Файл: Понятие и условия назначения пособия безработицы (Теория занятости Джона Кейнса).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Важно отметить, что Мэнкью выделяет в отдельную группу людей, не принадлежащих к рабочей силе, однако имеющих желание работать. Это те люди, кто подолгу искал работу, но был вынужден, в конце концов, прекратить безуспешные поиски. «Данная группа населения, получившая название «отчаявшихся работников», не находит отражения в статистических данных о числе безработных, хотя с полным правом может быть включена в эту категорию. Вообще, интерпретация данных об уровне безработицы представляет собой довольно сложную задачу. Таким образом, к официальному показателю уровня безработицы следует относиться как к полезному, но несовершенному критерию оценки количества населения, желающего трудиться, но не имеющего работы» [2, с. 477]. Несмотря на это, исследования экономистов в вопросе безработицы привело к результату, который может быть выражен следующим тезисом: «для большинства людей период нахождения без работы оказывается непродолжительным, а основную часть наблюдаемых безработных составляют люди, пребывающие в этом состоянии длительное время» [2, с. 478].
Противоречие здесь состоит в том, что практические результаты говорят о том, что основная масса потерявших работу людей, довольно скоро трудоустраиваются обратно. Но как раз большинство экономических проблем связано с теми работниками, чье безработное состояние растягивается на длительное время. Этот неоднозначный результат является одной из причин тех затруднений, с которыми сталкиваются политические деятели при разработке программ для помощи безработным. «Для правильной оценки серьезности проблемы безработицы необходимо рассмотреть вопрос о продолжительности ее состояния. Отсутствие работы на протяжении относительно короткого промежутка времени может не быть большой проблемой для человека. Некоторым индивидам может понадобиться всего несколько недель, чтобы найти новую работу, наилучшим образом соответствующую их навыкам и предпочтениям.
Однако если поиск работы затягивается на длительное время, это может стать значительной проблемой в жизни людей и сопровождаться серьезными материальными и психологическими затруднениями» [2, с. 479]. Так автор отмечает, что «даже при поступательном развитии экономики в ней всегда существует определенное число безработных. Другими словами, уровень безработицы никогда не опускается до нулевой отметки и колеблется вокруг ее естественного уровня» [2, с. 479]. Безработица, обусловленная поисками подходящего рабочего места, неизбежна, но ее размеры меняются по многим причинам. «Одна из причин постоянного существования в экономике некоторого уровня безработицы заключается в том, что поиск работы требует определенного времени. Если бы все люди, как и все рабочие места, были бы совершенно одинаковыми, то есть все в равной мере подходили для каждого рабочего места, то поиск работы, вероятно, не представлял бы особых проблем и безработные быстро находил бы необходимые им рабочие места. Однако в действительности все люди отличаются – своими предпочтениями, профессиональными навыками, рабочие места имеют определенные отличительные особенности, а информация о вакансиях и соискателях работы распространяется среди фирм и домашних хозяйств довольно медленно» [2, с. 482].
Итак, экономический постулат, который мы находим всех изучаемых теориях недвусмысленно утверждает, что реальный рынок труда не обеспечивает полной занятости. Например, уже упоминавшаяся фрикционная безработица неизбежна просто потому, что в экономике происходят постоянные изменения. Согласно теории Грегори Мэнкью, в динамично развивающейся рыночной экономике текучесть кадров должна рассматриваться как естественное явление, пусть она при этом и является причиной существования фрикционной безработицы. Вместе с тем, отсутствие равновесия между предложением и спросом на рынке труда приводит к структурному избытку рабочей силы, вызванного несоответствием числа вакансий и рабочих, желающих эти вакансии занять. Все это в совокупности обуславливает структурную безработицу. В этом случае люди не ищут, а скорее ждут появления новых рабочих мест, что соответствует установлению равновесия на рынке труда. Тогда государственные экономисты вынуждены объяснять, некомпетентному гражданину, что пока совокупный спрос не достигнет равновесного уровня на рынке труда, он с необходимостью будет оставаться безработным. Все выше сказанное, указывает на то, что государство не способно эффективно влиять на процессы, происходящие на рынке труда, и целесообразно отказаться от государственного вмешательства и предоставить решение проблемы самому рынку. Все это означает, что такие виды социального обеспечения, как страхование по безработице, минимальный размер заработной платы, пособия по безработице рассматриваются государственными органами через призму их влияния на реальную экономику благосостояния, смещая тем самым акцент с отдельного гражданина.
Глава 2. Юридический аспект понятия безработицы
Рассмотрим теперь понятие безработицы в правовом контексте, определяемым законодательством Российской Федерации. Ключевыми нормативно правовыми актами в области социальной защиты граждан от безработицы являются, соответственно, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Закон о занятости населения в РФ». Согласно статье 37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В редакции Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в сумме 11163 рублей в месяц. «Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года».
Согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя”. Пункт 2 той же статье 3. «Порядок и условия признания граждан безработными» регламентирует порядок присвоения гражданину правового статуса безработного: «Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов».
Там же устанавливаются категории граждан, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с вышеуказанным законом:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; - не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; - представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеет право на повторное обращение в службы занятости через срок равный одному месяцу со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Подробнее рассмотрим пункт 4 статьи 4. Подходящая и неподходящая работа закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации»: «Подходящей не может считаться работа, если: предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке». Учитывая, что прожиточный минимум в России не превышает 12500 рублей, то для любого гражданина, чей доход перед потерей рабочего места превышал указанную сумму, данное положение является не актуальным. Следовательно, несмотря на возможное несоответствие квалификации рабочего, обоснованно ожидаемого им дохода от выполняемого труда и предлагаемой ему работой в соответствующих органах, эта работа не может считаться неподходящей для него. Тогда, социальное обеспечение такого гражданина, в форме организационно правовой защиты от безработицы является таковым только формально. Действительно, государство реализует его право на защиту от безработицы. Но гражданину требуется скорее иметь возможность трудиться на достойной его способностей и квалификации работе. Что означает «достойной его способностей» определяется экономическими механизмами на рынке труда. Проблема мне видится здесь в том, что определенное так понятие достойной работы не согласуется с законодательством о трудоустройстве, то есть здесь подходящей работой для гражданина считается нечто иное. Если, пособие по безработице – это денежная выплата гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с целью возмещения утраченного заработка, то законодательство в сфере социального права не гарантирует достижение этой цели.
Продолжительность выплат пособий по безработице отличается для различных категорий граждан. «Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными» [6, статья 31]. Для каждого периода по выплате пособия по безработице установлен предел, не превышающий 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Существуют также категории безработных граждан, для которых каждый период выплаты этого пособия не может превышать 6 месяце в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. К ним относятся впервые ищущие работу; стремящиеся ее возобновить после длительного перерыва (более одного года); уволенные по собственному желанию, без уважительных причин, в том числе за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия предусмотренные законодательством РФ; уволенных из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. «Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода» [6, статья 31, п. 5.1].
Порядок определения размера пособия по безработице также отличается для разных категорий. «Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом» [6, статья 30].