Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Анализ нововведений системы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1. Налогообложение физических лиц как элемент налоговой системы

1.2. Виды налогов с физических лиц и их характеристика

1.3. Основные этапы развития системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2. Анализ системы налогообложения физических лиц

2.1. Социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц

2.2. Анализ нововведений системы налогообложения: особенности исчисления и уплаты налогов физическими лицами в Российской Федерации

2.3. Актуальные проблемы взимания налогов с физических лиц

3. Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1. Приоритетные направления развития налогов с физических лиц

3.2. Мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета субъекта РФ

Заключение

Список литературы

На настоящий момент, социальная функция системы налогообложения физических лиц выполняется не в полной мере, чему способствует сформировавшийся в период кризиса дефицит бюджета. Одной из наиболее острых проблем, которая вызывает множество споров и разногласий среди специалистов налогообложения, является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью системы налогов. На разных этапах развития экономики перед государством встает проблема выбора приоритетного направления развития. Так, учитывая экономический спад и последствия кризиса, сегодня чаша весов склоняется к экономической составляющей системы. Другими словами, формирование современной налоговой политики в качестве первостепенной задачи ставит восстановление экономической стабильности России на мировом рынке, укрепление своего положения, в то время как социальная функция отодвигается на второй план. Однако статус развитого государства предполагает не только экономическую развитость, но и благосостояния населения.

Рассматривая современную социальную ситуацию в России правомерно отметить, что за последние годы наблюдается тенденция снижения общего уровня благосостояния граждан, включая доходность. В свою очередь налог на доходы, как отмечалось ранее в исследовании, занимает центральное место в системе налогообложения физических лиц и является основой пополнения государственного бюджета. Для восстановления социальной справедливости и стабилизации экономики страны, перед государственными органами встает вопрос о необходимости реформирования данного вида налогов. Стоит отметить, что опрометчивое повышение процентной ставки не принесет должного результата, так как вызовет общественный резонанс в связи с действием на территории РФ плоской шкалы налогообложения доходов, которая была внедрена для легализации доходов населения и вывода страны из «теневой» экономики, но должного эффекта достигнуто не было [21]. Таким образом, выравнивание социальной и экономической составляющей возможно посредством преобразования налоговой политики. Среди путей развития можно выделить два основных:

  1. реформирование системы налогообложения доходов физических лиц.

Главным преобразованием должен стать переход к прогрессивной шкале процентной ставки подоходного налога. Такой переход позволит государству восполнить дефицит бюджета посредством изъятия сверхдоходов населения с последующим их распределением для разрешения наиболее важных социальных задач среди которых создание принципиально новых рабочих мест. Новые рабочие места позволят значительно снизить общий уровень безработицы и повысить общий уровень благосостояния посредством уменьшения социального разрыва между различными слоями населения. Рост благосостояния, в свою очередь, позволит получать дополнительные средства для бюджета и направлять их на решение других социальных и экономических вопросов.


Результатом внедрения в систему налогообложения доходов физических лиц прогрессивной шкалы, по оценки специалистов налогообложения, должно стать улучшение благосостояния гражданского населения, снижение таких социальных показателей как безработица и бедность, быстрое восполнение дефицитов бюджетов на различных уровнях.

  1. поиск и разработка принципиально новых налоговых сборов.

Данный путь предполагает восстановление бюджетного дефицита посредством поиска и разработки новых налоговых ставок и предметов налогообложения. Отличительной чертой такой налоговой политики становится изменение законодательных основ системы налогообложения путем повышения отдельных налоговых сборов, а также увеличения их количества. Именно данной политики на современном этапе придерживаются органы государственной власти, о чем более подробно говорится во втором параграфе данной главы.

2.2. Анализ нововведений системы налогообложения: особенности исчисления и уплаты налогов физическими лицами в Российской Федерации

Экономический кризис последних лет оставил глубокий отпечаток на экономике российского государства. Дефицит бюджета и явный экономический спад требуют от правительственных органов кардинальных преобразований, направленных не только на поднятие экономики России, но и на установление баланса в налоговом секторе. Наряду с другими задача встала и необходимость преобразования налогового законодательства РФ.

