Файл: Органы местного самоуправления (Местное управление и самоуправление)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажен принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления, который показывает:

степень открытости деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

в какой мере население вовлекается в управление местными делами.

Российская Федерация как демократическое государство основывается на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Функционирование органов местного самоуправления невозможно без соблюдения законности в организации и деятельности местного самоуправления. Содержание этого принципа раскрыто в ст. 6 Закона 2003 года, где говорится, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующего вопросы организации местного самоуправления и устанавливающего права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, т.е. муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным актам.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления заключается в том, что при реализации единоначалия важные принципиальные вопросы деятельности местного самоуправления обсуждаются коллегиально, т.е. совещательно. Решения коллегии проводятся в жизнь правовыми актами высшего должностного лица.

В Российском государстве признаётся многообразие организационных форм местного самоуправления, что выражается в многонациональном составе населения страны, многообразии типов основных поселений, а также в разнообразии организационных моделей местного самоуправления, которые выбирает население муниципального образования, как форму осуществления самоуправления.

Принципы местного самоуправления составляют правовую основу демократической концепции местного самоуправления.

Значение принципов организации местного самоуправления в том, что они предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации. Они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.


Правовые источники, компетенции и особенности взаимоотношений органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти

Осуществление местного самоуправление на территории российской Федерации реализуется в соответствии с Федеральным Законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[12], Конституции РФ[13] и международного правового акта – Европейской Хартии о местном самоуправлении[14].

Действующая редакция Закона о местном самоуправлении в РФ 13-ФЗ состоит из 12 глав и 86 статей. Каждая глава раскрывает определенную тему, касающуюся местного самоуправления в РФ: Глава 1 «Общие положения», включает в себя статьи с 1 по 9. В главе раскрывается термин «местное самоуправление», другие понятия и термины, использующихся в законе.

Помимо этого, в главе закреплены полномочия органов местного самоуправления, принципы сотрудничества между органами самоуправления различных муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления, правовой статус нормативных актов, создаваемых органами местного самоуправления и информация касающаяся официальной символики муниципальных образований, а также право граждан РФ на осуществления самоуправления на местах.

Глава 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 10 по 13, учитывая статьи 13.1 и 13.2. Глава содержит основные принципы, по которым происходит организация местного самоуправления: границы территорий, территории и их изменение, преобразование муниципальных образований. Еще в главе закреплены принципы упразднения поселений и создания на межселенных территориях новых муниципальных образований.

Глава 3 «Вопросы местного значения», включает в себя статьи с 14 по 18, учитывая статьи 14.1, 15.1, 16.1, 16.2, 17.1, 18.1. Глава содержит информацию, касающуюся компетенции органов самоуправления на определенной территориальной единице: село, муниципальный район, округ города, район внутри города. В главу включены правила муниципального контроля, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, анализ и оценка их деятельности с точки зрения эффективности.

Глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», включает в себя статьи с 19 по 21. В главе указан порядок наделения государственными полномочиями, их реализации и контроля за исполнением таких полномочий, проводящегося государством.


Глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», включает в себя статьи с 22 по 33, учитывая статью 25.1. В главе определены принципы осуществления референдума на местах, муниципальных выборов, проведения голосования, для отзыва должностных лиц местного самоуправления, избранных депутатов, изменения границ и преобразования муниципального образования. Закреплены правила по сходу граждан, осуществления ими правотворческой инициативы, организации публичных слушаний, конференций и собраний граждан, их опроса, взаимодействия с органами местного самоуправления и других форм участия населения.

Глава 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», включает в себя статьи с 34 по 42. Глава содержит основные принципы деятельности и компетенции различных органов местного самоуправления (фракции, местная администрация и т.д.) и должностных лиц местного самоуправления.

Глава 7 «Муниципальные правовые акты», включает в себя статьи с 43 по 48, учитывая статью 43.1. Глава содержит информацию о систематизации муниципальных правовых актов, регистрации данных актов в реестре, о подготовке, вступлении и отмене муниципальных правовых актов.

Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления», включает в себя статьи с 49 по 65, учитывая статью 63.1. Статьи 57-59, 62 утратили силу. Данная глава содержит информацию относительно муниципального имущества, местных бюджетов, закупок для муниципальных нужд, выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления финансовой помощи.

Глава 9 «Межмуниципальное сотрудничество», включает в себя статьи с 66 по 69. Глава содержит информацию о различных формах межмуниципального сотрудничества и осуществляющих его, организациях.

Глава 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью», включает в себя статьи с 70 по 78, учитывая статью 74.1. Главой закреплена ответственность органов местного самоуправления перед государством, населением и организациями, правила удаления главы муниципального образования в отставку, основные принципы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.

Глава 11 «Особенности организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 79 по 82, учитывая статьи 82.1, 82.2, 82.3. В главе описаны нюансы организации местного самоуправления на разных территориях: города, наукгородки, приграничные территории и так далее. Глава


12 «Переходные положения», включает в себя статьи с 83 по 86. В главе содержится информация относительно вступления закона в силу, принципы деятельности самоуправления в период замены регулятивных актов, обеспечение реализации данного закона и утративших силу нормативных актах.

Так, за 2015 год текст Федеральный закон 131 претерпевал изменения 5 раз. Ниже, вы найдете обзор наиболее значимых изменений в ФЗ-131 вступивших в силу в 2017 году: Статья 2 Федерального закона от 03.02.2015 №8-ФЗ, внесла изменения, закрепляющие запрет на перевыборы депутатов представительного органа муниципального образования, попавшего под роспуск в соответствии с нормами ч. 2.1. ст. 73 Закона 131ФЗ, за непроведение заседания, считающегося правомочным, в течение 3 месяцев подряд. Запрет распространяется на перевыборы, которых проходят в связи с фактом роспуска. Исключение составят депутаты, которые судом были признаны невиновными за бездействие органа местного самоуправления. Дополнительно, был добавлен новый способ избрания главы муниципального образования. Помимо иных способов, глава избирается из числа отобранных комиссией кандидатов, в соответствии с результатами конкурса. Решение по избранию конкретного кандидата осуществляет представительный орган муниципального образования. Данный избранный глава, будет занимать должность председателя представительного органа муниципального образования, наделенного правом решающего голоса или будет возглавлять местную администрацию.

В частности, статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 № 63-ФЗ, несколько увеличила объем полномочий органов местного самоуправления, которые касаются вопросов местного значения[15]. Эти поправки дали возможность гражданам, на заключение договора о целевом обучении для прохождения муниципальной службы. В связи с этим, органам местного самоуправления дали полномочия по осуществлению организации подготовки кадров для такой службы. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 64- ФЗ22, добавила головной боли органам местного самоуправления, расширив их компетенцию и обязав осуществлять отлов и содержание животных находящихся без надзора. Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 187- ФЗ, предписывает депутатам, которые заняли пост главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, сложить свои депутатские полномочия. Данное требование имеет исключение: если в сельском поселении или внутригородском муниципальном образовании города федерального значения депутат совмещает полномочия председателя и главы местной администрации. Статья 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ, расширила полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта, теперь к ним отнесены: развитие школьного и массового спорта, присвоение спортивным судьям разрядов и квалификационных категорий, развитие детско-юношеского спорта, с задачей формирования спортивных команд муниципальных образований. Теперь спортивные команды муниципальных формирований могут спонсироваться из местных бюджетов, для участия в официальных соревнованиях.


Например, данные поправки отразились и на законах и полномочиях местного самоуправления в сфере наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республик и областей, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики или Области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законами Республики или Области о бюджете Республики или соответственно области на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, местное самоуправление - система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения

Прежде всего, местное самоуправление, или как еще его называют муниципальное самоуправление – это форма осуществления народовластия населения в пределах административно-территориальной единицы, то есть субъекта федерации, на территории которого они проживают с целью решения вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы субъекта и жизнедеятельности его населения.

Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах

2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления