Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Анализ нововведений системы налогообложения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
1.1. Налогообложение физических лиц как элемент налоговой системы
1.2. Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3. Основные этапы развития системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Анализ системы налогообложения физических лиц
2.1. Социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц
2.3. Актуальные проблемы взимания налогов с физических лиц
3. Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1. Приоритетные направления развития налогов с физических лиц
3.2. Мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета субъекта РФ
НДФЛ.
Несмотря на то, что органы государственной власти вносят различные поправки в нормы о подоходном налоге, в ближайшее время существенных изменений не планируется, а процентная ставка сохраняется на уровне 13 %. Относительно многих зарубежных государств, правомерно отметить, что в России подоходный налог находится на достаточно низком уровне. К примеру, в Швеции подоходный налог составляет 56,6%, в Дании – 55,4, Австрия и Япония – 50%. Высокий процент НДФЛ позволяет выстраивать эффективную социальную систему. Однако, такая система неприменима в условиях российской государственности. В качестве примера проведем сравнительный анализ средней заработной платы в России и Швеции такой распространенной рабочей специальности, как уборщик.
Средняя заработная плата уборщика в России составляет 27 тыс. руб. При официальном трудоустройстве 13% взимается в качестве налога. Таким образом,
27 000 - 13% = 23 490,
т.е. «чистыми» налогоплательщик получает 23 490 руб.
Средняя заработная плата уборщика в Швеции составляет 18 500 крон, что в переводе на рубли равно 122 тыс. руб. Подоходный налог в Швеции равен 56,6 %, таким образом,
122 000 - 56,6% = 69 052,
т.е. уборщик в Швеции «чистыми» получает 69 052 руб., что почти в три раза превышает доход российского работника аналогичной должности.
На основании нижеизложенного, правомерно сделать заключение, что в России достаточно низкий уровень жизни, в связи с чем в настоящий момент повышение ставки НДФЛ невозможно.
Другой проблемой, НДФЛ становится сильно развитая «теневая» экономика. Большое количество граждан Российской Федерации скрывают свои истинные доходы от государства: «черные» зарплаты, неофициальное трудоустройство, организация коммерческой деятельности без оформления юридического лица и т.д. Причина такого поведения – низкий уровень жизни, что позволяет сделать заключение о том, что построение эффективной системы налогообложения физических лиц возможно только при улучшении гражданского благосостояния.
Налог на имущество и земельный налог.
С точки зрения экономической значимости, считаю правомерным объединить данные налоги в единое целое. Как отмечалось в работе ранее, за последние два года существенно изменилась система исчисления данных налоговых сборов. Главное отличие от прежней системы налогообложения заключается в том, что на современный момент налог рассчитывается в соответствии с кадастровой стоимости недвижимости или земельного участка. Таким образом, стоимость налога существенно увеличилась. Особенно заметно это в крупных городах России. Основная проблема данной реформы заключается в том, что взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика, что негативно отразится на слоях населения с низким уровнем дохода. Для сглаживания социальной напряженности законодатели разработали поэтапное внедрение данного налога, рассчитанный на 5 лет. Особенности переходного периода отображены в Федеральном законе от 04.10.14 № 284-ФЗ о внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ.
Другая сложность, возникает вследствие большого количества незарегистрированных зданий и отсутствие достоверной информации о реальной стоимости объектов, что, в свою очередь, ведет к предоставлению недостоверной информации с целью снижения взимания на облагаемые налогом объекты.
Полная отмена льготы по освобождению от уплаты налога при продаже недвижимости в случаях истечения срока давности пользования объектом, также может иметь негативные последствия. С одной стороны, отмена льготы способствует значительному увеличению рыночной стоимости жилья, с другой снижению потребительского спроса в связи с низкой покупательной способностью российского населения.
Подводя итог можно сказать, что на настоящий момент в налоговой политики Российской Федерации преобладает фискальная функция. В первую очередь, это связано с последствиями кризиса и необходимостью восполнения государственных бюджетов. Однако общая эффективность системы налогообложения физических лиц может быть достигнута только с учетом социальной ее составляющей. Главной задачей новой налоговой политики должно являться выравнивание социальной обстановки посредством помощи и стимуляции гражданского населения к получению большей прибыли без использования угнетающих финансовое положение (в первую очередь, среднего и малоимущего класса) инструментов, что приведет не только к улучшению жизни граждан, но и к экономической стабилизации государства [16].
Вывод: проведенный в ходе работы анализ, показывает высокую социальную значимость системы налогообложения физических лиц для государства. Эффективность налоговой политики, с точки зрения социальной направленности, зависит от ее способности оптимального перераспределения полученных финансовых средств с целью минимизации неблагоприятных последствий своего функционирования. В случаях, когда негативные последствия преобладают над положительными, налоговая политика считается неэффективной.
Анализ реформирования налоговой системы показал, что на современном этапе Правительством РФ ведется активная политика по усовершенствованию налоговой системы с целью устранения последствий экономического кризиса и восполнения дефицита бюджета. Реформирование налогообложения физических лиц сегодня находится на начальном этапе своего развития и основные результаты ее проведения в полной мере возможно оценить только спустя некоторое время. В тоже время, анализ позволяет предположить развитие событий и установить возможные трудности реализации мероприятий: основная сложность – низкий уровень жизни российского населения. Повышение налоговых ставок для физических лиц «перетягивает одеяло» на сторону государственных органов, нарушая необходимый баланс, в связи с чем главная задача государственной власти должна заключаться не только в восполнении государственных бюджетов, но и в обеспечении благосостояния населения с целью эффективного взаимодействия.
3. Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1. Приоритетные направления развития налогов с физических лиц
На современный момент времени налоговая политика находится на новой ступени своего развития. Как и все преобразования любой сферы, в первую очередь, это вызвано последствиями кризиса, что способствует формированию новой системы налогообложения физических лиц.
