Файл: Дидактическая игра как метод обучения младших школьников (Повторное исследование, сравнение результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 934

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Выявление первоначальных знаний

Для выявления первоначальных знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста была применена комплексная контрольная работа.

1. Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Розовый скворец

Розовый скворец от других скворцов отличается очень красивым, ярким нарядом. У самцов спина, грудь, брюшко, бока и даже клюв окрашены в розовый цвет. Голова, крылья, хвост чёрные, с фиолетово-зеленоватым отливом. Самки окрашены чуть скромнее. Поют розовые скворцы без умолку. Иногда в своём пении они подражают голосам других птиц.

Розовые скворцы обитают в зоне степей и полупустынь, но недалеко от водоёмов. Живут эти птицы большими колониями, перемещаются и кормятся большими стаями. Количество скворцов в стае в зимнее время может достигать десятков тысяч. Розовые скворцы — неутомимые путешественники. К местам кормления они способны совершать ежедневные перелёты на расстояние до десяти километров. На зимовку розовые скворцы улетают в Индию, Пакистан, на Цейлон.

Гнездятся птицы часто вплотную друг к другу. Строят гнёзда на скалах, утёсах, обрывистых берегах водоёмов. Розовые скворцы могут устраивать гнёзда в норах береговых ласточек, в кучах камней, в искусственных скворечниках. Само гнездо представляет собой слой сухих стебельков, покрытых листьями полыни и перьями степных птиц. Кладка состоит обычно из пяти-шести яиц голубого цвета.

Розовые скворцы питаются жуками, богомолами, цикадами, муравьями, крупными гусеницами. Эти птицы приносят большую пользу, истребляя в период размножения в огромном количестве саранчу, которая способна полностью уничтожить урожай зерновых культур на больших территориях. Скворцы с воздуха высматривают саранчу, большой стаей опускаются в траву и хватают насекомых. Птицы, находящиеся в хвосте группы, перелетают тех, кто находится впереди. В результате вся стая по очереди передвигается в одном направлении. После такой чехарды степь очищается от вредителей. До двухсот саранчуков — вот дневная норма скворца! А это примерно 240 граммов, то есть в три раза больше веса самой птицы. После еды скворцы летят к водоёмам. Они пьют, выстроившись на десятки метров. Постоянный волчий аппетит влечёт их снова в степь на истребление саранчи.

По окончании гнездового периода скворцы перемещаются в сады и виноградники, в больших количествах поедают там сочные плоды и ягоды, нанося ощутимый ущерб садовому хозяйству. Но, несмотря на такое неудобство, розовый скворец оказывает неоценимую услугу человеку, уничтожая одного из опаснейших вредителей сельского хозяйства — саранчу.


2. К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1.Расположи смысловые части в хронологической последовательности.

1. Питание птиц.

2. Наряд розового скворца.

3. Польза розового скворца.

4. Место обитания птицы.

A)2,4,3,1                B)2,4,1,3               C)1,4,3,2 D) 2,3,1,4

2. Розового скворца считают общественной птицей. Найди в тексте предложение, подтверждающее это мнение. Сколько в этом предложении глаголов?

A)2                B)3                C)4 D)5

3. Прочитай последнее предложение второго абзаца. Сколько в этом предложении существительных с орфограммой “Правописание безударной гласной в корне”?

A) 2                B) 3                C)4 D)5

4. Какое расстояние могут пролететь скворцы в поисках пищи? Найди в тексте и запиши. Вырази эту величину в метрах.

A) 10 км = 1000 м        B) 10 км = 10000 м C) 10 км = 100000 м D) 10 км = 100 м

5. Розовый скворец в поисках пищи способен совершать ежедневные перелёты на расстояние до 10 км. Саранча же может пролетать за день до 120 км. Во сколько раз больше пролетает саранча, чем соловей?

A) 12                B)110                C)130 D) 10

6. Где могли бы жить розовые скворцы?

A)  B)    C) D)

7. Отметь существительное в Р.п.:

Розовый скворец оказывает неоценимую услугу человеку, уничтожая одного из опаснейших вредителей сельского хозяйства — саранчу.

A) скворец                       B) вредителей               C) саранчу D) человеку

8. Сколько мягких согласных звуков в слове СКВОРЕЦ?

A)1        B)2        C)3 D)4

9. Перечитай текст и составь цепь питания.

___________ ________________ __________________

A) Скворец - зерновые культуры  –  саранча

B) Зерновые культуры  –  скворец - саранча

C) Саранча - скворец – зерновые культуры

D) Скворец - саранча – зерновые культуры                

10. Выкармливая птенцов, розовый скворец за один раз приносит в гнездо 3 насекомых. Сколько насекомых съедят птенцы за 1 ч, если оба родителя прилетают к гнезду за 1 ч по 5 раз? Реши задачу, записывая решение в виде выражения.

