Файл: Формирование и реализация института Президента в России (Характерные особенности института Президента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функция по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности обязывает Президента определить свершившееся нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и незамедлительно предпринять соответствующие действия, направленные на защиту и восстановление суверенитета страны, независимости и государственной целостности.[18] В современном мире крайне важна способность и возможность реализации Президентом рассматриваемой функции, с целью не допустить территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела страны, развитие сепаратизма и организованного терроризма.[19]

Рассматривая по существу обязанности Президента РФ стоит отметить необходимость контроля за поддержанием согласия между ветвями власти. В случае если они не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях, Президент РФ вправе обращаться к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения конфликтов. Таким образом, можно заметить, что функция по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти крайне важна для применения как на уровне федеральных органов, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между субъектами РФ.[20]

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства. Данная функция обязана осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание федерального закона в этой связи указывает на непосредственное участие Федерального Собрания в определении основных направлений внутренней и внешней политики. Взаимоотношения между парламентом и Президентом в рассматриваемом процессе представляют собой весьма сложный момент формирования государственной политики.[21] Однако стоит отметить, что Президент наделен большим количеством возможностей, в сравнении с парламентом, учитывая сложность законодательного процесса. Помимо этого, Президенту в большей степени под силу практическая организация на теоретической и экспертной базе разработки проблем внутренней и внешней политики и сбор необходимой для этого информации. В целом процесс определения основных направлений политики государства формируется и реализуется путем сотрудничества Президента и Федерального Собрания. Последнее сохраняет за собой возможность откорректировать курс президентской политики по тому или иному вопросу посредством принятия соответствующего федерального закона.[22]


Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности», путем закрепления иных функций и полномочий Президента РФ.[23] Так, Президент РФ реализует общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, является Председателем Совет Безопасности, осуществляет непосредственный контроль и координацию деятельности государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в рамках определенной законом компетенции. Из этого следует, что именно Президент РФ напрямую, без вмешательства Председателя Правительства, руководит упомянутыми в Законе силовыми структурами.

Президенту РФ доверен ряд важных полномочий по вопросам осуществления борьбы с терроризмом. Им устанавливаются основные направления государственной политики противодействия терроризму, определяются рамки компетенции органов власти, подконтрольных президенту, в данном вопросе, принимает решение об использовании за пределами страны Вооруженных Сил и подразделений спецназа для борьбы с террористической деятельностью.[24]

Помимо рассмотренных выше функций, на главу государства возложены представительские функции, которые осуществляются им единолично. Однако существует легитимное право Президента на представительство «внутри страны», которое представляет собой возможность направления им своих представителей в федеральные округа. В данном случае представители являются должностными лицами, представляющими Президента.[25]

Согласно представительской функции Президент РФ вправе вести переговоры с главами других государств, выступая в сфере международных отношений, вправе подписывать международные договоры, вступать в международные организации, а так же назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным законодательством он обладает по протоколу правом на высшие почести при посещении в официальной порядке других государств. Любые международные обязательства, принятые без поручения главы государства должностными лицами от имени Российского государства, могут быть им объявлены недействительными.

Прерогативами Президента РФ являются некоторые функции и полномочия, которые присущи исключительно главе государства, а именно не могут быть разделены с парламентом, правительством или судебными органами главы государства .[26]


Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на достижение согласованного функционирования и продуктивного взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, другими словами в конечном счете на достижение абсолютного единства системы государственной власти, гарантированного ст. 5 Конституции РФ.[27] В этой связи Президент наделен рядом полномочий, а именно право на роспуск Государственной Думы, согласно Конституции РФ; право назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; полномочия по вопросам обнародования принятых Федеральным Собранием законов; возможность выдвигать кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также выносить на рассмотрение перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности; возможность выдвигать Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и выносить на рассмотрение в Совет Федерации предложения об освобождении Генерального прокурора от должности.

