Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО ТПК «Электромашина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необ­ходимо решить широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конку­рентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Осо­бенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению от­рицательных и положительных свойств этого товара, кото­рые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продук­ция по техническому уровню и качеству требованиям ко­нечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной кон­курентоспособности товара принимается решение о даль­нейшей производственно-сбытовой политике:

1. продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

2. провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

3. снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

Стоит ли приступить к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаропроводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного то­вара.

Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны про­мышленной фирмы о собственных возможностях обеспече­ния такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рын­ка в целях обеспечения рентабельности производства и сбы­та. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предпри­ятия возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь тре­буемые финансовые ресурсы и необходимые с соответству­ющим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своев­ременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В совре­менном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Соглас­но статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпус­кая новую продукцию и расширяя ассортимент предлагае­мых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от од­ного товара, который может в любое время с учетом непред­сказуемых изменений рынка привести к банкротству. Извес­тно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стра­не приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налажива­ют выпуск товаров народного потребления.


Однако создание нового товара - процесс чрезвычай­но сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете о создании такой товарной мас­сы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Из­вестно, что значительное количество новых товаров, выве­денных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд из­готовителей. Основными причинами являются: недостаточ­ное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффек­тивная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответ­ные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные пробле­мы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована кон­курентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности отно­сительно других аналогичных товаров.

После предварительной оценки идеи о создании ново­го товара (а их этих идей, как правило, изучают множество), в основе, которой лежат:

1) тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции;

2) емкость рынка и трудности проникновения на него;

3) харак­тер и острота конкуренции по аналогичной продукции;

4) возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогич­ной продукцией.

Руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изде­лия. Эта оценка включает в себя, прежде всего определение экономических параметров изготовления головного образца, составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет ре­шить вопрос о целесообразности запуска нового производст­ва. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения, и разра­батывается комплекс мер по обеспечению реализации товара от рекламы до технического обслуживания.

Заключение

Таким образом, конкурентоспособность продукции это неотъемлемая, а я бы сказала, наиглавнейшая составляющая понимания конкуренции на рынке, которая отражает способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.


Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель.

Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

Таким образом, ООО ТПК «Электромашина» за годы своего существования смог привлечь к себе более 80-ти организаций, которые в настоящее время являются постоянными клиентами и остаются довольными продукцией и качеством работы, которую предоставляет им ООО ТПК «Электромашина».

Показатели работы предприятия в 2018 году улучшились по сравнению с 2016-2017 годом. Произошло увеличение выручки от продаж в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 192,2%. Темпы роста себестоимости проданных товаров не опережали темпы роста выручки от продаж. Среднегодовая стоимость основных фондов имеет небольшую тенденцию к росту. Активы в 2016 году составили 23253 тыс. руб., в 2017 году 30616 тыс. руб. т.е. произошло увеличение показателя на 131,7% или на 7363 тыс. руб. В 2018 году стоимость активов составила 34388 тыс. руб. или на 3772 тыс. руб. больше чем в 2017 году. Денежные средства в 2016 году составили 355 тыс. руб., в 2017 году 5тыс. руб. т.е. произошло снижение показателя в 1,4 раза или на 350 тыс. руб. В 2016 году численность работающих на предприятии составила 74 человека, в 2017 году 80 человек, в 2018 году 78 человек. В 2016 году выработка на одного работающего составила 127,5 тыс. руб. в 2017 году 160,2 тыс. руб., в 2018 году 315,7 тыс. руб. Фонд заработной платы в 2016 году составил 428 тыс. руб., в 2017 году 480 тыс. руб. т.е. произошло увеличение показателя на 112,1% или на 48 тыс. руб. В 2018 году фонд заработной платы составил 520 тыс. руб. или на 40 тыс. руб. больше чем в 2017 году. Низкое значение показателей ликвидности показывает возможные проблемы с денежной наличностью и затруднений в дальнейшей операционной деятельности.

Процесс оценки или планирования начинается с определения цели, затем формируются требования к товару и выбору образца в качестве базы для сравнения и, наконец, определяется перечень параметров, подлежащих сравнению и оценке с их количественным выражением и установлением «весомости». На основании проведенной оценки конкурентоспособности, можно сделать вывод о том, что основная продукция предприятии конкурентоспособна. Качественные и экономические показатели выше аналогичных показателей конкурентов, следовательно, увеличение объемов производства и реализации продукции будет находить своего покупателя на рынке сахарной продукции. При оценке конкурентоспособности продукции ООО ТПК «Электромашина» применяется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров.


