг.


Соответственно, посредством анализа деятельности определенного работника, представленного в данном случае организационной единицей, у потребителя услуги складывается не только о его деятельности, но и представление об организации в целом. И при низком уровне мотивации персонала организации, на качественное и продуктивное выполнение своей работы, это способствует снижению имиджа предприятия на рынке. При этом показателем качества услуги является не только ее грамотное выполнение, но и профессиональные и личностные качества сотрудников: компетентность, вежливость, доброжелательность, добросовестность и лояльность. Суть мотивационного потенциала организации рассматривается в виде возможности и готовности персонала, к направленности усилий персонала: знаний, умений, навыков, компетенций на определенные виды деятельности, которыми обеспечиваются перспективы организационного развития и создаются предпосылки для реализации ее существующих или прогнозируемых преимуществ.

В ходе эмпирического исследования особенностей профессиональной мотивации молодых специалистов и специалистов со стажем профессиональной деятельности, было выделено следующее:

– у молодых специалистов в большей степени выражена самостоятельность, при принятии решений, выдержка при возникновении проблемных ситуаций, настойчивость в процессе реализации различных видов деятельности, внимательность к окружающим и своему внутреннему миру и общий волевой компонент личностной сферы, ими преследуются свои личные интересы и выгоды, и в профессиональной деятельности они направлены в большей степени на удовлетворение своих внутренних амбиций, что может найти негативное отражение, на деятельности организации, выраженное в снижении показателях эффективности и результативности производства;

–специалисты со стажем профессиональной деятельности обладают большей решительностью, целеустремленностью и также внимательно относятся к окружающим и своему внутреннему миру, ими преследуются интересы и выгоды организации, и в профессиональной деятельности они направлены в большей степени на удовлетворение потребностей организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алферова Т.А., Акбулатова Г.И., Жиенбаева Н.Б., Тапалова О.Б. Нарушения мотивации достижения в структуре патологии мотивации // Universum: медицина и фармакология. 2015. №7-8 (19). С.1– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23863763
  2. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Сравнительный анализ мотивационной сферы людей, находящихся на разных этапах развития карьеры // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. №3. С.39-44 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24307546
  3. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов.// Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56-62. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24310642
  4. Брюхова Н.Г.Мотивация достижения успеха в развитии самосознания психолога-консультанта.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 19-1. С. 43-47. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21155971
  5. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // СПЖ. 2016. №62. С.38-53 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27664145
  6. Давыдова А.Ю. Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170). С.269-272 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20885337
  7. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптирующее воздействие социума на профессиональное самоопределение его субъектов // Всборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. London, 2013. С. 51-54.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12863043
  8. Долгова В.И. Индивидуально – типологические особенности в структуре эмоциональной устойчивости личности. // FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 95-97– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25506451
  9. Долгова В. И., Балашова Т. Б. Связь эффективной профессиональной деятельности продавцов - консультантов с индивидуально личностными особенностями // Научно - методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 66 –70. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25730151
  10. Долгова В.И. Трансформация ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – № 1 (31). – С. 234-239. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23131055
  11. Карпович А.П. Мотивационный потенциал как объект управления в организациях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №10 (295). С.11-17– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23029091
  12. Котельникова И.А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55323.htm
  13. Косолапов А.Н., Коренева Е.Н., Киреев М.Н. Волевой компонент ценностных ориентаций и установок студентов современных вузов // Научный потенциал. 2012. № 1. С. 46-49. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17633902
  14. Кочеткова Е.П. Нематериальная мотивация персонала организации// Традиционное, современное и переходное в условиях модернизации российского общества.// Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Б. Кошарной, В.В. Ухоботова, Н.В. Корж. 2017. С. 78-80. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29017058
  15. Майорова Е. Р. Механизмы мотивации персонала в управлении промышленным предприятиям: теория и практика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. No4. С. 121-124 – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25948077
  16. Мозговой А.И. Мотивация персонала на основе системы показателей // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24). С.194– URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23039563
  17. Панина И.Н. Развитие мотивации достижения успехов и других, связанных с трудовой деятельностью, качеств личности у сотрудников организации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №5. С.257-259. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30450754
  18. Панина И.Н.Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 477-480. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28139636
  19. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. 2014. №3. С.44-46 – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25923645
  20. Сараева Е.В., Николаев С.Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник ВятГУ. 2014. №7. С.129-134– URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22483401
  21. ТолочекВ.А. Современнаяпсихологиятруда : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии Серия: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2010 . 432 с.
  22. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. — СПб.: Питер, 2009. — 160 с
  23. Филатов В.И. Социально – онтологические основания целостности человека / В.И. Филатов. – М. : Изд-во МГУК; Омск: Омск. гос. ун-т, 2001 311 с.
  24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 // WWW / eidos. ru /news / compet / htm.
  25. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001. ‒ 134с.
  26. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. – 96 с.
  27. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М.С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с.