Файл: Понятие и условия назначения пособия безработицы (Теория занятости Джона Кейнса).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Безработным гражданам, из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Оно назначается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Перейдем к рассмотрению размеров пособия по безработице, установленных законодательством РФ для различных категорий безработных граждан. Так, согласно Статье 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» « Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка» [6, статья 33]. Однако, считаю существенным заметить, что при этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1426 в 2020 году предельные показатели величины пособия по безработице не изменятся. Так, минимальная величина пособия по безработице составит 1,5 тыс. руб., максимальная – 8 тыс. руб. Эти размеры предусмотрены для всех граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением безработных граждан предпенсионного возраста, для которых установлена иная максимальная величина пособия по безработице – в размере 11280 руб. Мне видится очевидным, что, устанавливая пределы пособий по безработице, аналогичные приведенным, любое государство руководствуется скорее макроэкономическими причинами, чем интересами отдельного гражданина. А именно, низкая величина пособий, которые выплачиваются безработным, призвана стимулировать активность последних на рынке труда, и, опосредованно, всю экономическую экосистему. Но, понятия достоянная работа и подходящая работа, как уже было рассмотрено, расходятся в понимании государственных деятелей и отдельного гражданина.
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен только органами службы занятости. Прекращение выплат по безработице, выполняется вместе со снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях: признания гражданина занятым; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более одного месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительной причины; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы. Все решения о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимаются органами службы занятости с обязательным официальным уведомлением безработного.
Заключение
Изначально заявленный тезис, утверждал, что существует непреодолимое противоречие между отношением государства и отдельного индивида к формам социальной защиты последнего, в частности, к безработице. Рассмотренные работы классиков экономической мысли убедительно продемонстрировали, что безработица является неизбежным явлением рыночной формы экономики. Более того, вмешательство государства в механизмы функционирования рынка не только не эффективно, но и контрпродуктивно. Так согласно общепризнанным теориям Милтона Фридмана, попытка искусственно (под искусственными здесь понимаются преимущественно государственные, императивные методы, не считающиеся с природой и законами рынка) повысить уровень занятости населения приводит к инфляции, что в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению безработицы до уровня, находящегося выше изначального. В этих условиях, государство рассматривает безработицу как экономический феномен, обыденное явление внутреннего рынка труда, а не как проблему, которую во что бы то ни стало нужно устранить. Усилия государства скорее направлены на устранения экстерналий в виде общественного недовольства, связанного с этим феноменом. Эти усилия и отражены, собственно в законодательстве. Таким образом, законодательство не отстаивает интересы гражданина, связанные с его социальной защитой, а пытается сохранить форму общественного равновесия, характерного для капиталистической формы государственности по преимуществу. Существование общественного недовольства политикой государства по вопросу занятости основывается на отличном от государственного отношение индивида к безработице. Отдельный гражданин, лишившийся работы не может разделять взгляд государства на свое состояние, характеризуемое незанятостью, как естественное. Понятия вроде, долгосрочной экономической стабильности или приведение рыночной системы в равновесное состояние, такие существенные для государства, не обладают достаточной витальностью, конкретностью и жизненностью для индивидуального лица, чтобы формировать мотивацию и стимулы его жизнидеятельности. Поэтому и законодательство в сфере занятости населения, выражающее преимущественно государственную точку зрения (рассматриваемую в указанной дуальной диспозиции: государство – индивид) принимает для него вид формальной меры по нейтрализации проблем, сопутствующих безработице. Как уже было мной указано ранее, важнейшим пунктом для индивида является действительная возможность реализовывать ведение образа жизни, достоянного представлениям индивида, а не формальная реализация права на защиту от безработицы. В главе 2 мной отмечалось, что установленные законом выплаты пособий по безработице и юридически закрепленное представление о подходящей работе не удовлетворяют представлениям и потребностям индивида в достойном существовании. Логическим результатом существования указанного противоречия является необходимость индивиду самостоятельно, без помощи со стороны государства, адаптироваться к новым для него, неблагоприятным условиям жизни. Гражданин не может, ссылаясь на современные экономические идеи о неизбежности его положения (“естественной” потери рабочего места, в результате смены экономического цикла), оставаться спокойным и бездеятельным в отношении ситуации, в которой он себя обнаруживает. Тогда он адаптируется к этому новому положению в силу своих способностей. И чем выше, по мнению индивида, его способности, тем сильнее отличаются его представления о достойной оплате этих способностей от представления государства в отношении того же предмета. И, следовательно, сильнее и острее чувство несправедливости, которое испытывает подобный индивид, тем радикальнее меры, которые он готов предпринять, чтобы изменить текущую ситуацию в свою пользу. Ярчайшим примером, отображающим все вышесказанное, является такое социально-культурное явление как хакеринг. Данная проблема, рассмотренная в совокупности, как и любое явление мира, имеет множество различных аспектов. Поэтому, стоит сосредоточиться на проблеме хакеринга в России, чтобы ключевые позиции моей работы стали ясны. Люди, в основном математики, обладающие высочайшей квалификацией, не могут найти на рынке труда работу, которая бы оплачивалась соответственно их исключительным способностям. Сегодняшний рынок не определяет их способности как исключительные и отказывает им в достойном их квалификации награждении. Собственно, эта ситуации и отражена в законодательстве. Если на ваши способности нет спроса на рынке, государство может предложить такому человеку только курсы переквалификации, которые совершенно не учитывают желания и потребности самого индивида, или временное пособие по безработице, которое скорее стимулирует человека как можно быстрее найти какую угодно работу, чем обеспечивает социальную защиту гражданина от рыночных флуктуаций. Но, чтобы не утверждали данные рынка труда, функции спроса и предложения, исключительные способности индивида таковыми и остаются. И сам индивид убежден в этом. Тогда не находя в законной сфере применения своим способностям, он решает самостоятельно адаптироваться к жизненным условиям и направляет свои интеллектуальные ресурсы в деструктивное русло. В данном случае, в кибернетический криминал, что я выше обозначила понятием хакеринга. Если только, такой человек не впадает в моральный внутренний конфликт, он обеспечивает себе достойную своим представлениям жизнь и достигает полной самореализации. Государство же, мало того, что, теряет ценнейший ресурс в лице вышеописанного индивида, так еще несет чувствительные убытки от деятельности последнего, который в свою очередь становится одной из ключевых фигур информационного общества, как раз благодаря, своей высочайшей квалификации и исключительным способностям, не признанным таковыми рынком, государством, и как следствие его законодательством.