A) (5 + 3) * 2= 16          B) (5 * 3) * 1= 15            C) (5 * 3) * 2= 30 D) (5 + 3) + 2= 10

11. За один день розовый скворец может съесть до 200 саранчуков. Эта

дневная норма весит 240 г, что в 3 раза больше веса самой птицы.

Сколько весит розовый скворец?

A) 440 (г)             B) 80 (г)               C) 70 (г) D) 40 (г)

12. Прочитай предложения и расположи их в последовательности


причина —» следствие.

1.Вся стая кажется сплошным тёмным комом.

2.Летают розовые скворцы очень быстро, невысоко над землёй.

3.На лету птицы держатся близко друг от друга.

A) 2,1,3

B) 1,2,3              

C) 3,2,1

D) 3,1,2        

 Высокий уровень (75 – 100% верных ответов) – 9 – 12 баллов

Средний уровень (50– 75% верных ответов) – 6 – 8 баллов

Низкий уровень (менее 50 % верных ответов) – 5 и менее баллов

Таблица 1

Результаты начального диагностического исследования знаний, умений, навыков детей младшего школьного возраста

Дети

Баллы

Уровень

Лиза

6

Средний

Серёжа

5

Низкий

Дима

7

Средний

Кирилл

7

Средний

Арсений

5

Низкий

Настя

9

Высокий

Алена

8

Средний

Женя

5

Низкий

Саша

6

Средний

Тимофей

5

Низкий

Анализируя результаты можно сделать следующие выводы: высокий уровень – 10% исследуемых детей (Настя). Из 12 максимально возможных она набрала 9 баллов. Средний уровень – 50% (Лиза, Дима, Кирилл, Алена, Саша). Низкий уровень – 40% (Тимофей, Женя, Арсений, Серёжа).

Наглядно результаты представлены в гистограмме1.

Гистограмма 1

Результаты начального диагностического исследования знаний, умений, навыков детей младшего школьного возраста

Таким образом, результаты начальной диагностики показали необходимость проведения формирующей работы с детьми.

2.3. Подбор и применение дидактических игр для обучения детей младшего школьного возраста.

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.


Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Помоги птицам»

Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов. (безударные гласные в корне слова):Надо разместить птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.

Игра «Живая математика»

Цель Повторение и закрепление величин:

У обучающихся карточки с цифрами. Учитель называет две величины: первая - исходная, вторая в которую надо преобразовать первую. Карточку показывает тот ученик, у которого есть цифра-ответ. 
Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся.

Игра "Эстафета"

Цель.Закрепление знания падежей.

Содержание игры.В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.

Материал для игры:

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой.

Игра «Урожай»

Цель: учиться определять мягкие и твердые согласные

Например: При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.


Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Игра «Лес»

Цель: учиться составлять выражения при решении задач

В парке посадили 3 ряда елей по 8 штук в каждом и 2 ряда берёз по 9 штук в каждом. Сколько всего деревьев посадили? (При решении задачи используются карточки с деревьями в нужном количестве)

В соревнованиях участвовало 4 команды мальчиков по 12 человек в каждой и 5 команд девочек по 9 человек в каждой. На сколько больше мальчиков участвовало в соревнованиях, чем девочек? (При решении задач используются оригами мальчиков и девочек)

Игра: «Аленький цветочек»

Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание: рассказав легенду об «Аленьком цветочке», предлагаю детям посадить цветок, но без их помощи мне не справится.

«В какой последовательности появляются части у растений?»

( сухие семена – наклевывающиеся семена – проросток с корешком – проросток с изогнутым стеблем – проросток с листьями – сформировавшееся растение)

2.4. Повторное исследование, сравнение результатов

Повторное исследование по теме работы проводилось с использованием начальной диагностики, в виде комплексной работы.

Таблица 2

Результаты повторного диагностического исследования уровня знаний детей младшего школьного возраста

Дети

Баллы

Уровень

Лиза

9

высокий

Серёжа

7

средний

Дима

8

Средний

Кирилл

9

высокий

Арсений

8

средний

Настя

11

Высокий

Алена

10

высокий

Женя

8

средний

Саша

8

Средний

Тимофей

7

средний

Гистограмма 3

Сравнительные результаты начального и повторного диагностического исследования знаний детей младшего школьного возраста

По всем заданиям диагностики показатели знаний, умений и навыков исследуемых детей были улучшены. Таким образом, можно сделать вывод, что использование на занятиях такого метода обучения, как дидактическая игра способствует лучшему усвоению учебных материалов.

Заключение