Налоговые преобразования 2017 года затронули как юридические, так и физические лица, и продолжает оставаться одним из концептуальных направлений на сегодняшний день. Предполагается, что после ужесточения законодательства удастся существенно повысить отчисления в бюджет и сократить «теневой» сегмент, выявив компании и предприятия, которые не платят налоги. Однако реформирование распространится и на физических лиц. Проведем сравнительный анализ предлагаемых и реализованных мероприятий по изменению налогообложения физических лиц за период 2017 – 2018 гг.

Транспортный налог.


Осенью 2016 года в Госдуму был внесен законопроект № 1187303-6, по которому предлагалось отменить транспортный налог как для физических, так и для юридических лиц. Сделать это предполагалось для снижения налоговой нагрузки владельцев автомобилей в связи с увеличением акцизов. Однако, по официальным данным налоговой службы, сборы по транспортному налогу приносят в бюджет около 146 млрд. руб. ежегодно, в связи с чем законопроект так и не был рассмотрен.

Сегодня уплата транспортного налога – обязательная процедура для всех владельцев автотранспорта, контроль за осуществлением налоговых взиманий возлагается на региональные власти. Важной особенностью данного налогового сбора заключаются в том, что обязательства перед государством прекращаются только через год после утилизации или продажи транспортного средства. Положительным моментом транспортного налога становится сохранение процентной ставки на период 2017-2018 года. Однако сам порядок внесения транспортного налога изменился. Так, в отношении физических лиц, был увеличен срок внесения платежа до 1 декабря текущего года. Увеличение срока внесения платежа позволит гражданам скорректировать собственный бюджет для внесения необходимой суммы, а также позволит избежать штрафных санкций. Коэффициент сбора остался без изменений и индивидуален для каждого конкретного региона в соответствии с уровнем жизни населения. Порядок расчета фиксированной ставки налогового сбора также остался без изменений.

Налог на имущество.

Реформой предусматривается изменение порядка налогообложения физических лиц, что приведет к увеличению суммы отчислений. Так, при расчете обязательных платежей вместо инвентаризационной оценки помещения будет учитываться кадастровая оценка, что позволит приблизить объект недвижимости к его реальной рыночной стоимости. Например, ранее покупатель двухкомнатной квартиры в Москве, оплачивал в государственный бюджет налог в 500 рублей. Согласно нововведениям налоговой системы, теперь за ту же жилплощадь налогоплательщик будет оплачивать налог в размере 5 тыс. руб. в год и более.

Несомненно, что у обладателей дорогостоящей недвижимости такие поправки вызовут немалую долю возмущения. Однако, в случаях фальсификации предоставления информации налоговым службам о наличии в собственности жилой или нежилой недвижимости, гражданину грозит штраф в размере 20% от реальной стоимости налога.

В соответствии с поправками к Налоговому кодексу, размер отчислений составит 0,1-2% от кадастровой цены и его будут обязаны платить владельцы: комнат, квартир и других жилых помещений; парковочных мест и гаражей; недостроенных объектов, предназначенных для постоянного проживания; построек площадью до 50 кв. метров, которые размещены на участках, предназначенных для дачных и садовых работ; комплексов из одного жилого помещения и более.


Другой негативной новостью для обладателей недвижимости в сфере налогообложения становится полная отмена льготы по освобождению от уплаты налога при ее продаже в случаях истечения срока давности пользования объектом. Так, до 2016 года, обязательный платеж составлял 13%от суммы, прописанной в договоре купли-продажи, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 при условии, что объект недвижимости находился в собственности не менее 3-х лет. В 2016 году данный срок был увеличен и составил 5 лет нахождения объекта в собственности, но с 1 января 2018 года данная норма утратила законодательную силу. Согласно положениям письма Минфина РФ № 03-11-17/76399 от 25.06.2017, даже если недвижимость была приобретена три или пять лет назад и все это время находилась в собственности покупателя, ему придется заплатить налог с продажи, который составит 13%.

