Файл: Страхование и его роль в развитии экономики САО «ВСК».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методические основы страхования
1.1 Сущность и функции страхования
2.1 Анализ потенциала рынка страхования в России
2.2 Организационно-экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности САО «ВСК»
2.3 Анализ страховых операций САО «ВСК»
2016 - 2018 гг
Источник: составлено автором
По представленным сведениям видно, что с каждым годом страховая выплата и страховая премия возрастает. Разница между ними больше всего заметна в 2018 году и она составляет 2,3%. В 2016 году она была 2%.
Таблица 10
Страховые взносы в САО «ВСК», тыс. руб.
Виды страхования |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Относительные изменения, % 2018/2016гг. |
страхование от несчастных случаев и болезней |
3 899 467 |
4 623 681 |
6 759 483 |
73,3 |
медицинское страхование |
3 170 471 |
4 301 572 |
5 266 897 |
66,1 |
ИТОГО по личному страхованию (кроме страхования жизни) |
7 069 938 |
8 925 253 |
12 026 380 |
70,1 |
средств наземного транспорта( кроме средств железнодорожного транспорта) |
13 122 022 |
13 706 586 |
16 769 231 |
27,8 |
средств железнодорожного транспорта |
- |
12 642 |
- |
- |
средств воздушного транспорта |
896 981 |
544 835 |
990 416 |
10,4 |
средств водного транспорта |
5 728 |
- |
55 672 |
871,9 |
грузов |
464 541 |
596 492 |
860 097 |
85,1 |
сельскохозяйственное страхование |
100 813 |
119 129 |
154 204 |
52,9 |
прочего имущества юридических лиц и граждан |
5 134 651 |
5 030 307 |
6 297 930 |
22,7 |
ИТОГО по добровольному страхованию имущества |
21 899 368 |
23 739 185 |
30 042 771 |
37,2 |
владельцев средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта) |
712 225 |
898 554 |
1 013 491 |
42,3 |
владельцев средств железнодорожного транспорта |
- |
166 |
216 |
- |
владельцев средств воздушного транспорта |
41 716 |
33 842 |
43 583 |
4,5 |
владельцев средств водного транспорта |
11 744 |
5 087 |
4 656 |
-60,4 |
организаций, эксплуатирующих опасные объекты |
70 108 |
101 151 |
135 918 |
93,9 |
за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг |
380 685 |
202 635 |
237 462 |
-37,6 |
за причинение вреда третьим лицам |
675 872 |
556 759 |
561 050 |
-16,9 |
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору |
72 866 |
1 308 568 |
1 766 637 |
2324,5 |
ИТОГО по добровольному страхованию гражданской ответственности |
1 965 216 |
3 138 403 |
3 763 013 |
91,5 |
Таблица составлена по материалам: Страховой Дом «ВСК». Финансовая отчетность URL: https://www.vsk.ru/about/today/financial_report/#?top (Дата обращения: 19.09.2019).
Значительные изменения в 2018 году по сравнению с 2016 годом были у добровольного страхования гражданской ответственности. Страховая премия возросла на 2324,5% в категории «за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору».
Так же существенные изменения заметны по страхованию имущества, а именно водного транспорта - 871,9%. Так же можно отметить, что страховая премия как возрастала с каждым годом у большинства категорий, так и уменьшалась.
Это заметно у категорий: «владельцев средств водного транспорта», «за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг», «за причинение вреда третьим лицам».Спектр услуг страховой компании «ВСК» весьма широк. Для большей доступности рассмотрим общие виды страхования, которые предоставляет ВСК своим клиентам.
Рисунок 6
Динамика страховых взносов в САО «ВСК» с 2016 – 2018 гг.
Источник: составлено автором
По представленным данным можно сделать вывод, что с 2016 г. по 2018 г. больше всего страховых премий при добровольном страховании приходится на страхование имущества. Второе место занимает личное страхование и за ним следует страхование гражданской ответственности. Страховая премия возрастает по всем видам страхования на всем анализируемом периоде.
Обязательное имущественное страхование представлено ниже.
Таблица – 11
Структура обязательного имущественного страхования, тыс. руб.