Список использованной литературы:

  1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2000. - 356 с
  2. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. –Минск: Высшая Школа, 2016. – 236
  3. Анташов, В.А. Уварова Г.В. Как оптимизировать программу производства и сбыта / В.А. Анташов // Экономика. Финансы. Управление. – 2006. – №9. – 96–103 с.
  4. Баумгарт Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №4. - С.72-85.
  5. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2005. - С.116.
  6. Болт, Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом /Г. Дж. Болт.– СПб.: Питер, 2017. – 427 с.
  7. Бурцев, В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность /В.В. Бурцев.– М.: Экзамен, 2006. – 224 с.
  8. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг: учебное пособие / В.М. Власова.– М.: Финансы и статистика, 2004. – 145 с.
  9. Вебер, М. Коммерческие расчеты от А до Я. Формулы, примеры расчетов и практические советы / М. Вебер.– М.: Дело и сервис, 2016. – 384 с.
  10. Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник/ В.В. Герасименко. – М. : Эксмо, 2016. – 688 с.
  11. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник/Е.П. Голубков.– М.: Финпресс, 2006. – 496 с.
  12. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков.– М.: Дело, 2006. – 188 с.
  13. Дейли, Дж. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества/Дж. Дейли. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2006. – 304 с.
  14. Завьялов Ф.Н., Каплина О.В., Зайченко Д.А. Ранговая оценка конкурентоспособности массового потребительского товара // Маркетинг в России и за рубежеи. - 2005. - №3. - С.90-
  15. Кожекин Г.Я., Мисеобиева С.Г. Маркетинг предприятия: Учебное пособие. - Минск: Книжный Дом, Мисанта, 2004. - 240 с.
  16. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 96 с.
  17. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2004. - 800 с.
  18. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999. - 448 с.
  19. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. - Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 335 с.
  20. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2003. - 294 с.
  21. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во "Дело и сервис", 2002. - 288 с.
  22. Пиндайк Р.М, Рубинфельдд. Микроэкономика. М. изд-во «Вита-Пресс»,, 1992.с.64-73
  23. Портер М. Конкуренция: Уч. Пособие. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 495 с.
  24. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
  25. Седов В.В «Экономическая теория», Челябинск,2002
  26. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 272 с.
  27. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.
  28. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг // http://www.marketing. spb.ru
  29. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2005. - 606 с.
  30. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2005. - 504 с.
  31. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
  32. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2004. - 346 с.
  33. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://elektromashina.com (обращение 27.12.2019)
  2. https://www.rusprofile.ru/id/3591432 (обращение 27.12.2019)

Приложения:

  1. Таблица №1 «Подходы разных авторов к понятию конкурентоспособность».
  2. Таблица №2 «Динамика основных экономических показателей ООО ТПК «Электромашина» за 2016-2018 гг.»

Таблица №1.

Подходы разных авторов к понятию конкурентоспособность.

Автор

Содержание определения

Портер М.

«Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [24, C.17]

Макдоналд М., Данбар Я.

«Конкурентоспособность компании - это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами» [21,C.28]

Жан-Жак Ламбен

«Конкурентоспособность фирмы - ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты» [17, C.36]

Кретов И.И.

«Конкурентоспособность - характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, с одной стороны, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а с другой - по уровню затрат на удовлетворение этой потребности». [16, C.24]

Нагапетьянц Н.А.

«Конкурентоспособность товара - рыночная характеристика товара, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в условиях конкуренции» [26,C.133]

Фурс И.Н.

«Конкурентоспособность товара - т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем покупка другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичных изделий у иного продавца». [32, C.12]

Лифиц И.М.

«Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом» [19, C.13]

Магометов Ш.Ш.

«Конкурентоспособность - означает быть способным к конкуренции. Конкурентоспособность фирм в основном определяется конкурентоспособностью предложенных ими товаров» [20, C.18].

Лебедева О.А., Лыгина Н.И.

«Конкурентоспособность -  комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества» [27,C.125].

Фатхутдинов Р.А.

«Конкурентоспособность объекта - это его способность конкурировать (управлять своими конкурентными преимуществами, соперничать) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время» [30, C.38]

Юданов А.Ю.

«Конкурентоспособностью продукта (товара) называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя» [33, C.42].

Азоев Г.Л., Завьялов П.С. и др.

«Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей». [1]