Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Анализ нововведений системы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1. Налогообложение физических лиц как элемент налоговой системы

1.2. Виды налогов с физических лиц и их характеристика

1.3. Основные этапы развития системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2. Анализ системы налогообложения физических лиц

2.1. Социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц

2.2. Анализ нововведений системы налогообложения: особенности исчисления и уплаты налогов физическими лицами в Российской Федерации

2.3. Актуальные проблемы взимания налогов с физических лиц

3. Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1. Приоритетные направления развития налогов с физических лиц

3.2. Мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета субъекта РФ

Заключение

Список литературы

Налог на имущества – это своеобразное дополнение к НДФЛ, позволяющее компенсировать часть потерь от подходного налогообложения, которая в ряде случаев частично скрывается налогоплательщиками. Так, направляя свой доход на приобретение имущества, налогоплательщик приобретает обязанность уплаты налога.

Налоги, рассмотренные выше, являются основными в системе налогообложения физических лиц, однако существуют и другие, связанные со специфическим получением дохода физическим лицом. Однако, перед их рассмотрением, считаем необходимым дать определение физическому лицу в налогообложении.

Действующее законодательство Российской Федерации обязует исполнять налоговые обязательства всех граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают на территории российского государства и получают доход, а также являются собственниками объектов, подлежащих налогообложению. Таким образом, понятие физическое лицо в налогообложении объединяет представленные выше три категории граждан. Стоит отметить, что к физическим лицам также относят предпринимателей, которые осуществляют коммерческую деятельность без образования юридического лица. Налогоплательщиками являются все физические лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а по отдельным видам доходов и несовершеннолетние [1].

В соответствии с определением физического лица в налогообложении Российской Федерации, рассмотрим классификацию налогов по субъекту уплаты. Стоит отметить, что данная классификация носит условный характер, что связано с бурным развитием малого бизнеса физических лиц – индивидуальных предпринимателей – без соответствующего юридического оформления. Большую часть налогов, которые уплачиваются физическими лицами, следует относить к смешанной группе налогов. Исключение составляют налог на имущество и подоходный налог. Для удобства рассмотрения представим данные в форме табл. 1.

Таблица 1

Классификация налогов по субъекту уплаты

Налоги с юридических лиц

Налоги с физических лиц

Налоги как юридических, так и с физических лиц

Налог на добавочную стоимость (НДС)

НДФЛ

Земельный налог

Акцизы

Имущественный налог с физических лиц

Транспортный налог

Налог на прибыль

Налог на отдых

Водный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Госпошлина

Единый налог на вмененный доход

Налог при продаже недвижимости

Единый социальных налог

Налог на ИП

Налог на операции с ценными бумагами

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Налог на игорный бизнес

Торговый сбор

Налог на имущество организации


Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать заключение, что из 20 видов налогов 10 взимаются непосредственно с юридических лиц, 7 взимаются как юридических, так и с физических лиц, и только 3 возложены исключительно на физические лица. Тем не менее, стоит отметить, что акцизы на определенные виды товаров по факту взимаются с потребителя, т.е. с физического лица.

Правовое регулирование порядка исчисления, уплаты и администрирования налогов с физических лиц осуществляется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, и другими нормативно – правовыми актами федеральных органов власти и актами Федеральной налоговой службы РФ [9].

Таким образом, проведенный анализ показал, что налогообложение физических лиц полностью контролируется со стороны государства. Как правило, взимание налоговых обязательств производится до получения денежных средств физических лицом (вычет из заработной платы, уплата пошлины при наследовании и т.д.). Самостоятельная уплата налогов физическим лицом предусмотрена в единичных случаях.

1.3. Основные этапы развития системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

История формирования и становления налогой политики в Российской Федерации насчитывает не одно столетие. Тем не менее, интенсивность ее развития в некоторые периоды была замедлена, к примеру в период централизованного управления экономикой государства.

В постреволюционное время доходы гражданского населения были крайне низкими, поэтому даже самые высокие налоги не имели должного значения для государства в период строительства социализма.Неутешительная динамика наблюдалась и в СССР. Прямые налоги в данный период составляли около 8% дохода государственного бюджета, а подоходный налог около 6%. Положительные изменения системы налогообложения наметились только с начала 1990-х гг., а с 1 января 1992 года начала свое формирование принципиально новая налоговая политика России. Создание новой системы налогообложения условно можно разделить на три основных этапа.

Первый этап: 1992-1996 гг.

Сформированна трехуровневая система налогообложения. В ее состав входит ограниченное число федеральных и неограниченное число региональных и местных налогов и сборов. Принцип данной системы состоял в том, чтобы «взять все, что можно». Однако отсутствие опыта, низкая налоговая культура, отсутствие отвественности налогоплательщиков и отечественных научных разработок достаточно быстро предопределили низкую эффективность нововведений и невозможность их полноценного функционирования. Основные проекты этого периода склонялись к крайгостям: либо эволюционному совершенствованию налоговой системы, либо к радикальному реформированию. Результатом данных преобразований стала внутренне несбалансированная инфляционно ориентированная система налогообложения.


Второй этап 1997 – 2000 гг.

Данный этап развития налоговой политики России принято отсчитывать от 6 марта 1997 г. Эта дата связана с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в которой не только говорилось о необходимости проведения налоговой реформы, но и определялись основные ее направления:

  1. кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации;
  2. расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
  3. выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;
  4. выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
  5. снижение ставок штрафов и пеней;
  6. установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
  7. кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков [7].

Правомерно отметить, что именно с данного периода реформирование налоговой системы России стало приобретать признаки обоснованности и целенаправленности действий. В 1998 г. был предложен и одобрен проект эволюционного совершенствования налоговой политики РФ, который позже стал фундаментальной основой современного Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Проект был предложен и разработан Министерством финансов РФ, а первая его част вступила в законную силу уже с 1 января 1999 года.

