Файл: Современная система мотивации государственных гражданских служащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время реформы системы государственного управления продолжаются: увеличивается пенсионный возраст государственных гражданских служащих, активно ведется борьба с коррупцией, перераспределяются полномочия органов государственной власти. Целью проводимых реформ является кардинальное повышение эффективности деятельности государственных гражданских служащих в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается целым комплексом организационных, финансовых, правовых мер. В их числе немалую роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с прохождением государственной службы.

Практика показывает, что глубокое преобразование в общественной жизни невозможно осуществить без значительных изменений в кадровой политике, коренной перестройки кадровой работы. Совершенствование законодательства, регламентирующего служебные отношения государственных гражданских служащих, напрямую связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной службы. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Эффективность государственной службы связана с организацией профессиональной деятельности, качественной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров и научно-методическим обеспечением их функционирования.

В проводимых в настоящее время научных исследованиях по проблемам государственной и муниципальной службы все более четко формируется идея использования инновационных технологий управления системой мотивации в кадровых процессах, в том числе профессиональным развитием.

Однако в науке и управленческой практике еще не выработаны достаточно обоснованные критерии комплексной оценки уровня мотивации государственных гражданских служащих,в кадровой политике отсутствует концептуальная основа современных кадровых технологий профессионального развития и усвоения государственными служащими профессиональных и этических ценностей, норм и правил кадровой культуры.

Таким образом, объектом данного исследования является система мотивации государственных гражданских служащих.Предметом исследования являются материальные и нематериальные стимулы как мотивация государственных гражданских служащих.


Цель работы - дополнить действующий перечень материальных стимулов в системе мотивации государственных гражданских служащих расширенным перечнем нематериальных стимулов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Представить основные теоретические подходы к определению понятия мотивации.
  2. Показать существующую систему мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
  3. Идентифицировать основные недостатки существующей системы мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
  4. Выявить проблемы мотивационного механизма и организации работы с кадрами в МО Владимирский округ.
  5. Выделить общие направления совершенствования механизма мотивации в Министерстве соцзащиты населения и труда МО Владимирский округ и разработать предложения по повышению мотивации служащих МО Владимирский округ.

Глава 1. МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1.1.Современная система мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации

В данном исследовании рассматривается мотивация именно государственных гражданских служащих (не военных или правоохранительных). «Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации».

«Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» [3].


Мотивация труда государственных служащих имеет ряд неизученных вопросов. Основная проблема заключается в том, что государственная служба имеет особенности, из-за которых она отличается от мотивации сотрудников, занятых в коммерческом секторе. Основная цель коммерческих работников - это получение прибыли. Трудовая сфера государственной службы, в свою очередь, имеет некоторые отличительные особенности, которые формируют особые цели государственных служащих.

Во-первых, деятельность госслужащих по своей сути направлена на реализацию общенациональных интересов, на укрепление общественного строя, отношений между государством и народом.

Во-вторых, государственных служащих отличает высокая степень ответственности за принимаемые решения, так как их последствия прямо отражаются на населении.

В-третьих, деятельность государственных служащих жестко регламентирована [17].

Таким образом, становится очевидно, что уже на этапе формирования целей государственные служащие отличаются от коммерческих работников. Кроме того, сама служба в государственных органах отличается от работы в коммерческой фирме. В первую очередь, ее отличают принципы, на которых основывается прохождение государственной гражданской службы. Это принципы законности, демократизма, профессионализма и социально-правовая защищенность служащих.

Мотивация государственных гражданских служащих - сложная и комплексная система, которой до сих пор не дано четкое определение. Однако, основываясь на нормативно-правовой базе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что существующая система мотивации состоит из следующих элементов, которые оказывают непосредственное влияние на мотивацию государственных служащих: оплата труда, продвижение по службе и карьерный рост, государственные гарантии, ротация [22].

Данные элементы системы не поддаются какому-либо изменению, в первую очередь из-за того, что все они исходят из правового положения государственного служащего. Правовое положение государственного служащего, в свою очередь, тоже включает в себя несколько элементов: права, обязанности, запреты, ограничения, требования, ответственность, гарантии.

Особое место в мотивации государственного служащего занимает его социально-правовой статус, который определяет меры должного, а главное, возможного поведения государственного служащего. Данный статус может удовлетворить внутреннюю мотивацию государственного служащего, а именно, потребность в уважении, в признании и т.д. Известно, что существует несколько классификаций мотивации, и одна из них - это разделение на внутреннюю, которая возникает внутри самого человека, и внешнюю, которая обусловлена внешними факторами. Здесь важным моментом является то, что на основе внутренней мотивации люди могут подходить к выполнению своих обязанностей более ответственно и добросовестно, соответственно, достигать поставленных целей и задач быстрее и качественнее.


