Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты стратегического планирования развития современной организации
1.1 Понятие и характеристики стратегического планирования развития
1.2 Методы стратегического планирования развития
2. Анализ деятельности и стратегического планирования развития в строительной организации
2.1 Общая характеристика организации и анализ системы управления ИП Новиков В.Г.
2.2 Оценка стратегического планирования развития организации
3. Разработка стратегического плана развития организации и оценка его эффективности
Реализация предлагаемых мероприятий связана с использованием материальных, финансовых, административных, организационных, интеллектуальных ресурсов организации. Предварительный анализ деятельности организации показал, что у ИП Новиков В.Г. есть как внутренние ресурсы, так и возможности для привлечения внешних ресурсов. В целом,, предлагаемые мероприятия стратегического плана охватывают все направления деятельности организации и способствуют общему развитию организации.
С целью оценки финансовой эффективности реализации разработанного стратегического плана были детализированы предлагаемые мероприятия, определены затраты на их реализацию и ожидаемые коммерческие результаты.
Запуск нового направления «установка окон» позволяет увеличить доходную часть за счет расширения ассортиментам услуг, снизить затраты на оплату услуг подрядных организаций, но в то же время требует вложений в материально-техническую базу и увеличение фона оплаты труда. Установка оконных конструкций возможна в любое время года, что позволит снизить зависимость доходов компании от сезонного спроса. Планируется, что создание собственного отдела по установке окон позволит оказывать данный вид услуги более планомерно в течение всего года и получать дополнительный доход. В среднем, рыночная цена на установку стандартного оконного блока (с демонтажем и монтажом) составляет 10 тыс. рублей. Установка 150 оконных блоков в год позволит организации получить 1500,0 тыс. рублей дополнительного дохода.
Для создания бригады по установке окон потребуются первоначальные вложения для приобретения инвентаря, спец. одежды, а так же затраты на подбор персонала (размещение объявлений, проведение собеседований). Эти затраты составляют капитальные вложения, но в то же время, потребность в этих затратах может возникать постоянно. Например, подобранные специалисты могут уволиться, инвентарь и спец.одежда - прийти в негодность. С целью финансового обоснования предлагаемого мероприятия был произведен расчет расходов на организацию бригады по установке окон (табл. 7).
Таблица 7
Расчет расходов ИП Новиков В.Г. на внедрение услуги по установке окон
Статья расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Вид затрат |
1. Приобретение инвентаря для работы по установке окон (перфоратор, шуруповерт, удлинитель, шпатели, емкости для воды и т.д) |
50 |
Единовременные/ Текущие |
2. Подбор персонала (4 человека: 2 бригады по 2 человека) |
10 |
Текущие |
3. Оплата труда (2 человека по 20,0 тыс. руб. в мес.) |
480 |
Текущие |
4. Социальные отчисления |
144 |
Текущие |
5. Закупка спец.одежды (2 комплекта по 20,0 тыс. руб.) |
40 |
Единовременные / Текущие |
6. Материальные затраты (себестоимость окон – 150 стеклопакетов по цене 3,5 тыс. руб. ) |
525 |
Текущие |
Итого: |
1199 |
К единовременным затратам отнесены затраты на приобретение инвентаря – 50,0 тыс. руб., на закупку спец. одежды – 40,0 тыс. руб. Итого инвестиционные затраты составят 90,0 тыс. руб. К текущим затратам отнесены затраты на подбор персонала, оплату труда персонала, а так же материальные затраты на приобретение окон. Общая сумма текущих затрат составит 1109,0 тыс. руб. Значительную часть в структуре затрат составят затраты на оплату труда и материальные затраты.
Планируется установить специалистам по установке окон заработную плату в размере 20,0 тыс. руб. при выполнении плана работ, и дополнительную премию при перевыполнении плана. В результате сумма, необходимая для оплаты труда, составит 480,0 тыс. руб. размер социальных отчислений – 144,0 тыс. руб. Во второй год реализации мероприятия, возможно, потребуются расходы на обновление оборудования, привлечение нового персонала и приобретение новой спец. одежды.
Таким образом, объем затрат на создание собственного отдела установки окон составит 1199,0 тыс. руб., ожидаемый доход – 1500,0 тыс. руб., плановая прибыль составит 301,0 тыс. руб.
