Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО ТПК «Электромашина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок» [9, с. 45].

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

    1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.) [25, с.75];

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что конкурентоспособность организации является залогом ее дальнейшего развития и процветания на рынке. Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от­носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека­тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль­ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на­чинаются именно здесь.


Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители – это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей. На рынке производство трансформируется в предложение (желание производителей произвести и предъявить к продаже товар по определенной цене в течение определенного времени), а потребности в спрос (желание потребителей приобрести определенные товары за определенную цену). В качестве экономических субъектов, вступающих друг с другом в отношения купли – продажи, могут выступать индивиды, домохозяйства, предприятия и государство.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Проблема конкуренции и монополии в условиях процесса глобализации становится наиболее обсуждаемой в научных кругах, поскольку тенденция к глобализации не может не выдвигать новых требований к изучению данного вопроса. Существует множество форм функционирования предприятия: монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция.

Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки [22,с. 54].

В данной курсовой работе мы рассмотрим Конкурентоспособность продукции. Эта тема является весьма актуальной в наше время, так как конкуренция чаще начинает поглощается монополией. В России становится все больше и больше отраслей, где одна фирма имеет весомое превосходство над другими.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении конкурентоспособности продукции организации, работ и услуг, являющимися важнейшими показателями, характеризующими функционирование предприятия в рыночной экономике.


Объектом исследования данной курсовой работы является закрытое акционерное общество «Белгородский электротехнический завод».

Предметом исследования является конкурентоспособность продукции организации.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить конкурентоспособность организации как объект стратегического управления.
  2. Определить понятие конкурентоспособности организации и показатели ее оценки.
  3. Исследовать поддержание конкурентного преимущества и статуса ООО ТПК «Электромашина».
  4. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
  5. Сделать оценку конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина» на целевом рынке.
  6. Выявить пути повышения конкурентоспособности ООО ТПК «Электромашина».

Информационной основой послужила статистическая и бухгалтерская отчетность ООО ТПК «Электромашина» за 2016-2018г. Методологической базой исследования составили такие методы как: метод исследования, системный подход, экономический и статистический анализ и синтез, экспертные оценки.

1. Конкурентоспособность организации как объект стратегического управления.

1.1. Понятие конкурентоспособности организации и показатели ее оценки.

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Конкуренция обязывает организации создавать конкурентоспособный товар. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.


Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

В таблице №1 приведены примеры понятия конкурентоспособность с точки зрения разных авторов.

Таблица №1.

Подходы разных авторов к понятию конкурентоспособность [36]

Конкурентоспособность – это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

- конкурентоспособность предприятия;

- конкурентоспособность продукции;

- отраслевая конкурентоспособность;

- конкурентоспособность страны.

С увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

Все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рис.1.). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

Рисунок №1.

Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях

Конкурентоспособность

страны

Конкурентоспособность

предприятия (отрасли, региона)

факторы

условия

факторы

условия

факторы

условия

Конкурентоспособность

продукции

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Рассматривая конкурентоспособность на региональном уровне, необходимо отметить, что современные концепции экономической мысли по-разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона – обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует эти и другие преимущества региона именно понятие конкурентоспособности [7, c.11].


Наиболее полным будет определение конкурентоспособности региона, которое включает три основополагающих аспекта:

1) Необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, обеспечиваемая населением).

2) Эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством).

3) Инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов) [12, с.56].

Поэтому под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг [9, c.88].

Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

Такие товаропроизводители всегда будут обладать преимуществом перед своими конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на

Таким образом, конкурентоспособность – это относительная характеристика, которая отображает существенные отличия развития указанной фирмы от параллельного развития конкурентных фирм по степени удовлетворения производимыми товарами потребности людей и по эффективности производства.

Для оценки конкурентоспособности различных продуктов, можно использовать безразмерный интегральный критерий – коэффициент конкурентоспособности КК, а также алгоритм его расчета.