Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты стратегического планирования развития современной организации
1.1 Понятие и характеристики стратегического планирования развития
1.2 Методы стратегического планирования развития
2. Анализ деятельности и стратегического планирования развития в строительной организации
2.1 Общая характеристика организации и анализ системы управления ИП Новиков В.Г.
2.2 Оценка стратегического планирования развития организации
3. Разработка стратегического плана развития организации и оценка его эффективности
Таким образом, значение стратегического планирования в развитии организации заключается в определении перечня конкретных мероприятий, реализация которых продвигает организацию на пути к достижению стратегической цели. Разработка стратегического плана способствует профессиональному развитию руководителей организации, а реализация плана – формированию и закреплению необходимых управленческих навыков. Стратегический план ориентирован на перспективу, долгосрочную, эффективную деятельность организации.
Подводя итоги обзора теоретических подходок к пониманию и осуществлению стратегического планирования развития организации, сделаем следующие выводы:
1) стратегическое планирование – это управленческая функция, направленная на разработку и обоснование плана мероприятий по реализации стратегии развития организации;
2) реализация стратегического планирования требует четкого определения стратегической цели, видения, миссии организации, выявления конкурентных преимуществ, проведения анализа внешней и внутренней организационной среды;
3) для разработки стратегического плана используются точные (математические, статистические) и аналитические методы, которые должны дополнять друг друга и комплексно оценивать организационную ситуацию;
4) значение стратегического планирования сводится к обеспечению реализации выбранной стратегии развития, достижению установленных показателей, укреплению положения организации в нестабильной конкурентной среде.
2. Анализ деятельности и стратегического планирования развития в строительной организации
2.1 Общая характеристика организации и анализ системы управления ИП Новиков В.Г.
Выбранная в качестве объекта исследования организация относится к малым организационным формам и ведет деятельность в сфере строительных и монтажных работ.
Полное название организации в соответствии с регистрационными документами - Индивидуальный предприниматель Новиков Виктор Григорьевич. Сокращенное название, используемое в данной работе, ИП Новиков В.Г. Деятельность индивидуального предпринимателя впервые ведется с 2003 года, а в 2004 году организация прошла перерегистрацию с получением Свидетельства нового образца.
При первичной регистрации индивидуальным предпринимателем были выбраны следующие виды деятельности: строительство зданий и сооружений (ОКВЭД – 45.2) – основной вид, подготовка строительных участков(ОКВЭД – 45.1) – дополнительный вид. В 2014 году был добавлен дополнительный вид деятельности - монтаж инженерного оборудования (ОКВЭД – 45.3). Изменения видов деятельности были оформлены в соответствии с действующим законодательством в форме листа учетов.
Деятельность ИП Новиков В.Г. реализуется в условиях постоянно меняющейся бизнес-среды. Для комплексного анализа бизнес-среды была проведена диагностика факторов дальнего и ближнего окружения, а также внутренних параметров организации по методикам PEST – анализ, конкурентный анализ, SWOT-анализ.
Результаты анализа факторов дальнего окружения внешней среды (PEST) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы дальнего окружения внешней среды ИП Новиков В.Г. и их проявления
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Влияние на фирму |
Экономические |
Финансовая стабильность и положительная динамика рынка |
Стабильность национальной валюты. Рост показателей ВВП, ВНП. |
Быстрый рост финансовых показателей, активная коммерческая деятельность. |
Уровень инфляции |
Повышение тарифов, стоимости сырья, материалов, услуг поставщиков. |
Снижение уровня прибыли, увеличение расходов на операционную деятельность. |
|
Конкурентная среда |
Усиление или ослабление конкуренции. |
Ограничение (или расширение) возможностей для захвата рынка, активизация коммерческой деятельности. |
|
Динамика доходов населения |
Снижение доходов сокращает платежеспособный спрос. |
Определяет объем заказов и доходы фирмы |
|
Политические |
Стабильность политической системы |
Отсутствие кардинальных перемен в полити-ческом устройстве |
Обеспечение условий для нормальной деятельности, роста и развития |
Налоговая политика |
Установление систем налогообложения, ставок, льгот. |
Расширение (или сокращение) возможностей для повышения уровня прибыли. |
|
Государственная поддержка |
Субсидии на развитие бизнеса. Возможность участия в программах государственных закупок. |
Создание дополнительных условий для развития, обеспечение объемом работ с гарантированной оплатой. |
|
Технологические |
Появление новых технологий, материалов. |
Модернизация производства, оптимизация и совершенствование технологических процессов |
Активизирует производственную деятельность, повышает производительность, рентабельность и прибыль. |
Социальные |
Изменение потребностей социальных групп |
Рост платежеспособного спроса |
Активизация коммерческой деятельности |
Социальная мобильность |
Миграция населения. Конкуренция на рынке труда. |
Появление дополнительной рабочей силы. Повышение уровня образования и профессионализма |
Наибольшее влияние на результаты деятельности организации имеют экономические факторы, такие, как финансовая стабильность, уровень инфляции, степень конкуренции, динамика доходов организации и населения. Обозначенные факторы определяют условия, в которых ведется коммерческая деятельность. Для компании имеет значение уровень доходов как организаций-клиентов, так и частных лиц, так как от этого зависит объем заказов, и, в итоге, доход самой организации.