Виды страхования |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Относительные изменения, % 2018/2016гг. |
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
18 164 741 |
20 364 959 |
21 598 992 |
18,9 |
страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте |
651 679 |
361 982 |
332 244 |
-49 |
гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров |
299 133 |
322 216 |
266 685 |
-10,8 |
Итого по обязательному имущественному страхованию |
19 115 553 |
21 049 157 |
22 197 921 |
16,1 |
Таблица составлена по материалам: Страховой Дом «ВСК». Финансовая отчетность URL: https://www.vsk.ru/about/today/financial_report/#?top (Дата обращения: 19.09.2019).
В обязательном страховании происходит уменьшение страховой премии у страхования владельца опасного объекта и страхования ответственности перевозчика. Но благодаря такому страхованию как ОСАГО ситуация меняется и премия по обязательному имущественному страхованию возрастает из года в год.Рассмотрим в 2018 году обязательное имущественное страхования более наглядно.
Рисунок 7
Структура обязательного имущественного страхования в САО «ВСК»
Источник: составлено автором
По данным видно, что больше всего страховых премий приходится на ОСАГО- 97%. Затем следует страхование владельца опасного объекта – 2%, страхование ответственности перевозчика – 1%. Страховой дом ВСК активно развивается. В 2018 году он занял второе место на рынке страхования по сборам НСиБ- 6,8 млрд. руб. Четвертое место занял по сборам КАСКО – 16,8 млрд.руб. и ОСАГО – 21,6 млрд.руб. Шестое место по страхованию имущества физических лиц – 3,4 млрд.руб. и по страхованию имущества юридических лиц – 2,9 млрд.руб. По сборам всех видов страховых услуг компания ВСК заняла восьмое место в 2018 году.
Для того, чтобы лучше разобраться в финансовой ситуации в компании ВСК нужно проанализировать страховые выплаты в ней.
Таблица 12
Структура страховых выплат в САО «ВСК» в разрезе страховых продуктов.
Виды страхования |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Относительные изменения, % 2018/2016гг. |
страхование от несчастных случаев и болезней |
1 314 157 |
1 199 941 |
1 177 503 |
-10,4 |
медицинское страхование |
1 464 264 |
2 208 828 |
2 420 145 |
65,3 |
ИТОГО по личному страхованию (кроме страхования жизни) |
2 778 421 |
3 408 769 |
3 597 648 |
29,5 |
средств наземного транспорта( кроме средств железнодорожного транспорта) |
8 884 236 |
7 828 026 |
8 107 677 |
-8,7 |
средств железнодорожного транспорта |
- |
135 |
- |
- |
средств воздушного транспорта |
356 789 |
154 050 |
328 030 |
-8 |
средств водного транспорта |
156 307 |
192 635 |
5 270 |
-96,6 |
грузов |
110 447 |
120 062 |
389 054 |
252,2 |
сельскохозяйственное страхование |
42 698 |
157 190 |
9 339 |
-78,1 |
прочего имущества юридических лиц и граждан |
1 471 258 |
1 338 592 |
1 488 177 |
1,1 |
ИТОГО по добровольному страхованию имущества |
11 345 874 |
9 790 690 |
10 330 318 |
-8,9 |
владельцев средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта) |
354 929 |
449 065 |
534 347 |
50,5 |
владельцев средств железнодорожного транспорта |
- |
- |
128 |
- |
владельцев средств воздушного транспорта |
1 628 |
3 869 |
- |
- |
владельцев средств водного транспорта |
14 964 |
7 854 |
- |
- |
организаций, эксплуатирующих опасные объекты |
15 |
2 005 |
- |
- |
за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг |
3 836 |
1 596 |
5 848 |
52,4 |
за причинение вреда третьим лицам |
168 752 |
231 208 |
177 630 |
5,3 |
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору |
22 454 |
16 822 |
16 260 |
-27,6 |
ИТОГО по добровольному страхованию гражданской ответственности |
566 578 |
712 419 |
734 213 |
29,6 |
Таблица составлена по материалам: Страховой Дом «ВСК». Финансовая отчетность URL: https://www.vsk.ru/about/today/financial_report/#?top (Дата обращения: 19.09.2019).