В случае, если компании не удастся выполнить установленный план продаж и получить требуемый объем доходов, все равно данное направление является перспективным для развития организации, так как обеспечивает более равномерную занятость персонала в течение года, стимулирует профессиональное развитие персонала, а так же снижает зависимость от подрядных организаций.
Второе предложение связано с приобретением транспортного средства, которое может использоваться для оказания услуг сторонним лицам и организациям, и для внутренних задач. В компании есть собственные транспортные средства, которые используются для доставки материалов на объекты, но, во-первых, они нуждаются в обновлении, во-вторых, их количество не достаточно для того, чтобы обслуживать все объекты организации.
Использование дополнительных транспортных средств позволит оперативно доставлять материалы на объект заказчиков, а так же оказывать услуги грузоперевозок частным лицам и организациям. Это обеспечит дополнительный источник доходов, причем, независимый от сезонного спроса на строительные услуги. Анализ стоимости услуг грузоперевозок на рынке Лысьвы и Пермского края показал, что организации предлагают услугу по цене 0,5 тыс. руб. за час, при условии, что минимальная длительность заказа составит 3 часа, а стоимость – 2,0 тыс. руб.
При графике работы с 8.00 до 19.00 автомобиль может выполнить 3 заказа на сумму 6,0 тыс. рублей. Учитывая, что количество рабочих смен в 2020 году составит 247, ожидаемый доход от оказания транспортных услуг может составить 1485,00 тыс. руб. (247*6,0).
Дополнительным источником получения дохода является услуга «вывод строительного мусора». Средняя рыночная стоимость данной услуги в Лысьве составляет 2,0 тыс. руб. При условии, что компания будет выполнять данную услугу ежедневно (по рабочим сменам), и выполнять по 2 рейса, ожидаемый доход от оказания услуги составит 988,0 тыс. руб. (247*2*2)
В общей сложности плановые доходы от использования транспортного средства (автомобиля «Газель») могут составить 2473,0 тыс. рублей. Для обоснования финансовой эффективности мероприятия необходимо сопоставить плановые показатели доходов с расходами (капитальными вложениями) в реализацию предложения.
Затраты на реализацию данного мероприятия включают:
- приобретение транспортного средства – автомобиля «Газель» NEXT фермер борт-тент общей стоимостью 750,0 тыс. рублей;
- регистрация автомобиля, получение гос. номеров 2,85 тыс. рублей;
- оформление полиса обязательной автогражданской ответственности - 10,7 тыс. рублей;
- оформление полиса КАСКО - 70,0 тыс. рублей.
Итого инвестиционные затраты составят 833,55 тыс. рублей. Так как затраты на приобретение транспортных средств превышают 40,0 тыс. руб., они будут списаны как амортизационные отчисления в течение 5 лет (по 187,5 тыс. в год.). Затраты на страхование автомобилей и автогражданской ответственности будут ежегодны.
Использование транспортных средств потребует увеличения текущих расходов за счет:
- Расходов на топливо. Запланировано, что транспортное средство будут использоваться ежедневно по рабочим дням, т.е. 247 дней. Норма расхода топлива 50 л. в день (примерно 200 км). При стоимости 1 л бензина (АИ-92) в 33 руб. расходы на топливо в год составят: (247*50*0,033) = 407,55 тыс. рублей. Учитывая, что стоимость 1 л. бензина постоянно повышается, а расход топлива может изменяться в зависимости от маршрутов перевозки, запланируем годовую статью расходов на топливо в размере 450,0 тыс. рублей.
- Расход на оплату труда водителей автомобилей. Заработная плата водителей будет состоять из двух частей: окладной в размере 30,0 тыс. руб. в мес. и премиальной, которая будет определяться по результатам работ. Запланировано увеличение фонда оплаты труда на 720,0 тыс. руб. (30*12*2), расходы на социальные отчисления составят 216,0 тыс. руб. (720*0,3).
- Расходы на запасные части, ГСМ, прочие расходы на обслуживание автомобилей. Запланировано выделить 50,0 тыс. руб. в год (на приобретение незамерзающей жидкости, мойку автомобилей и т.л.)
Итого текущие расходы составят: 1436,0 тыс. руб. (450+720+216+50).
Сопоставим затраты на реализацию мероприятия с ожидаемыми доходами. Инвестиционные затраты составят 833,55 тыс. рублей, текущие расходы увеличатся на 1436,0 тыс. рублей, что в общей сложности составит 2269,55. Плановые доходы от реализации мероприятия составят 2473,0 тыс. рублей. В результате объем доходов превысит затраты на реализацию мероприятия на 203,45 тыс. рублей. Но даже в том случае, если в первый год не удастся покрыть расходы на приобретение автомобиля, наличие собственного транспортного средства будет являться конкурентным преимуществом и дополнительным активом предприятия, который может быть использован для обеспечения потока доходов.
