Файл: Методы стратегического планирования развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одна важная особенность современного стратегического планирования заключается в том, что для его осуществления необходима децентрализацию управления. Руководитель организации отходит от ведущей позиции, предоставляя возможность сотрудникам выработать совместный и единый подход к стратегии и ее реализации. Это позволяет рассмотреть ситуацию со всех сторон, собрать и использовать необходимое количество данных и фактов о деятельности отдельных подразделений. Децентрализация управления при стратегическом планировании повышает ответственность участников процесса, а значит, изменяет их отношение к работе и к результату своего труда. Эта особенность связана с наличием стратегического мышления и творческого подхода у сотрудников. Задача руководителя – создать такие условия, в которых способности сотрудников будут эффективно реализованы[10].

Для формализации стратегического управления и планирования важно, чтобы были составлены документы (положения) о принятии основных положений стратегии. Они должны утверждаться на уровне высшего руководства, доведены до сведения всех сотрудников и приняты к обязательному исполнению.

Таким образом, стратегическое планирование развития организации – неотъемлемая составляющая стратегического управления, которая позволяет привести в соответствие ресурсы, возможности и цели организации, а так же выстроить эффективную модель поведения в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

1.2 Методы стратегического планирования развития

С целью разработки и обоснования стратегического плана используется широкий ассортимент методов и технологий. С точки зрения инструментов, используемых в методах планирования, выделяют точные и проективные методы. Точные методы включают прямые математические, статистические и экономические расчеты. Результаты использования данных методов всегда выражены количественно. Проективные методы включают качественную обработку данных. К таким методам относят экспертные опросы, моделирование и описание ситуаций, наблюдения и описания[11].

С точки зрения задач, решаемых методами стратегического планирования, а так же для каждого этапа реализации стратегии выделяют такие методы, как SWOT-анализ, «5 сил», анализ конкурентных стратегий, методы статистического анализа и анализа хозяйственной деятельности[12].


Для составления обоснованного стратегического плана важно провести тщательный и всесторонний первичный анализ. На данном этапе применяются такие методы, как:

  1. SWOT –анализ – анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз в конкурентной среде;
  2. МСС – анализ – рассмотрение миссии организации и приведение ее в соответствие с реальными возможностями и стратегическими целями;
  3. методы статистического анализа, в частности, векторного экономического развития, позволяющие прогнозировать достижение поставленных целей на основе имеющихся результатов предыдущих периодов;
  4. метод BCG – позволяет анализировать динамику макроэкономических показателей, отслеживать темпы роста отдельных рынок и изменение структуры рынков;
  5. метод построения матрицы GE используется для сравнения привлекательности и конкурентной ситуации на рынке;
  6. метод «5 сил» М. Портера, изображающий влияние внешних факторов на конкурентное положение компании, а также поиск оптимальных путей развития;
  7. метод ADL – оценка жизненного цикла отрасли или отдельной организации, выбор конкурентной стратегии в зависимости от этапа жизненного цикла компании;
  8. метод И. Ансоффа, позволяющий оценить положение конкретного товара на общем рыке, оценить перспективы его развития[13].

В рамках стратегического планирования большое внимание должно уделяться анализу отрасли, в которой функционирует предприятие, потом что динамика развития отрасли отразится на положении всех принадлежащих к ней компаний. С целью анализа отрасли применяются такие методы, как:

1) методы анализа основных экономических характеристик: прибыли, рентабельности, уровень спроса: количество покупателей и их платежеспособность, размер рынка, темпы роста рынка и т.д.;

2) методы конкурентного анализа: влияние поставщиков, конкурентов, покупателей, производителей товаров-заменителей, количество, объемы реализации, доли рынка конкурентов, конкурентные преимущества отрасли в целом и отдельных ее представителей;

3) методы анализа движущих сил в отрасли: экономические тенденции, изменения структуры затрат, доходов; изменения в политической и социальной среде: нововведения законодательства, регламентирующего отрасль, изменения социальной структуры, спроса и предложения на рынке труда;

4) методы проектирования и прогнозирования изменений: выявление внешних факторов, способствующих и препятствующих росту организации, перечень внешних угроз, оценка рисков;


5) методы определения ключевых факторов успеха отрасли: оценка уровня технологичности, производственных факторов (производительность труда, материально-техническая оснащенность), трудовых ресурсов, коммерческих факторов (маркетинг, продажи, закуп исходных материалов, себестоимость продукции, соотношение постоянных и переменных затрат);

6) методы оценки перспектив развития и привлекательности отрасли: выявление и анализ проблем развития отрасли, зоны роста, динамика спроса, выявление потенциального (несформированного) спроса.

Следующая группа методов относится непосредственно к разработке стратегического плана. Здесь применяются такие методы, как[14]:

  1. календарное планирование – распределение мероприятий по срокам реализации;
  2. производственное планирование – определение конкретных показателей производственной деятельности по отдельным производственным участкам и предприятию в целом;
  3. кадровое планирование – оценка потребности в персонале для реализации стратегии и разработка мероприятий по оптимизации кадрового состава в соответствии с выбранной стратегией;
  4. технологическое планирование – план мероприятий по внедрению, изменению технологии производственной деятельности и организации производственных процессов;
  5. финансовое планирование – составление бюджета расходов и ожидаемых доходов, планируемых в организации при реализации выбранного пути развития.