Ключевым политическим фактором является законодательное регулирование коммерческой деятельности: закон об обществах с ограниченной ответственностью, о конкуренции, о системе налогообложения, об организации отношений между работниками и работодателями (Трудовой кодекс). Такое же сильное влияние на деятельность организации, как экономика и политика, оказывает уровень развития технологий. Деятельность предприятия связана с использованием технологий проектирования, разработка и реализации решении в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Так, например, если раньше проекты составлялись вручную, то сейчас используются специализированные программные продукты, позволяющие минимизировать вероятность ошибок в расчетах, повышают точность и оперативность создания проектов.
На результаты деятельности ИП Новиков В.Г. оказывает влияние и комплекс социальных факторов, таких, как изменение потребностей отдельных социальных групп и мобильность населения. Влияние этих факторов проявляется в том, что появление новых потребностей у клиентов организации активизирует коммерческую деятельность, а мобильность населения поддерживает рынок труда, в особенности в сфере строительства.
Среди факторов ближайшего окружение большое влияние имеют покупатели, которыми являются бюджетные и коммерческие организации, поставщики и конкуренты. Влияние поставщиков проявляется в уровне цен, условиях поставки, изменении ассортимента. Анализ факторов ближнего окружения был произведен в пункте анализ конкурентной среды. Здесь мы обозначим возможности противодействия давлению факторов ближнего окружения. Для того чтобы минимизировать негативное влияние поставщиков, возможные изменения условий регламентируются в договоре на поставку. Так же влияние оказывают конкуренты, которые могут изменять уровни рыночных цен на аналогичные условия, обеспечивать более высокое качество услуг, а так же реализовывать проектные решения высокой сложности.
Ближнее окружение бизнес-среды представлено конкурентными силами, наибольшее значение из которых имеют клиенты, поставщики и конкуренты. Результаты анализа приведены в таблице 2.
Покупателями ИП Новиков являются частные лица, бюджетные и коммерческие организации, интересы которых представляют их руководители. Преимущественно это мужчины в возрасте от 35 до 60 лет. Для частных лиц критерий образования является несущественным, среди клиентов организации встречаются клиенты с разным уровнем образования. Среди юридических лиц преобладают клиент с высшим строительным или экономическим образованием.
Для анализа выбраны два основных поставщика компании, которые обеспечивают порядка 60,0% объемов заказов материалов и оборудования – это компания ООО «Декада» - поставщик строительных материалов и ООО «Энергостройсервис» - поставщик электрической продукции и оборудования для производства работ. Эти компании предоставляют индивидуальные условия оплаты в зависимости от объема и сложности заказа, обеспечивают стабильность поставки, расположены в черте города, что позволяет доставлять заказы сразу на объекты, где производят работы специалисты ИП Новиков В.Г.
Основным конкурентами ИП Новиков В.Г. являются компании аналогичного профиля. Для сравнения выберем двух, наиболее близких конкурентов: ООО «Стройресурс» и ООО «Стройспецпроект».
Таблица 2
Анализ ближнего окружения бизнес-среды ИП Новиков В.Г.