Приоритетная задача, которая стоит перед органами государственной власти и создает основные трудности в успешной реализации налоговой политики сегодня – это создания условий для роста и процветания российского общества. Достичь благосостояния государства, с экономической точки зрения, невозможно при низком уровне жизни гражданского населения. На настоящий момент, удельный вес заработной платы в издержках производства в стране значительно ниже в сравнении с многими зарубежными странами. Другим аспектом данной проблемы становится сокрытие работодателями части или полностью официального дохода гражданского населения. Таким образом, на территории Российской Федерации наблюдается процветание «теневой» экономики, которая позволяет организациям избежать определенных налоговых выплат.
Дефицит рабочих мест порождает и снижение официальной заработной платы населения, нередки случаи и с задержкой ее выплаты, что также негативно отражается на общем экономическом состоянии государства. В связи с чем, решение таких проблем как безработица и стабилизация выплат населению, могут стать перспективной основой для использования налога на доходы физических лиц в качестве основной статьи восполнения дефицита государственного бюджета всех уровней.
Эффективность подоходного налога как демократического института может быть достигнута только при условии, что государство станет аппаратом, который будет полностью подчинен гражданскому обществу. Организация контроля за расходованием бюджетных средств поможет сгладить взаимоотношения государства с обществам, снизить риск нарастающих конфликтов, избежать негативной реакции со стороны населения. Сегодня, расходы по некоторым статьям открыто публикуются на официальном сайте Минфина РФ, что становится имитацией участия жизни обычного гражданина в решении задач государственной важности. Система требует существенных преобразований, в связи с чем требуется построение активного диалога с общественностью и ее вовлечение в деятельность.
Во второй главе данной работы, для стабилизации справедливости системы налогообложения физических лиц и снижения финансовой нагрузки на наиболее незащищенные слои населения, был предложен путь перехода на прогрессивную шкалу установления ставки подоходного налога. Благодаря практическому развитию данной идеи реализуется главный принцип развития социального государства, а именно уравнивание различных слоев населения относительно социального аспекта.
Для сокращения количества граждан, проживающих «за чертой бедности», возможно установление определенного минимума, который не будет подвергаться налогообложению. Сумма такого минимума, должна определяться в соответствии с уровнем прожиточного минимума каждого конкретного региона в прямой зависимости с его экономической развитостью. На настоящий момент, необлагаемый минимум составляет менее 15% от прожиточного минимума и является единым на территории всей Российской Федерации, за исключением Москвы, где необлагаемый доход менее 10% прожиточного минимума. Внесение изменений в данную законодательную область позволит не только увеличить благосостояние многих семей, но и снизит затраты государства на оказание им государственной материальной поддержки, что, по подсчетам специалистов, превысит потери от потенциальных налоговых поступлений НДФЛ с данной категории населения.
Еще одним направлением системы налогообложения физических лиц может являться формирование статьи «семейного налога». Так, налоговые сборы предполагается взимать не с каждого отдельного члена семьи, а с их совокупного дохода. Таким образом, это позволит:
- Сбалансировать объем социальных выплат и пособий;
- Упростить работу налоговой службы, в том числе связанную с оформлением бумажной документации;
- Сократить государственные затраты на извещения граждан об необходимости уплаты, а также на изготовление специальных бланков для налоговых деклараций;
- Уменьшить количество судебных разбирательств, связанных с неоплатой налоговых счетов;
- Сбалансировать общий семейных доход посредством применения прогрессивной шкалы системы налогообложения.
Предложенные изменения налоговой политики должны затронуть и механизм администрирования НДФЛ. Доходы, полученные от подоходного налога, необходимо направлять в регионы проживания налогооблагаемых граждан. На современный момент, такие доходы бюджета направляются в бюджет по месту работы, в результате чего, потенциальный доход многих регионов переходит в пользование сторонних регионов, создавая благоприятные условия социального развития одних и существенные трудности в других.
В ходе исследования определены основные направления выравнивания экономического состояния страны посредством реформирования налоговой политики в отношении физических лиц. Они не являются единственно возможными. Однако, без своевременной реакции органов власти на человеческий фактор, любые, даже самые радикальные изменения не смогут принести должного эффекта, кроме того, ужесточение со стороны государства, приводящее к ухудшению жизни населения, большая часть которого существует на грани выживания, способно нанести вред авторитету Правительства не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
3.2. Мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета субъекта РФ
При разработке плана мероприятий по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета необходимо обеспечить соблюдение основных направлений налоговой политики в тесном взаимодействии с бюджетной политикой конкретного региона. Не смотря на общую отрицательную динамику, в некоторых регионах не только наблюдается стабильная работа, но и прослеживается положительная динамика. Одним из таких регионов становится Ярославская область.
В течение 2016 года экономика Ярославской области характеризовалась преобладанием положительных тенденций и позитивной динамикой ключевых показателей.
Для разработки плана мероприятий по сохранению и улучшению показателей, необходимо рассмотреть основные итоги налоговой политики данного региона за 2016-2017 гг.
На 2016 и 2017 годы Правительством Ярославской области была поставлена задача существенного увеличения налоговых доходов бюджета области за счет максимального использования регионального налогового потенциала. Для реализации задачи был разработан и утвержден Губернатором области План мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ярославской области на 2017 - 2019 годы. Планом предусмотрены следующие направления деятельности:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- взаимодействие с налогоплательщиками для увеличения налоговой базы;
- участие в обеспечении эффективного администрирования налогов;
- увеличение поступления имущественных налогов за счет вовлечения в налогообложение объектов недвижимости;
- увеличение поступления неналоговых доходов.