Больше всего роста страховых выплат заметно у страхования грузов - 252,2%. Страховые выплаты существенно уменьшились при страховании имущества, а именно средств водного транспорта -96,6%. Больше всего прибыли страховой дом ВСК получил от страхования средств наземного транспорта, так как в рассматриваемом периоде именно на этот вид услуги пришлось больше всего страховой премии, в свою очередь выплаты по данному страхованию значительно снизились за последние 3 года.
Рисунок 8
Структура страховых выплат в САО «ВСК»
Источник: составлено автором
Больше всего выплат приходится на страхование имущества, за ним следует личное страхование и страхование гражданской ответственности. Выплаты увеличиваются у личного страхования и страхования гражданской ответственности.
Для полноты картины следует рассмотреть так же выплаты по обязательному страхованию.
Таблица 13
Выплаты по обязательному страхованию в САО «ВСК»
Виды страхования |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Относительные изменения, % 2018/2016гг. |
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
6 859 389 |
12 838 339 |
14 063 806 |
105 |
страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте |
30 988 |
16 206 |
20 114 |
-35 |
гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров |
106 550 |
58 576 |
99 049 |
-7 |
Итого по обязательному имущественному страхованию |
7 001 221 |
12 914 453 |
14 182 969 |
102,6 |
Таблица составлена по материалам: Страховой Дом «ВСК». Финансовая отчетность URL: https://www.vsk.ru/about/today/financial_report/#?top (Дата обращения: 19.09.2019).
В 2018 году по всем показателям заметен рост по сравнению с предыдущим годом. Объем выплат снижается по страхованию владельца опасного объекта и страхованию ответственности перевозчика на 35% и 7% соответственно. Объем выплат увеличился по ОСАГО в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 105%. Так как именно на этот вид страхования приходится наибольший объем, то и в целом, по обязательному имущественному страхованию происходит повышение выплат. Проанализировав основные страховые продукты Страхового Дома ВСК можно с уверенностью утверждать, что с каждым годом он все больше и больше укрепляет свои позиции на рынке. Активно возрастает не только количество заключенных договоров страхования, но и объем полученных страховых взносов.
Перспектива развития страхования в РФ
3.1 Проблемы страхования и пути их решения
Страховой рынок — сфера формирования спроса и предложения на страховые услуги. Он подразумевает взаимоотношения между страховщиками, в роли которых выступают различные организации, предлагающие свои услуги по страхованию, сострахованию перестрахованию и др., а также юридическими и физическими лицами, которые нуждаются в страховой защите (страхователями).[53]
Функционирующий в РФ страховой рынок представляет собой сложную систему с множеством взаимосвязей между его участниками. Он оказывает немалое влияние на социально-экономическое развитие государства в целом.Известно, что потенциал общественного развития достигается при помощи инвестиционных ресурсов. Консолидации этих ресурсов способствует страховой рынок. [54]Ведь его стабильность является неоспоримым гарантом целенаправленного развития государственной экономики. Но, как и в любой отрасли, в системе страховой деятельности в РФ возникают проблемы, для решения которых порой отсутствуют готовые алгоритмы и механизмы.
Одной из проблем страховой деятельности в РФ является снижение доверия страховщиков к страховым организациям. Данная ситуация имеет место быть из-за высокого уровня рисков низкого качества оказания страховых услуг, вследствие чего повышается убыточность страхового бизнеса в целом. Это ведет за собой сокращение филиалов некоторых крупных страховых организаций, возрастает убыточность в ключевых сегментах рынка страхования, а также выявляется падение показателей рентабельности страховых организаций.[55]
Выделим еще несколько основных проблем:
1. Отрицание того, что страхование может быть стратегическим звеном экономики государства. Вследствие чего страховые услуги теряют не только свою привлекательность, но и становятся невыгодными.
2. Отсутствие инвестиционных инструментов. Так как страховые ресурсы регулируются государством, то отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.
3. Введение обязательных видов страхования.
4. Развитие долгосрочного страхования жизни.
5. Региональное несоответствие и неразвитость инфраструктуры страхового рынка.[56]