Файл: Дидактическая игра как метод обучения младших школьников (Повторное исследование, сравнение результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 937

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства». В данный период возрастает подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость ребёнка. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни. В результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. Обнаруживает себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учебная, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная, так как он входит в строго нормированный мир отношений, требующий от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребёнка является познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Он стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?» и «почему?».
 

Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует внимание ребенка на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят важной дня него игрой. Он может быть так долго занят и сосредоточен и на другой деятельности — рисовании, изготовлении поделок, лепке и др. Но такое сосредоточенное внимание следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. А если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится, он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным.
Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но непроизвольное внимание преобладает. Им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной деятельности, но требующей умственного напряжения. Чтобы спасти ребёнка от переутомления, необходимо переключения внимания. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятия игры. Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики, практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра.


Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Я.О. Коменский высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву» [11].

Цель: обоснование эффективности использования дидактических игр как метода обучения младших школьников.

Объектом исследования являются дидактические игры

Предмет исследования: использование дидактических игр как метода обучения младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение дидактических игр как метода обучения будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков.

Задачи исследования:

  1. изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
  2. изучить технологию дидактической игры;
  3. провести начальное исследование знаний детей
  4. подобрать игры для работы с детьми;
  5. провести повторное исследование, сравнить результаты.

Для раскрытия темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Методы исследования: наблюдение, тестовая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования.

Глава I. Теоретические основы дидактических игр

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения игр в процессе обучения в условиях современной школы

Игра имеет особое важное значение в жизни детей. В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития» [21].

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение” [13].


Д. Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [26].

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного развития и воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания [1].

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроках могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия [6].

Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, дидактическая игра способствует развитию творческого мышления.

Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников [2].

Времена меняются, но учебные игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации дидактических игр. [16].

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.


2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры

4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

5. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, оформление красочным, разнообразным.

6. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Таким образом, в современной школе для повышения уровня знаний, умений и навыков вновь становится актуальным вопрос использования дидактических игр как метода обучения.

1.2 Технология дидактической игры

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [29].

Основные условия проведения дидактической игры:

- Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

- Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

- Необходимость включения педагога в игру.

- Необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение.

- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией.

Подготовка игры:

- Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

- Далее, необходимо определиться с количеством играющих. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны играть роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.


- Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий.

- Помимо этого требуется четко спланировать временной параметр игры, в частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры.

- Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении игр.

- И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели.

Основные цели дидактических игр - формирование устойчивого интереса к учению, психических новообразований, учебной деятельности, общеучебных умений, навыков работы, адекватных взаимоотношений, освоение социальных ролей, снятие напряжения.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры, способы проявления активности ребенка при достижении игровых целей. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.