Группа факторов |
Фактор |
Проявление и влияние |
|
Покупатели |
Возраст |
Средняя и старшая возрастная группа (руководители компаний) |
|
Пол |
Преимущественно, мужской |
||
Уровень образования |
Различный у частных лиц. У юридических лиц - преимущественно высшее, строительное или экономическое |
||
Социальный статус |
Частные лица, главы семьи. Руководители, собственники бизнеса. |
||
Спрос |
По мере необходимости: выше весной и летом, ниже – зимой. |
||
Платежеспособность |
Средняя (для частных лиц) и высокая (для коммерческих организаций и юридических лиц) |
||
Поставщики |
ООО «Декада» (стройматериалы) |
ООО «Энергостойсервис» (оборудование) |
|
Ценовая политика |
Широкий ценовой диапазон |
Индивидуальные условия по оплате, зависят от объемов заказа |
|
Качество |
Среднее и выше среднего |
Приемлемое, большинство оборудования – импортного производства |
|
Степень удаления |
В черте города |
В черте города |
|
Своевременность исполнения поставок |
Своевременно (2-5 дней в соответствии с договором) |
Своевременно, работают по заказу без предоплаты |
|
Конкуренты |
ООО «Стройресурс» |
ООО «Стройспецпроект» |
|
Преимущества |
Короткие сроки поставки, доставка до объекта. |
Широкий ассортимент, гибкая ценовая политика, наличие собственной производственной базы. |
|
Ценовая политика |
Цены – средние по рынку, используют ценовые акции, индивидуальные скидки и условия для постоянных клиентов. |
Цены – средние и выше средних, т.к. реализуют крупные проекты на базе промышленных объектов. |
|
Рынок сбыта |
Коммерческие, бюджетные организации и частные лица |
Промышленные предприятия, организации, частные лица |
Преимуществом компании «Стройресурс» является собственная производственная база, которая значительно функциональнее, чем база ИП Новиков В.Г., что позволяет «Стройресурсу» реализовывать крупные проекты. ООО «Стройспецпроект» работает преимущественно с юридическими лицами и промышленными предприятиями, чем обеспечивает себе постоянный объем работ.
Для того, чтобы эффективно использовать условия бизнес-среды, необходимо сопоставить внутренние параметры организации (сильные и слабые стороны) с внешними факторами и определить возможности и угрозы развития. Результат данного анализа приведен в таблице 3 в форме матрицы SWOT.
Таблица 3
SWOT- анализ ИП Новиков В.Г.
Возможности (O) |
Угрозы (Т) |
Повышение конкурентоспособности Снижение себестоимости работ и услуг Увеличение доли предприятия на рынке Привлечение инвестиций Увеличение качества работ и услуг Рост спроса на продукты, работы и услуги |
Потеря прямых связей с заказчиками. Улучшение качества работ и услуг у конкурентов. Растущая требовательность покупателя. Экономический кризис. Форс-мажорные обстоятельства |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Широкий набор услуг, Профессиональный опыт, Низкая себестоимость и цена продукции, работ и услуг относительно конкурентов Технологические и проектные преимущества |
Малая доля на рынке; Ограниченные возможности влияния на покупательский спрос; Зависимость от крупных потребителей и поставщиков. |
Сильными сторонами организации являются: широкий ассортимент услуг, профессиональный опыт, конкурентоспособные цены, использование уникальных технологических и проектных решений при проведении работ на объектах заказчика. К слабым сторонам можно отнести незначительную долю на рынке, ограниченные возможности влияния на покупательских спрос, зависимость от крупных поставщиков и клиентов.
Возможностями дальнейшее развития ИП Новиков В.Г. являются: повышение конкурентоспособности за счет изменения ассортимента услуг, создания уникального торгового предложения, снижение себестоимости работ и услуг, увеличение доли предприятия на рынке, привлечение внешних инвестиций для развития предприятия и повышение качества производимых работ и услуг. Угрозами компании являются потеря прямых связей с заказчиками, укрепление позиций конкурентов, повышение требований со стороны заказчика, экономический кризис, снижающий общую платежеспособность клиентов и объем заказав, прочие форс-мажорные обстоятельства.