Файл: Методы стратегического планирования развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сильными сторонами компании можно считать конкурентоспособность услуги, т.к. деятельность ИП Новиков В.Г. зарекомендовала себя стабильным качеством, исполнением договорных обязательств и гибкой ценовой политикой. Во многом такое положение дел связано с высоким профессионализмом сотрудников, в частности, мастеров и рабочих, т.к. именно от качества их работы зависит общий результат и удовлетворенность клиентов.

Сильные стороны ИП Новиков В.Г. позволяют предотвратить негативное влияние внешних угроз. Так, например, наличие взаимовыгодных и долгосрочных договоров с клиентами и поставщиками позволяет удерживать и укреплять партнерские отношения, препятствует потере связей с клиентами и поставщиками. Широкий ассортимент услуг компании и большой опыт работы в данной сфере позволяют удовлетворять растущий спрос, способствуют повышению конкурентоспособности предложения компании. Сочетание слабых сторон компании с угрозами внешней среды выражается в ухудшении финансового положения, необходимостью привлекать дополнительные средства для того, чтобы удерживать занятую долю рынка.

В то же время, система продвижения в организации практически отсутствует. Работа ведется либо со «старыми» клиентами, которые когда-либо обращались в организацию, либо с теми, кто пришел по рекомендациям. В реализации проектов используются отработанные технологии, доля инновационных решений минимальна. Еще один серьезный минус организации - нет четко сформулированной стратегии. Руководитель компании говорит о долгосрочных целях, но они тоже сформулированы не конкретно, например: увеличить прибыль, снизит затраты, сохранить трудовой коллектив, уменьшить количество брака в работе и т.д.

Анализ факторов внешней среды показал, что на предприятие оказывают влияние такие факторы, как общая экономическая и политическая стабильность, динамика цен, уровень инфляции, нормативно-правовая база, уровень развития технологий, а так же ситуация на рынке труда. Для того, чтобы противостоять негативному влиянию факторов внешней среды ИП Новиков В.Г. необходимо усиливать конкурентные преимущества, укреплять положение на рынке за счет развития взаимоотношений с клиентами. Так же компания нуждается в разработке стратегии развития и стратегического плана, позволяющего сопоставить краткосрочные и долгосрочные цели, и обеспечить достижение более высоких финансовых показателей.

Для оценки текущего финансового положения был проведен анализ основных технико-экономических показателей. ИП Новиков В.Г. использует упрощенный режим налогообложения по схеме: 15% от разницы между доходами и расходами. Этот режим оптимальный для организации, так как позволяет заменить несколько налогов, таких, как налог на имущество, транспортные средства, единым налогом на прибыль. Данный режим налогообложения используется обосновано, так как предприятие соответствует требованиям по объему доходов и численности персонала, установленным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а именно:


  1. годовой доход менее 60 млн. руб.;
  2. среднесписочная численность персонала менее 100 человек;
  3. нет филиалов, представительств, долей в других организациях.

Если организация будет увеличивать объемы доходов или расширять штат, то, вполне вероятно, в ближайшем времени она будет вынуждена перейти на общий режим налогообложения.

В таблице 4 приведены основные технико-экономические показатели организации в динамике за 2016-2018 гг. Данные за 2018 г. рассчитаны на основании показателей 3 квартала 2018 года с учетом текущих проектов и планов по доходам и расходам.

Таблица 4

Анализ технико-экономических показателей ИП Новиков В.Г. за 2016-2018 гг.

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Темп прироста 2017/2016, %

Темп прироста 2018/ 2017, %

1. Объем реализации, тыс. руб.

11441,0

14819,0

12985,0

29,5

-12,4

2. Полная себес-тоимость, тыс. руб.

10320,0

13372,0

11617,0

29,6

-13,1

3. Прибыль от реализации (п.1-п.2), тыс. руб.

1121,0

1447,0

1368,0

29,1

-5,5

4. Рентабельность услуг ((п.3/п.2)*100%), %

10,9

10,8

11,8

-0,1

1,0

5. Рентабельность продаж ((п.3/п.1)*100%), %

9,8

9,8

10,5

0,0

0,7

6. Чистая прибыль( (п1-п2)-п.7), тыс. руб.

952,9

1230,0

1162,8

29,1

-5,5

7. Налог на прибыль ((п.1-п.2)*0,15), тыс. руб.

168,2

217,1

205,2

29,1

-5,5

8. Расчетная рентабельность (п6/(п.2+п.7)*100%), %

9,1

9,1

9,8

0,0

0,7

9. Среднесписочная численность, чел.

28

32

36

14,3

12,5

10. Производительность труда (п.1/п.9), тыс. руб. / чел.

408,6

463,1

360,7

13,3

-22,1


Для расчета показателей использовались формулы:

Прибыль от реализации:

(1),

где

Пр – прибыль от реализации продукции, работ, оказания услуг;

Д - доходы от оказания услуг;

Зпр- затраты на оказание услуг.

Чистая прибыль отражает разницу между налогооблагаемой прибылью и суммой налоговых отчислений: налога на прибыль, отложенных налоговых обязательств. Для расчета чистой прибыли использовалась формула:

(2),

где

Пч – чистая прибыль;

Пн - налогооблагаемая прибыль (прибыль от реализации);

Н - сумма налога на прибыль, налоговых отчислений и обязательств организации

Расчет показателей прибыли свидетельствует о том, что в 2018 году (при сохранении темпа роста доходов и расходов) прибыль от реализации и чистая прибыль снизятся на 5,5%. Это вызвано снижением объема доходов организации.

Для расчета относительного показателя экономической эффективности – рентабельности – использованы формулы:

Рентабельность услуг Рп:

(3),

где

Вп – валовая прибыль

Сп – полная себестоимость реализованных продукции (услуг),

Рентабельность продаж Рп:

(4),

где

Вп – валовая прибыль

Ор – объем реализации.

Рентабельность расчетная Рр :

(5),

где

Чп – чистая прибыль,

З – объем всех затрат.

В 2018 году (по прогнозу) рост рентабельности услуг составит 1,0%, а рентабельности продаж – 0,7 %. Это произойдет за счет снижения материальных затрат, вызванных уменьшением объемов производимых работ. Расчетная рентабельность в 2018 году возрастет на 0,7%. Можно заметить, что изменения рентабельности не значительны, в пределах 1%, поэтому можно сделать вывод о финансовой устойчивости предприятия.

В 2018 году объем реализации снизился на 12,4%, а среднесписочная численность персонала увеличилась на 12,52%, в результате производительность труда снизилась на 22,1% относительно 2017 года. Это показывает, что увеличение численности персонала не способствует росту доходов организации, а имеющиеся трудовые ресурсы используются неэффективно. Для сравнения, в 2017 году производительность труда увеличилась на 13,3% относительно 2016 года, увеличение доходов было существенно выше, чем рост численности персонала. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости более гибко подходить к вопросу комплектования кадрового состава и повышать производительность труда.

Результаты анализа основных фондов, активов и расходов, приведены в приложениях 1-3.


Система управления в ИП Новиков В.Г. включает такие элементы, как управляющие субъекты (руководители) и управляемые объекты (подразделения и исполнители). Органом управления в ИП Новиков В.Г. является административно-управленческий персонал в составе: руководитель организации, руководители производственных подразделений (бригад), руководитель коммерческой службы. Объектами управления выступают подразделения организации, такие, как коммерческая служба (в составе специалистов по работе с клиентами и специалиста по снабжению), производственная служба (в составе рабочих бригад), вспомогательная служба (бухгалтерия, секретарь-делопроизводитель).

Организационная структура выстроена по линейно-функциональному принципу (рисунок 1).

Директор

Бухгалтерия

Производственная служба

Коммерческая служба

Зам. директора по строительству

Администратор офиса

Руководитель

Менеджеры по работе с клиентами

Менеджеры по снабжению

Бухгалтер

Мастера бригад

Рабочие строительных специальностей

Монтажники

Водители

Рисунок 1. Организационная структура ИП Новиков В.Г.

Управленческие функции распределены следующим образом. Общее управление организацией и представление ее интересов во внешней среде осуществляет директор. Оперативное управление предприятием и основным производством: планирование, распределение задач, обеспечение ресурсами, контроль – осуществляет руководитель производственного подразделения - Заместитель директора по строительству. Функции ведения бухгалтерского учета и отчетности реализует бухгалтер. Функции организации технологических процессов, планирования работ на объектах, обеспечения необходимыми ресурсами, ведения документации осуществляют мастера бригад. Непосредственные производственные функции выполнения технологических и производственных процессов на объектах – рабочие строительных специальностей и монтажники.

Вспомогательные функции, такие, как документооборот организации, решение общехозяйственных вопросов, сопровождение деятельности руководителя реализует администратор офиса.

Коммерческие функции, связанные с продвижением услуг и развитием взаимоотношений с клиентами выполняют – менеджеры по работе с клиентами. Материально-техническое снабжение реализуют менеджеры по снабжению. Функции доставки материалов и персонала на объекты и с объекта, организацию погрузочно-разгрузочных работ осуществляет водитель.


Трудовые функции и обязанности распределены и закреплены трудовым договором и должностной инструкцией. Проблема в том, что данные документы носят формальный характер и не отражают полного перечня исполняемых функций. Так, например, не закреплена такая важная обязанность, как хранение, систематизация и архивирование документации, в том числе и при ее использовании на строительных объектах. В результате документация часто теряется, приходит в ненадлежащий вид, используется не по назначению. Серьезную проблему представляет и учет использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при производстве работ на объектах. Из-за некачественного учета организация несет потери, срываются сроки производства работ.

Система документационного обеспечения управленческой деятельности включает такие элементы, как техническая документация, связанная с производством работ на объектах, коммерческая документация, финансовая документация и внутренняя документация организации. Как таковой единой системы документооборота в ИП Новиков В.Г. нет. Регистрацию входящих и исходящих документов осуществляет администратор офиса. Но внутренний документооборот не отлажен, в результате часть документов теряется, несвоевременно передается заинтересованному лицу.

Анализ организационной структуры позволили выявить такие проблемы, как:

1) неравномерность управленческой нагрузки – директор организации может ставить задачи и контролировать их исполнение всем сотрудникам, в результате он вынужден постоянно решать текущие вопросы, которые должны были решать линейные руководители;

2) пересечение одних функций при недостаточной реализации других функций: преобладание производственных функций над управленческими и коммерческими функциями;

3) в организации не охвачены такие направления деятельности, как управление персоналом и маркетинг, поэтому трудовые ресурсы используются неэффективно, а система продвижения фактически отсутствует.

Организационная структура соответствует масштабам деятельности организации, но при расширении деятельности будет нуждаться в дополнительных элементах, курирующих такие направления деятельности, как управление персоналом и маркетинг.

Таким образом, в результате анализа деятельности ИП Новиков В.Г. были получены следующие выводы:

1) организация относится к сфере малого предпринимательства и функционирует в отрасли строительных и монтажных работ,

2) система управления характеризуется иерархичностью, линейно-функциональной организационной структурой, из-за малой численности персонала в системе управления присутствует совмещение функций, неоптимальное распределение управленческой нагрузки;