Файл: Формирование и реализация института Президента в России (Характерные особенности института Президента).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История формирования института Президента в Российской Федерации
2. Сущность института Президента Российской Федерации
2.1 Функции и прерогативы Президента Российской Федерации
2.2. Структура аппарата Управления делами Президента Российской Федерации
3. Характерные особенности института Президента в Российской Федерации на современном этапе.
3. Характерные особенности института Президента в Российской Федерации на современном этапе.
Идея президентства последовательно внедрялась в российскую государственность, признавалась и утверждалась, исходя из воли народа как единственного суверенного источника власти. Институт президентства в России имеет свои специфические формы организации и осуществления власти в политической системе российского общества, основываясь на его национально-исторических особенностях и традициях.[38] Для определения черт данного института в России необходимо обратиться к ее основному закону и рассмотреть основные нормативные положения, применимые к главе государства. Согласно Конституции РФ, Президент, как рассматривалось выше, является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.[39] Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.[40] При выделении черт института президентства в России, можно отметить, что при формировании института президентства в России большой отпечаток накладывает генетическая особенность российской системы власти, не похожей ни на восточную деспотию, ни на западную демократию. Это русская система власти, так называемая русская демократия, где личность всегда превалирует над институтом. И от того, какая личность, какой человек займет руководящий пост, будет зависеть процветание или крах той или иной организации. Необходимо отметить, что власть в России всегда была персонифицирована, поэтому в сложных для страны политических и социально-экономических ситуациях многое решал именно личностный фактор. Поэтому власть больше воспринимается российским обществом не как политический институт, а как конкретная личность, принимающая важные государственные решения, определяющие жизнь многих людей.
Причем, личным качествам политического лидера придается большее значение, чем устройству и функционированию государственного аппарата. Ученые М. А. Краснов и И. Г. Шаблинский объясняют это так: «Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется».[41] То есть, несмотря на универсальность конституционной формулы, а во многом как раз «благодаря» ее несовершенству, данный демократический институт пока еще не окончательно сложился, а страна продолжает находиться в режиме «ручного управления», когда не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера. Другую особенность русского менталитета, Е. Б. Григорьева определяет, как «стремление общества к сильному государству и авторитаризму».[42] Виден запрос на патернализм. Обществу важно, чтобы государство могло обеспечивать безопасность, защиту прав и законных интересов своих граждан, оберегать их и во всем помогать.
И чтобы его деятельность быть направлена на реализацию принципов социального государства и социальной справедливости. Третьей чертой можно выделить большую широту полномочий Президента РФ, их можно показать с помощью исполняемых функций. Президент РФ, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование. Четвертая черта — доминирующее положение президента в его взаимоотношении с другими ветвями власти. В Российской Федерации законодательно прописано разделение властей. Однако президент в своих взаимоотношениях с различными ветвями власти имеет особое, доминирующее положение. Как справедливо отмечает отечественный политолог В. Никонов, российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью».[43] Но, несмотря на широкие полномочия главы государства, Россия является полупрезидентсткой республикой. Это прописано в Основном законе нашей страны. И определяется тем, что президент может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы.[44] И все же, процедура отрешения чрезвычайно сложна. Поэтому можно сказать, что особенностью института президентства является противоречивое замечание, что Россия — полупрезиденсткая республика с расширенными президентскими полномочиями.
Таким образом, характерными особенностями института президентства в России можно считать: персонификация института президентства. Для россиян особо важна личность главы государства, а не сам институт; стремление общества к сильному, порой авторитарному правителю; стремление к патернализму; большая широта полномочий Президента РФ, но не абсолютная власть; доминирующее положение Президента в его взаимоотношении с другими ветвями.[45]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования формирования и реализации института Президента РФ можно сделать следующие выводы.
Институт Президентства в Российской Федерации с момента своего создания преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и укрепив свою стабильность.
В правовом государстве статус главы государства достаточно точно определяется конституцией и принятыми на ее основе законами. Это обязательное условие для того, чтобы лицо, занимающее пост главы государства, имело ряд определенных прав и обязанностей и не могло своими действиями формировать угрозу конституционным правам и свободам граждан, выходя за установленные пределы компетенции.
Стабильность конституционного строя, поддержание спокойствия гражданского мира и реальность свободы народа в ключевой степени зависят от баланса и гармонии между взаимодействием главы государства и других органов власти.
Рассмотренные ранее полномочия и прерогативы как гаранта Конституции и главы государства, призванного обеспечить согласованное функционирование и эффективное взаимодействие всех ветвей государственной власти, не могут ограничить сущность характеристики правового статуса Президента РФ.
Конституционные полномочия главы государства, функции его деятельности, проанализированные в работе, позволяют сделать вывод об особом и совершенно нестандартном положении Президента РФ в системе государственной власти в России, осуществляемой на основе разделения власти на определенные ветви и виды государственной деятельности. Сущность этого особого положения заключается в том, что по своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента не возможно отнести полностью и безоговорочно к какой-либо определенной ветви государственной власти. Глава государства заметно возвышается над всеми ветвями власти, однако при этом имеет весьма серьезное и непосредственное участие в тех или иным вопросах и аспектах организации и функционирования каждой отдельной ветви. Нынешнее положение Президента Российской Федерации раскрывает роль главы государства не только в рамках представительских функций. На Президента Российской Федерации фактически возложены политическое руководство институтами власти, широкая сфера деятельности и обширные полномочия направленные на обеспечение согласованной работы всех ветвей власти, эффективному взаимодействию органов государственной власти, а так же выбору основных направлений политики страны. В сложившихся условиях Президент на практике играет центральную роль в системе государственной власти.