Отсюда можно сделать вывод, что социально-правовой статус государственных служащих является сильным мотивирующим фактором, который оказывается гораздо важнее непосредственной оплаты труда.

Оплата труда государственного гражданского служащего - это материальное обеспечение его деятельности.

Также важное место в системе мотивации государственного служащего занимает его продвижение по служебной лестнице. Государственный служащий не стоит на месте, его положение динамично. Прохождение государственной службы включает в себя следующие элементы: назначение на должность, присвоение чинов, званий, прохождение аттестации, сдача экзаменов, поощрение, ответственность и прекращение государственной службы [38].

В современной системе мотивации государственных служащих необходимо осветить такой элемент, как аттестация госслужащих, которая проводится для того, чтобы определить, соответствует ли гражданский служащий должности, которую он замещает, а также для поддержания эффективности государственной гражданской службы.

Кроме того, целью аттестации является формирование кадрового состава государственной службы, повышение профессионального уровня, решение вопросов о замещении должностей и об оплате труда.

Одним из отличительных мотивирующих факторов для государственного служащего являются государственные гарантии, которые не только являются эффективной мотивацией, но и создают благоприятную окружающую обстановку для работы. Данный фактор для госслужащих является особым, так как он создает условия социальной защищенности для них, стабильность профессионального кадрового состава.

Несомненно, предоставление возможности получать дополнительное образование является одним из способов стимулирования. В случае государственных гражданских служащих в Российской Федерации это является также своего рода поощрением. Во-первых, для того чтобы направить гражданского служащего на дополнительное обучение, необходимы определенные основания:

  1. Назначение гражданского служащего на иную должность.
  2. Включение гражданского служащего в кадровый резерв.
  3. По результатам аттестации и по решению аттестационной комиссии.

К особым элементами мотивации государственных служащих следует отнести ротацию. Ротация государственных служащих проводится в целях повышения эффективности их службы, а также для борьбы с коррупцией.

Ротация осуществляется путем назначения государственных служащих на другие должности в том же или ином государственном органе. Служащие могут замещать иную должность в порядке ротации сроком от 3 до 5 лет. Перемещение на различные должности - это возможность для государственных служащих увеличить уровень профессионализма, пополнить свои знания, совершенствовать навыки коммуникации. Все это повышает заинтересованность работника в более эффективном выполнении поставленных задач и своих должностных обязанностей.


Госслужащий может не соглашаться на замещение должности в порядке ротации по следующим причинам: наличие заболевания, при котором замещение предлагаемой должности противопоказано по состоянию здоровья, невозможность проживания госслужащего и его родственников на новом месте в соответствии с медицинскими показаниями. При отказе от предлагаемой должности государственному служащему до истечения срока действия срочного контракта должна быть предложена иная вакантная должность.

Необходимо выделить отдельные элементы в современной мотивации государственных гражданских служащих - поощрение и награждение. Данные элементы занимают особое место, так как могут иметь как материальный, так и нематериальный характер.

Необходимо учитывать тот факт, что система мотивации состоит не только из положительных стимулов, но и отрицательных, к которым относятся: запреты, ограничения, наказание и ответственность.

Ответственность государственных гражданских служащих занимает особое место в системе мотивации, так как последствия деятельности госслужащих прямо отражаются на населении, от них зависит удовлетворение интересов граждан, а, следовательно, и укрепление государственного и общественного строя.

1.2.Основные проблемы существующей системы мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации

Проанализировав существующую систему мотивации госслужащих на основе законодательной базы, а также зарубежного опыта, можно сделать вывод, что ей присущи значительные недостатки, которые могут оказывать негативное влияние на деятельность государственных служащих, а зачастую и демотивирующее воздействие.

Что касается денежного содержания государственных гражданских служащих, то оно постоянно подвергается изменениям. Например, в 2014 году был принят Указ Президента РФ № 742, на основании которого для 15 государственных должностей устанавливался новый размер денежного содержания, по сравнению с предыдущими годами оно значительно увеличилось, тем же указом в сентябре 2014 года размер денежного содержания должен был снова увеличиться. В 2017 году из-за экономического кризиса был принят ряд мер по уменьшению содержания государственного аппарата, данные меры непосредственно коснулись оплаты труда чиновников.