Таким образом, предлагаемое мероприятие увеличит стоимость активов предприятия, повысить его конкурентоспособность за счет более широкого перечня услуг, а так же позволит получать доходы не только от оказания строительных услуг, но и от оказания услуг аренды транспортных средств.
Третье предложение заключается в разработке и внедрении системы контроля качества услуг. Для этого необходимо:
- создать рабочую группу с целью определения критериев качества и разработки нормативов, характеризующих уровень качества услуг;
- разработать стандарты, нормативы, процедуры оценки качества услуг;
- протестировать разработанные документы в течение 3 месяцев, выявить и устранить расхождения с практикой и общестроительными стандартами;
- согласовать и утвердить отредактированные стандарты на уровне высшего руководства;
- информировать сотрудников о вступлении в силу стандартов контроля качества.
Реализация этапа разработки данной системы запланирована на 3-4 квартал 2020 года. После того, как требования к контролю качества услуг будут регламентированы и утверждены директором организации, необходимо привести в соответствие требования к качеству и финансовые показатели, установить материальную ответственность за нарушения установленных нормативов. При разработке и реализации системы контроля качества особое внимание рекомендуется уделять возможностям оптимизации затрат и повышения эффективности производства. Деятельность, реализуемая в рамках контроля качества, должна быть не только рентабельна, но и способствовать дальнейшему повышению показателей валовой выручки и чистой прибыли.
В качестве инструментов контроля качества рекомендуется использовать следующие мероприятия:
1) анализ удовлетворенности потребителей качеством услуг, данный анализ можно проводить как методами социологических и маркетинговых исследований, например, изучением отзывов клиентов;
2) проведение регулярных внутренних проверок (аудитов) с целью контроля соблюдения установленных требований и стандартов предоставления услуг;
3) регулярное отслеживание соблюдения технологических процессов, с целью выявления и устранения нарушений.
Планируется, что для реализации третьего предложения будут задействованы административные, организационные, интеллектуальные и материально-технические ресурсы организации, дополнительных инвестиций не потребуется.
Для оценки экономической эффективности реализации предложений был произведен расчет чистого дисконтированного дохода (чистой текущей стоимости - NPV). Чистый дисконтированный доход показывает, на сколько совокупный размер дисконтированных денежных поступлений превышает совокупный размер дисконтированных затрат на реализацию стратегии и рассчитывается по формуле:
, (6)
где NPV – чистый дисконтированный доход;
CFt - приток денежных средств в период t;
It – сумма затрат (инвестиций) на реализацию проекта в период t;
r- ставка дисконтирования;
n – период действия проекта, в нашем случае равный 1 году.
Для начала рассчитаем ставку дисконтирования (r) по формуле:
, (7)
где r- ставка дисконтирования;
R – ставка рефинансирования, установленная Центробанком РФ;
i - темп инфляции на текущий год, установленный Правительством РФ.
На основании официальных данных на 2018 год в расчетах использовалась ставка рефинансирования в размере 8,25%, а темп инфляции – 6%. Тогда ставка дисконтирования будет равна:
Планируемый приток денежных средств от реализации проекта - CFt - составит 3973,0 тыс. руб. (1500,0 тыс. руб. от реализации первого предложения и 2473,0 тыс. руб. от реализации второго предложения). Сумма затрат (инвестиций) на реализацию проекта It – составит 3468,55 тыс. руб. (11990,00 тыс. руб. – расход по первому мероприятию, 2269,55 тыс. руб. – расходы по второму мероприятию)
Подставим полученные значения в формулу (6), получим:
NPV=3973/(1+0,021)-3468,55/(1+0,021)= 4056,43-3541,39 = 515,04 тыс. руб.
Расчет показателя чистого дисконтированного дохода подтвердил коммерческую целесообразность реализации разработанного плана, так как ожидаемый доход превысит расходы на реализацию мероприятий. Причем, полученный результат характеризует дисконтированный доход только в первый год реализации мероприятий, а так как стратегический план развития рассчитан как минимум на 4 года, планируется, что доходы будут еще выше.
Далее рассчитаем индекс рентабельности реализации программы (Jr)