Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО ТПК «Электромашина».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конкурентоспособность организации как объект стратегического управления.
1.1. Понятие конкурентоспособности организации и показатели ее оценки.
1.2. Расчет коэффициента конкурентоспособности
3. Оценка конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина» на целевом рынке
4. Пути повышения конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина»
1) техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
2) эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
3) эстетическим (внешний вид товара);
4) нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
5) экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
При оценке конкурентоспособности двигателей использовали три группы показателей: качественные, маркетинговые и экономические.
В группу качественных показателей входят: надежность долговечность, безопасность, практичность и ремонтопригодность.
К маркетинговым показателям относятся: известность изготовителя и узнаваемость на рынке услуг.
В качестве объектов оценки уровня конкурентоспособности взят двигатель ООО ТПК «Электромашина» и ООО «Электромашсервис». Сведения о балловой оценке уровня конкурентоспособности представлены в Таблице №7.
Таблица №7
Балловая шкала оценки уровня конкурентоспособности двигателя
№ п/п |
Наименование показателей |
Коэффициент весомости Gi,gi |
Балльная оценка |
|
ООО ТПК «Электромашина» |
ООО «Электромаш-сервис |
|||
1 1.1 1.2 |
Маркетинговые показатели Известность изготовителя Узнаваемость на рынке услуг |
0,5 0,5 |
5,0 1,0 |
3,0 3,0 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Качественные показатели Надежность Долговечность Безопасность Экономичность Ремонтопригодность |
0,3 0,1 0,2 0,3 0,1 |
5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 |
5,0 4,0 4,0 3,0 3,0 |
Экономические показатели, как известно, включают затраты на приобретение и использование товара. Для пищевых продуктов эти затраты обусловлены ценой товара.
Оценка качественных и маркетинговых показателей производили по бальной шкале, при этом органолептические показатели оценивали следующим образом:
5 баллов – отличное качество;
4 балла – хорошее качество;
3 балла – удовлетворительное;
2 балла – плохое;
1 балл – очень плохое качество (брак).
Сумму коэффициентов весомости (значимости) групповых (Gi)единичных показателей (gi) должна равняться единице.
Результаты оценки уровня конкурентоспособности представлены в Таблице №8.
На конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом влияет качество выпуска и предложения на рынке двигательной продукции. На ООО ТПК «Электромашина» уделяется большое внимание качественным характеристикам выпуска, контроль качества производства осуществляется сквозным характером: первый этап – качество сырья; второй и третий этап – контроль за соблюдением технологии в процессе производства.
Рассмотрим качественные характеристики двигателя и его отклонения от требований стандартов.
Таблица №8
Результаты оценки уровня конкурентоспособности двигателя
Наименование показателей |
Коэф. вес. Gi, gi |
Эталон РЭ |
Результаты оценки |
|||||
ООО ТПК «ЭЛЕКТРОМАШИНА» |
ООО «Электромаш-сервис |
|||||||
Pi |
Ki=Pi/PЭ |
Кi× gi |
Pi |
Ki=Pi/PЭ |
Кi× gi |
|||
1. Маркетинговые |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
изготовителя |
0,50 |
5,00 |
5,00 |
1,00 |
0,50 |
3,00 |
0,60 |
0,30 |
1.2 Узнаваемость на рынке услуг |
0,50 |
5,00 |
1,00 |
0,20 |
0,10 |
3,00 |
0,60 |
0,30 |
2. Качественные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2.1 Надежность |
0,30 |
5,00 |
5,00 |
1,00 |
0,30 |
5,00 |
1,00 |
0,06 |
2.2 Долговечность |
0,10 |
5,00 |
4,00 |
0,80 |
0,08 |
5,00 |
1,00 |
0,10 |
2.3 Безопасность |
0,20 |
5,00 |
4,00 |
0,80 |
0,16 |
5,00 |
1,00 |
0,20 |
2.4 Экономность |
0,30 |
5,00 |
3,00 |
0,60 |
0,18 |
5,00 |
1,00 |
0,30 |
2.5Ремонтопригодность |
0,10 |
5,00 |
3,00 |
0,60 |
0,06 |
5,00 |
1,00 |
0,10 |
двигатель |
0,35 |
5,00 |
3,00 |
0,60 |
0,21 |
5,00 |
1,00 |
0,35 |
К комп |
0,78 |
0,76 |
Из данных Таблицы №8 видно, что уровень конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина» равен 0,78, а уровень конкурентоспособности ООО «Электромаш-сервис» равен 0,76. Данная оценка показывает нам, что ООО ТПК «Электромашина» является более конкурентоспособным, чем ООО «Электромаш-сервис», так как уровень в 0,96 более приближен к нормативу 1.
Итак, анализируемый товар – двигатель. По данным Таблицы №9 рассчитаем сводный индекс степени удовлетворения потребителей:
, где
Lni – параметрические индексы потребительских свойств;
LJ – вес (значимость) j-го параметра.
Jn = (90,75)+(61,08)+(40,81)+(71,22)+(20,78))/5=5,31
Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам Jэ=LiJэi…(i=1…m), где
m – число анализируемых параметров;
Li – веc i–го параметра;
Jэi – параметрический индекс i-го периода.
Jэ=6*0,83=4,98
Таблица №9
Потребительские и экономические параметры двигателей и их
значимость
Параметры товара |
ООО ТПК «ЭЛЕКТРОМАШИНА» |
ООО «Электромаш-сервис» |
Вес значимость |
Индекс конкурентоспособности |
Потребительские свойства:
вращения, об/мин
|
90,00 1200,00 224,00 440,00 1050,00 350,00 |
120,00 1110,00 248,00 360,00 1350,00 420,00 |
9,00 6,00 4,00 7,00 2,00 6,00 |
0,75 1,08 0,81 1,22 0,78 0,83 |
Сводный индекс конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (Jn и JЭ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу.
Этот показатель различия между потребительскими эффектами сравниваемых товаров:
Так как значение интегрального показателя относительной конкурентоспособности равна 1,07, то двигатели ООО ТПК «Электромашина» превосходит ООО «Электромаш-сервис» по таким характеристикам как известность изготовителя, безопасности, практичности, но при этом уступая в узнаваемости на рынке услуг. Следовательно, двигатель, выпускаемый ООО ТПК «Электромашина» более конкурентоспособен. Высокие потребительские свойства, более низкая цена делает товар предприятия ООО ТПК «Электромашина» одним из лидирующих на российском рынке двигательной продукции.
На основании проведенной оценки конкурентоспособности, можно сделать вывод о том, что основная продукция предприятии конкурентоспособна. Качественные и экономические показатели выше аналогичных показателей конкурентов, следовательно, увеличение объемов производства и реализации продукции будет находить своего покупателя на рынке сахарной продукции.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.
4. Пути повышения конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина»
В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что, внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
1) изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
2) изменения порядка проектирования продукции;
3) изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
4) изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
5) изменение порядка реализации продукции на рынке;
6) изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
7) изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
8) изменение системы стимулирования поставщиков;
9) изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Можно отметить основную возможность, открывающуюся на экологическом рынке - это улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.
В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.