В управленческой деятельности чаще всего применяются комплекс методов, позволяющих оценить текущую ситуацию и предложить несколько вариантов развития. Для того, чтобы выбрать оптимальный вариант развития организации, методы стратегического планирования должны соответствовать следующим требованиям[15]:

1) рассматривать организацию во взаимосвязи с внешней средой – сопоставлять внутренние ресурсы и внешние факторы;

2) быть объективными, преимущественно количественными, дающими точную информацию, не зависящую от мнения руководителей или иных участников коммерческой деятельности;

3) быть интегрированными и непротиворечивыми, давать результаты, которые могут быть сопоставлены друг с другом.

Расширение набора методов разработки стратегического плана в управленческой практике способствует рост профессионализма руководителей и позволяет получить более точный результат в организационной деятельности.

Таким образом, для планирования реализации стратегии используются точные (статистические, математические) и проективные (аналитические) методы. Основные требования к методам стратегического планирования заключаются в системности, объективности, логичности и непротиворечивости.


1.3 Значение стратегического планирования развития в повышении эффективности деятельности предприятия

Развитие организации остро нуждается в четком, обоснованном и обеспеченном ресурсами плане действий. Без планирования реализация стратегии развития организации обречена на провал[16].

С.А. Кулешов считает, что только стратегическое планирование позволит обеспечить компании относительную стабильность на рынке в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Это вызвано в первую очередь наличием четкого плана действий, ориентированных на достижение целей организации, и в то же время позволяет гибко адаптировать развитие организации с учетом внешних изменений[17].

Аналогичной точки зрения придерживается А.Ю. Фуртатова, считая, что без стратегического планирования организация не сможет реагировать на внешние изменения, что неизбежно приведет к спаду финансовых показателей и банкротству фирмы. Действительно, для коммерческих организаций первоочередными целями являются цели достижения прибыли и обеспечения финансовой устойчивости. Поэтому необходимо не только соответствовать требованиям внешней среды, но и улавливать тенденции развития, предвидеть и предотвращать ситуации, угрожающие состоянию организации[18].

Л.В. Глезман и Г.В. Звездакова акцентируют внимание на организационной роли стратегического планирования, считая, что именно данный инструмент позволяет привести в соответствие внутренние ресурсы и внешние запросы. Зачастую, при отсутствии стратегического плана, организация не задействует всех внутренних ресурсов, а те, которые задействованы, используются не эффективно. Для того, чтобы оценить эффективность использования организационных ресурсов, необходимо сопоставить результаты их использования не только с затратами, но и со стратегической целью развития организации. Это позволит своевременно выявить отклонения от заданного курса развития, предотвратить внутренние организационные проблемы, например, связанные с использованием персонала или основных фондов организации[19].


С.А. Гаврилюк видит в стратегическом планировании возможность преодоления негативных влияний кризисов, причем, как внешних, финансовых и политических, так и внутренних, организационных, материально-технических и экономических. Под кризисами автор понимает состояния, при которых запланированные задачи не выполнены, а ожидаемые результаты не достигнуты[20].

Необходимо отметить, что стратегические планы развития организации важны как для крупных предприятий, так и для предприятий малого бизнеса. Отсутствие стратегического плана у руководителя малой организации снижает конкурентоспособность и устойчивость предприятия в нестабильной среде[21].

На основании проведенного анализа литературных источников перечислим основные значения стратегического плана в развитии организации и повышении эффективности ее деятельности:

  1. стратегический план – это программа развития фирмы в установленном периоде времени, именно реализация плана обеспечивает развитие фирмы, совершенствование, рост финансовых и организационных показателей, приближение к реализации стратегической цели;
  2. стратегический план позволяет удерживать ориентиры в виде стратегических целей развития организации, что обеспечивает устойчивость и целенаправленность деятельности;
  3. стратегический план позволяет сопоставлять текущую деятельность с долгосрочными целями;
  4. для составления стратегического плана развития необходимо четкое определение миссии, видения, целей развития организации, результатов анализа внешней и внутренней среды, именно план объединяет все эти положения в единую систему действий;
  5. детализация стратегического плана обеспечивает закрепление зон ответственности каждого сотрудника и подразделения в реализации общей стратегии развития, что повышает качество управления и эффективность работы организации;
  6. на основании разработанного стратегического плана принимаются более взвешенные и обоснованные управленческие решения, так как они ориентированы не только на решение текущих задач, но и на достижение долгосрочных целей;
  7. процесс разработки стратегического плана развития организации требует от руководителей и собственников фирмы определенного профессионального уровня, аналитических способностей, знаний по стратегическому управлению, поэтому способствует повышению квалификации и приобретению новых управленческих навыков;
  8. стратегический план выступает как элемент системы контроля, так как определяет ключевые показатели, промежуточные цели, задачи и способы их достижения[22].