Налог на землю.

Нововведения в налоговую систему относительно замены инвентаризационной оценки кадастровой стоимостью, затронули не только владельцев недвижимости, но и собственников земельных участков. При расчете налоговых взиманий за владение землей первоочередное значение будет иметь реальная стоимость участка. Однако, налогоплательщикам будет предоставлена возможность обжаловать ставку установленного сбора, если она не соответствует реальной. Такая поправка внесена во избежание «местных» завышенных ставок.

Сумма налогового платежа вырастет на 20%, однако ее рост планируется вплоть до 2020 года, что не позволяет сегодня назвать окончательную ставку. Согласно предварительным расчетам экспертов, увеличение налогового платежа позволит увеличить объем поступлений в региональные бюджеты в 7-8 раз, а полученные средства планируется направить на развитие инфраструктуры, строительство и обустройство городов.

Налог на отдых.

В настоящий момент данная налоговой взыскание действует на экспериментальной основе. Для проведения эксперимента были выбраны четыре наиболее популярных курортов в Краснодарском, Ставропольском, Алтайской крае, а также в республике Крым. Эксперимент планируется продлить до 31 декабря 2020 года, что позволит оценить эффективность внедрения данного инструмента. В случае положительной динамики, сбор планируется ввести на постоянной основе. Вырученные средства правительство планирует направить на восстановление инфраструктуры курортных зон отдыха. Ответственность за взимание налога возлагается на гостиницы и отеля курортного района. Налог взимается как с приезжих туристов, так и с граждан РФ. Исключение составляют льготные категории граждан: инвалиды, ветераны, несовершеннолетние граждане и т.д. При расчете налоговой ставки также учитываться будет место пребывания гражданина, значение района, фактор сезонности, цель поездки и важность объекта размещения для окружающих его муниципальных учреждений. Так, в Краснодарском крае с 16 июля 2018 года установлен налоговой сбор в размере 10 руб. / сутки с каждого отдыхающего.


Налог на ИП.

В рамках реализации проекта «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», планируются изменения в порядок налогообложения физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность. Несмотря на то, что до 31 декабря 2018 года для самозанятых граждан, оказывающих некоторые виды услуг другим физическим лицам (репетиторство, уход за детьми, уборка, ведение домашнего хозяйства), будут действовать налоговые каникулы, граждане, которые ведут бизнес-деятельность в качестве ИП и являются плательщиками ПСН или ЕНВД, получат право снизить сумму единого налога на сумму расходов, которые они понесли при приобретении ККТ. Максимальная стоимость такого аппарата не должна превышать 18 тыс. руб. Это позволит снизить издержки при покупке новой техники, что является обязательным условием для ведения предпринимательской деятельности [25].

Представленные выше нововведения, не являются заключительным этапом преобразования налоговой реформы. Правомерно сделать заключение, что это новый исторический этап. С одной стороны, ужесточение налоговой политики в отношении физических лиц позволит в сжатые сроки вывести Россию из состояния экономической нестабильности. С другой, вызовет серьезные недовольства среди гражданского населения, в связи с чем появляется множество рисков, среди которых сокрытие истинного дохода, уход в «теневую»экономику и т.д.

2.3. Актуальные проблемы взимания налогов с физических лиц

Основной доминирующей проблемой современной налоговой системы становится ее совершенствование, адаптация к современным условиям с возможностью выравнивания экономического благосостояния государства. На настоящий момент Правительство РФ активно занимается проблемой эффективности налогообложения. Стоит отметить, что полученный эффект должен иметь положительное влияние не только для государственных структур, но и для самих налогоплательщиков, так как полученные денежные средства планируется направить на развитие социальных структур.

Проанализировав нововведения системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации, правомерно отметить, что она представлена такими налогами как НДФЛ, налог на имущество, земельный и транспортный налог. Именно данные категории подверглись преобразованиям. Однако, любые нововведения всегда сопровождаются рисками. Рассмотрим более детально возможные проблемы современной системы налогообложения физических лиц.