Одним из самых значимых нововведений стало формирование закрытого списка региональных и местных налоговых взиманий, что исключало возможность неконтролируемого количества налоговых сборов региональными и местными властями. Все возможные взыскания строго регламентировались перечнем НК РФ.

Другой важной особенностью документа стало уменьшение общего количества налогов и сборов. Так, после принятия первой части Налогового Кодекса Российской Федерации общее количество сборов и налогов уменьшилось почти на четверть (20%) [20].

Существенному преобразованию налоговой системы способствовало и государственное снижение ставок по основным налогам, образующим государственный бюджет. Так, например, в 1992 году НДФЛ был равен в 40%, а в 1999 году составил всего лишь 13%.


Таким образом, основным итогом второго этапа стало формирование единой законодательной базы налогообложения, систематизация положений и ее норм, преобразование системы в логически цельную.

Третий этап: 2001 – 2016 гг.

Сущность данного этапа заключается в реализации основной задачи всей налоговой реформы, а именно в сокращении количества налогов.

Одной из основных характеристик данного этапа становится стремительное развитие предпринимательства, в частности малого, большую часть которого представлена физическими лицами без образования юридического лица. В связи с этим, перед органами государственной власти встает задача «раскрыть» потенциал, а не «задушить» налоговыми сборами. Так, свое развитие получили специальные налоговые режимы, позволяющие осуществлять предпринимательскую деятельность на удобных условиях. Весь период правомерно охарактеризовать, как период совершенствования налоговых органов, упрощения налоговой системы и снижения налоговой нагрузки физических лиц.

В настоящее время налоговое законодательство стоит на новом этапе своего развития. Первоочередной причиной нового совершенствования стал затяжной кризис. Преобразования налоговой политики призваны ускорить темпы восстановления экономики, вернуть ей положительную динамику.

Сегодня основными задачами реформирования налоговой политики выступают снижение налоговой нагрузки на предпринимательство, упрощение системы налогового администрирования, улучшение инвестиционного климата, устранение системных перекосов в социальной сфере, заполнение дефицита бюджета. Стоит отметить, что большое количество преобразований было реализовано на практике в 2017 году, подробный анализ которых представлен во второй главе данной курсовой работы.

Вывод: Данная глава курсовой работы посвящена теоретико-методологическому исследованию основ системы налогообложения физических лиц на территории Российской Федерации. Подводя краткий итог, правомерно сделать ряд следующих заключений:

  1. система налогообложения физических лиц – важная составная часть налоговой системы. Именно налоговые взимания с физических лиц обеспечивают бесперебойное пополнение государственного бюджета на всех уровнях. Исключение физических лиц, как объекта взимания налогов приведет к невозможности обеспечения государством гарантированных благ и выполнению взятых на себя обязательств;
  2. основными видами налогов с физических лиц, благодаря которым обеспечивается стабильное пополнение бюджета государства, являются НДФЛ и налог на имущества. Остальные налоги, взимаемые государством, имеют тонкую грань и направлены не только на физические, но и на юридические лица. Стоит отметить, что возможность управления особенностями налогообложения позволяет государству сохранять баланс между государством, юридическими и физическими лицами, и обеспечивать последним гарант «неделимых благ»;
  3. история изменения налогового законодательства показывает, что большинство преобразований напрямую связаны с тяжелым экономическим положением в стране. Кризис 2014-2015 гг. не прошел бесследно, в связи с чем Россия на настоящий момент нуждается в существенных переменах, в том числе и в налоговом законодательстве. Часть реформы была реализована в 2017 году, однако преобразования продолжаются по настоящий момент времени. Подробный анализ нововведений налоговой системы, их социальная значимость, а также трудности реализации и взимания налогов с физических лиц представлены в следующей главе данной курсовой работы.

2. Анализ системы налогообложения физических лиц

2.1. Социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц

Налоговая политика ­– это эффективное средство воздействия на гражданское население, как прямого, так и косвенного. Основное его назначение – регулирование и стимуляция гражданского населения к получению материальных благ, гарантирование гражданскому населению социальной поддержки, поддержка общего благосостояния страны. Все это оказывает непосредственное влияние на эффективность реализации социально-экономической функции органов государственной власти.

Развитые страны, включая Россию, уже достаточно давно осознали значимость налоговых сборов в разрешении основным социальных проблем, в связи с чем налоговой системе уделяется особое, пристальное внимание. Достаточно продолжительное время ориентация налоговой политики в Российской Федерации на социальную сферу помогала поддерживать не только гражданское население, но и стабильную экономическую ситуацию в стране: вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность и интенсивное развитие производства позволяло увеличивать рост налоговых поступлений в государственные бюджеты различных уровней. Однако, последний кризис позволил опытным путем выявить несовершенства законодательной налоговой базы и поспособствовал снижению уровня жизни граждан, а следовательно и образованию бюджетного дефицита. Таким образом, были нарушены как экономическая, так и социальная функция налогообложения, что потребовало пересмотра существующей системы.

Экономическая значимость системы налогообложения физических лиц заключается в его фискальной и социальной функциях. Фискальная функция позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в государственные бюджеты различных уровней. Полученные средства направляются на реализацию государственных задач, в том числе покрытие расходов на содержание государственного аппарата, на образование, здравоохранение и развитие социальной политики. Социальная функция направлена на снижение социальной напряженности и повышение уровня благосостояния граждан посредством их социального уравнивания. Эффективность выполнения государством своих функций зависит от состояния и восполняемости государственных бюджетов всех уровней, главным источником пополнения которых становятся взимаемые государством налоги, в том числе и с физических лиц.