2.2. Структура аппарата Управления делами Президента Российской Федерации

Президентство в Российской Федерации, так же как и любой другой институт политической системы, обладает весьма сложной и разветвленной структурой. Выделяя главные структурные элементы института президентства, стоит отметить Администрацию Президента Российской Федерации, Совет Безопасности, полномочных представителей Президента РФ. Все вышеперечисленные элементы формируются или назначаются главой государства.[28]

Рассмотрим каждый из них. Администрация Президента Российской Федерации представляет собой государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и создающий условия для реализации Президентом РФ функций гаранта Конституции РФ, а так же прав и свобод человека.[29] Одной из главных функций Администрации Президента является  обеспечение деятельности главы государства, Совета Безопасности, а так же деятельности совещательных и консультативных органов при президенте, поддержание их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти.[30] В рамках законопроектной деятельности Президента РФ следует отметить, как одну из функций Администрации Президента, подготовку предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации, подготовку, оформление и выпуск документов, подписываемых Президентом. Администрация Президента оказывает содействие Президенту Российской Федерации в рамках реализации его полномочий по кадровым вопросам и разработки мер по разъяснению политики главы государства. Помимо вышеперечисленных функций, стоит отметить осуществление президентского контроля над исполнительной властью.[31]


Администрацию Президента РФ возглавляет Руководитель Администрации, являющийся важнейшей фигурой российского политического процесса. На главу Администрации возложена ответственность за прохождение законопроектов, указов и распоряжений Президента, помимо этого он контролирует деятельность помощников Президента РФ, пресс-секретаря, начальников главных управлений и руководителей иных подразделений Администрации, полномочных представителей, а также советников Президента и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению.

Руководителю Администрации отведена важная роль в современной политической системе. Он несет ответственность за представление Президенту предложений по персональным назначениям на руководящие посты в президентской Администрации.[32] В силу этого он сосредоточивает в своих руках ключевые функции, выходящие за рамки деятельности в пределах Администрации Президента, затрагивающие непосредственно систему исполнительной власти. Однако, не смотря на это, Руководитель Администрации Президента РФ, как и другие должностные лица, входящие в состав Администрации Президента РФ (заместители руководителя Администрации Президента РФ, помощники, пресс-секретарь Президента РФ, его советники и референты, руководитель протокола Президента РФ, а также полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ) подчиняются главе государства.

Остановимся на рассмотрении Полномочных представителей Президента РФ. Им доверено территориальное представительство института Президента РФ в федеральных округах. На него возложен ряд задач, одной из которых является обеспечение реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель занимает должность федерального государственного служащего, подчиняется непосредственно Президенту РФ, а так же включен в состав Администрации Президента РФ. Назначает на должность и освобождает от должности Полномочного представителя Президент РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.[33]

Следует отметить основные задачи Полномочного представителя. К ним относится организация работы по достижению органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом, в соответствующем федеральном округе. Контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти в федеральном округе а так же представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в конкретном федеральном округе .


Совет Безопасности Российской Федерации представляет собой конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента России  по вопросам ведения государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.[34] К основным функция деятельности Совета Безопасности относится организация обороны, в том числе военного строительства и оборонного производства, организация военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами внешней политики государства, контроль вопросов, связанных с защитой конституционного строя, сохранения суверенитета территориальной целостности России, а также организация по вопросам международного сотрудничества в рамках обеспечения безопасности. [35]

В состав Совета Безопасности Российской Федерации входят Председатель Совета Безопасности, которым является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Решением Президента Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности постоянные члены и члены Совета безопасности входят в состав Совета Безопасности и выходят из него.

Значимая роль в деятельности Совета Безопасности отводится его Секретарю, который является должностным лицом РФ, подчиненным непосредственно главе государства. Секретарь Совета Безопасности контролирует обеспечение деятельность этого органа и руководит его аппаратом. Помимо этого Секретарь Совета Безопасности организует эффективное взаимодействие аппарата Совета Безопасности с аппаратами Совета Федерации и Государственной Думы, подразделениями Администрации Президента РФ, Правительства РФ, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Кроме этого Секретарь Совета Безопасности РФ обеспечивает и контролирует взаимодействие с функциональными и региональными объединениями, представителями предпринимательских кругов и трудовых коллективов, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями по вопросам, касающимся компетенции Совета Безопасности. Для достижения данных целей он наделен существенными полномочиями.[36]

Аппарат Совета Безопасности, возглавляемый Секретарем, осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности. В целях более детальной подготовки вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета Безопасности, могут быть созданы межведомственные комиссии по различным направлениям его деятельности. Состав любой комиссии утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых являются частью ее состава. В зависимости от охвата и сути рассматриваемого вопроса Совет Безопасности вправе привлекать к участию в заседаниях и других лиц на правах консультантов.[37]