Файл: Дидактическая игра как метод обучения младших школьников (Повторное исследование, сравнение результатов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 938
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы дидактических игр
1.2 Технология дидактической игры
Глава II. Практическая работа по применению дидактической игры как метода обучения
2.1 Характеристика базы проведения исследования
2.2. Выявление первоначальных знаний
2.3. Подбор и применение дидактических игр для обучения детей младшего школьного возраста.
Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Самое главное — дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой обучения, когда дети непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Этапы игры:
1. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом.
2. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.
3. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их, играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание — разные вещи.
4. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Игры позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.
5. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке — обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.
Плюсы дидактической игры:
- Игра не знает возрастных границ.
- Игра — более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
- Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.
- Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.
- Игра - более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
1.2 Виды дидактических игр
Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры свойственны другой, они переплетаются, пересекаются, расширяют пределы.
Игры очень разнообразны по содержанию, формам организации, правилам, влиянием на ребенка, по видам использования материалов, происхождением и тому подобное.
Среди игр, используемых в начальной школе выделяют:
1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2.настольные печатные;
3.словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления [24].
В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определённых дидактических задач [24].
Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.
Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа [16].
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат [12].
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не Похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру [12].
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников [4].
Глава II. Практическая работа по применению дидактической игры как метода обучения
2.1 Характеристика базы проведения исследования
Опытно – практическая работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Харовская средняя общеобразовательная школа №2», города Харовска, в 3 классе. В классе обучаются дети в возрасте 10-11 лет,
Основная цель образовательного учреждения: реализация основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется на основании установленных федеральных государственных образовательных стандартов. Умственное, нравственное и физическое развитие личности, реализация её творческих возможностей, обеспечение условий для развития способностей ребенка с учетом индивидуальных возрастных возможностей.
Учреждение действует на основании Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области, органов местного самоуправления Харовского муниципального района, уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения утвержден приказом Управления образования Харовского муниципального района от 15 августа 2017 года №175.
Харовская школа №2 основана 1 сентября 1935 года. Первый выпуск состоялся в 1940 году. Выпускники школы сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них Герой Советского Союза Михаил Порфирьевич Берестовенко.
В МБОУ «Харовская СОШ №2» обучается 370 человек.
На данный момент учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив составляет 21 человек. Педагоги активно участвуют в конкурсах, выставках различных уровней.
Деятельность Учреждения направлена на:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;
- эстетическое воспитание детей;
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Содержание образования обеспечивает:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной личности;
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Одним из важнейших условий повышения качества образования является материально – техническое обеспечение учреждения. Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующие требованиям определенного уровня образования. Имеется школьная библиотека. Библиотечный фонд формируется с учетом потребностей школы, выполнения учебного плана. Материально-техническое оснащение школы на сегодняшний день в достаточной мере обеспечивает: познавательную образовательную деятельность; физическое развитие, участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; занятия по изучению правил дорожного движения; самостоятельную образовательную деятельность учащихся и размещение продуктов образовательной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде школы.