Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
1.2. Формирование налоговой системы РФ
1.3. Структура налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 Эффективность налоговой политики 2019 года
2.2. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговой системы можно разделить на:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. Примеры построения таких налоговых систем неизвестны.
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным. К данной группе можно отнести налоговую систему России.
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.
Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
1.2. Формирование налоговой системы РФ
Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.
В подсистеме налогообложения реализуются фискальная и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования – контрольная функция налогов.
Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.
В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке сформировать адекватную налоговую систему.
Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 гг. (для сравнения – 12,2% в 2005 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых)12, с. 85.
Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.
Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильности совокупности налогов, введенных с 1992 г. Эта совокупность дополнялась новыми налогами сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3 – 4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, транспортный налог с коммерческих организаций, налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда и др.
Частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость налоговой системы расширяют возможности для произвола власти и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим были обозначены следующие направления реформирования налоговой системы:
- кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;
- расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
- установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
- кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов в целях устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
Осуществление принципов налоговой реформы должно привести к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенному ослаблению уклонения от уплаты налогов, стабилизации номинальных ставок налогов.
Развитие российской системы налогообложения «методом проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).
Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени на экономику и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.
В начале 2001 г. с проведением кардинальной налоговой реформы был подчеркнут стратегический приоритет – рациональное, справедливое налогообложение природных ресурсов – основного богатства России, недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота.
В течение последующих лет были отменены некоторые налоги и сборы, в том числе связанные с результатами деятельности, но привязанные к объемам оборота: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка – 2,5% выручки от реализации товаров и услуг). Были отменены десятки других малозначительных налогов и сборов, снижены ставки по ряду оставшихся налогов: налогу на прибыль – с 35 до 20%; налогу на доходы физических лиц – до 13% (в части обложения трудового дохода); единому социальному налогу – с 39 до 35,6% с 2001 г. и 26,0% с 2005 г.; налогу на добавленную стоимость – с 20 до 18%12, с. 91.
Взамен малозначительных платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых, также изменены основные элементы регионального налога на имущество организаций (сужен объект налогообложения за счет изъятия запасов и затрат, но увеличена ставка налога – с 2,0 до 2,2%).
В силу политических и экономических интересов преобразования в российской политике налогообложения носят скорее спорадический характер, нежели системный. Любой закон о налогах только тогда станет действенным механизмом преобразований, когда, будучи встроенным в реальные воспроизводственные процессы, начнет способствовать развитию общественного производства.
За последние годы преобразования в налоговой сфере уже стали приносить результаты – выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики. И чтобы перейти к эффективной налоговой системе, она должна быть справедливой, не позволяющей уклоняться от налогов и более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса.
Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых:
- количественный состав налогов и сборов;
- количественный состав и структура налогоплательщиков;
- налоговый потенциал экономики;
- налоговое бремя экономики;
- собираемость налогов и сборов;
- состояние налоговой дисциплины.
Рассмотрим перечисленные характеристики применительно к налоговой системе РФ.
В РФ на начало 2020 г. установлены девять федеральных налогов и сборов, три региональных и два местных налога, т.е. всего 14 (для сравнения: 55 на начало 1999 г.).
Кроме налогов в российской налоговой системе предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Функционирующая подсистема налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами формирует налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. Налоговый потенциал - это составная часть финансового потенциала и в силу этого является производным от экономического потенциала страны и одновременно фактором его роста. Другими словами, мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы общественного воспроизводства и через это меру налогового потенциала последующих периодов.
Развитие экономического потенциала страны, конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках зависит от налоговой политики государства.
Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:
- налоговые поступления в бюджетную систему страны по итогам финансового года;
- недоимку по налогам и сборам;
- льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя на экономику представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей налоговой системы. Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е совокупностью и содержанием функций, реализуемых институтами власти, и зависит от уровня экономического развития и качества жизни, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.
Характеристика налогового бремени будет неполной, если не провести её структурный анализ по субъектам плательщикам, по соотношению прямых и косвенных налогов, по удельному весу федеральных, региональных и местных налогов и сборов:
- доля налоговых доходов бюджетной системы составляет 92,7%;
- уровень налогового бремени превышает 33,4%;
- доля прямых налогов доходит до 60%, косвенных – 40%;
- около 90% налогов и сборов поступает от организаций и чуть более 10% - от физических лиц;
- на долю федеральных налогов и сборов приходится 94% налоговых поступлений и лишь 6% обеспечивается за счет региональных и местных налогов.
Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков. Уровень собираемости конкретного налога рассчитывается путем деления фактических поступлений по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу.
После августовского кризиса финансовой системы России уровень собираемости налогов стал возрастать и достиг на настоящее время 98% по налогу на добычу полезных ископаемых, 97% - по налогу на прибыль, 93% - по НДС.
1.3. Структура налоговой системы РФ
Налоговая система РФ как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.
Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.
Для каждого государства общее содержание и характер его налоговой системы определяется налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими её отношения с другими государствами. При этом важно иметь такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а с другой стороны, не лишает предпринимателей и население в целом стимулов к высокоэффективному труду.
В настоящее время налоговая система РФ состоит из следующих взаимосвязанных элементов – подсистем, формирующих её структуру.
1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой системы является законодательство РФ о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются двухпалатным парламентом и утверждаются Президентом РФ.