Президент РФ и его Администрация, которая обладает сложной и разветвленной структурой, формируют весьма своеобразный государственный орган президентской власти. Это необычное единство можно назвать Президентурой. Особенности данного государственного органа характеризуют и организационно закрепляют специфику и сущность власти Президента Российской Федерации в общей системе государственной власти, которая обеспечивает, с одной стороны, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, а с другой – государственное регулирование и управление делами всей жизнедеятельности общества и государства в целом.
Таким образом, Президент РФ многогранен в своих управленческих проявлениях. Для обеспечения его деятельности создана масса обслуживающих управленческих структур, которые обладают большим штатом государственных служащих, создавая аппарат Управления делами президента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 N№2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О Безопасности» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Указ Президента РФ от 06 апреля 2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской федерации» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Указ Президента РФ от 06 мая 2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Указ Президента РФ от 13 мая 2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
- Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» //СПС «КонсультантПлюс», 2018
Научная и учебная литература
- Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения // Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015.
- Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России // Учебник. – М.: РОССПЭН, 2007.
- Коваленко В.И. Современная российская политика // Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2013.
- Иванов Н.Б. Государственное управление в современной России // курс лекций. — М.: МГИМО-Университет, 2014.
- Рыжкова А. Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе // Молодой ученый, 2018, №10.
- Гаман-Голутвиной О.В. Сравнительная политология // Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2015.
- Мухаев Р.Т. История государственного управления в России // Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
- Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. – М.: Весь Мир, 2001.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России // Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2007.
- Малявина В. А. Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации // Молодой ученый, 2017, №6.
- Мальцева В. О. «Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений Конституционного Суда РФ по данному вопросу // Молодой ученый, 2015, №2.
- Антипов Е. К вопросу об основаниях отрешения Президента РФь// Молодой ученый, 2015, №22 .
- Попов В. А Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ. Проблемы взаимодействия и пути их решения // Молодой ученый, 2017, №12.
- Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018
- Григорьева Е. Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета, 2014, № 379.
- Каткова И. С. Проблемы института Президентства в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37).
- Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1.
- Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3.
- Васильева М.М. Становление института президентской власти РФ // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та., 2010.
- Леони Б. Свобода и закон. М., 2008.
- Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право, 2003, № 10.
- Кудряшов К.В. Генезис, правовая природа и правовая география института президенства в современном мире // Вестн. Ставроп. гос. ун-та., 2004.
- Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК, 1995.
- Старков О.В. Теория государства и права / под ред. О.В. Старкова. – М.: Дашков и Ко, 2014.
- Михалёва И. В. Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2011, № 2 (17).
- Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. // М.: Институт права и публичной политики, 2008.
- Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. // СПб.: Питер, 2008.
- Бурбулис Г.Э. Президентство выбирает новое поколение // Этика успеха, 1995, № 5.
-
Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения // Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015. ↑
-
Мухаев Р.Т. История государственного управления в России // Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012 ↑
-
Гаман-Голутвиной О.В. Сравнительная политология // Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2015. ↑
-
Мухаев Р.Т. История государственного управления в России // Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. ↑
-
Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения // Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015. ↑
-
Бурбулис Г.Э. Президентство выбирает новое поколение // Этика успеха, 1995, № 5. ↑
-
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. – М.: Весь Мир, 2001. ↑
-
Мухаев Р.Т. История государственного управления в России // Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012 ↑
-
Антипов Е. К вопросу об основаниях отрешения Президента РФь// Молодой ученый, 2015, №22 . ↑
-
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. – М.: Весь Мир, 2001. ↑
-
Рыжкова А. Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе // Молодой ученый, 2018, №10. ↑
-
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России // Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2007 ↑
-
Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1. ↑
-
Михалёва И. В. Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2011, № 2 (17). ↑
-
Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1. ↑
-
Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право, 2003, № 10. ↑
-
Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право, 2003, № 10. ↑
-
Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3. ↑
-
Кудряшов К.В. Генезис, правовая природа и правовая география института президенства в современном мире // Вестн. Ставроп. гос. ун-та., 2004. ↑
-
Коваленко В.И. Современная российская политика // Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2013. ↑
-
Попов В. А Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ. Проблемы взаимодействия и пути их решения // Молодой ученый, 2017, №12. ↑
-
Каткова И. С. Проблемы института Президентства в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37). ↑
-
Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018 ↑
-
Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1. ↑
-
Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3. ↑
-
Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3. ↑
-
Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018 ↑
-
Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018 ↑
-
Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России // Учебник. – М.: РОССПЭН, 2007. ↑
-
Коваленко В.И. Современная российская политика // Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2013. ↑
-
Коваленко В.И. Современная российская политика // Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2013. ↑
-
Иванов Н.Б. Государственное управление в современной России // курс лекций. — М.: МГИМО-Университет, 2014. ↑
-
Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. // СПб.: Питер, 2008. ↑
-
Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3. ↑
-
Иванов Н.Б. Государственное управление в современной России // курс лекций. — М.: МГИМО-Университет, 2014. ↑
-
Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право, 2008, № 3. ↑
-
Иванов Н.Б. Государственное управление в современной России // курс лекций. — М.: МГИМО-Университет, 2014. ↑
-
Васильева М.М. Становление института президентской власти РФ // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та., 2010. ↑
-
Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 1. ↑
-
Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. // СПб.: Питер, 2008 ↑
-
Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. // М.: Институт права и публичной политики, 2008. ↑
-
Григорьева Е. Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета, 2014, № 379. ↑
-
Михалёва И. В. Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2011, № 2 (17). ↑
-
Антипов Е. К вопросу об основаниях отрешения Президента РФь// Молодой ученый, 2015, №22. ↑
-
Рыжкова А. Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе // Молодой ученый, 2018, №10. ↑