Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Проблемы прямого налогообложения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги как экономическая категория
1.3 Процедура взимания прямых налогов
Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.3 Оценка налоговых поступлений
Глава 3. Пути улучшения прямого налогообложения
2 Некумулятивный.
Предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.
Таким образом, существуют следующие способы налогов:
1 Кадастровый.
2 Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода.
3 Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).
4 В процессе потребления и использования имущества.
Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина. В региональный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. В местные бюджеты зачисляются: налог на имущество физических лиц, земельный налог [25].
Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. К примеру, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. Кроме этого, полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ [18, с .161].
При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны (т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему) необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.
Исследуем динамику поступления налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1
Таблица 1
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд .руб.)
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение, % |
||||
Виды доходов |
2014 |
2015 |
2016 |
2015/2014 |
2016/2014 |
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
14788,39 |
16562,92 |
27,48 |
42,78 |
Налог на прибыль организаций |
1774,57 |
2270,54 |
2355,70 |
27,95 |
32,7 |
Налог на доходы физических лиц |
1790,50 |
1995,81 |
2261,48 |
11,47 |
26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406,31 |
2042,55 |
2459,40 |
33,45 |
74,9 |
Общие доходы в периоде с 2014 по 2016 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления увеличились на 581,13 млрд. руб. или на 32,7%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9% [23, с .19].
Таким образом, налоговых доходов в периоде с 2014 по 2016 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7% и 74,9% соответственно, плательщиков.
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
Темпы роста налоговых поступлений за период 2014-2016 гг. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2014 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2016 году уже составляет 60,8% от общей суммы поступлений (таблица 2).
Таблица 2
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)
Налоги |
2014 |
Удельный вес, % |
2015 |
Удельный вес, % |
2016 |
Удельный вес, % |
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
100 |
14788,39 |
100 |
16562,92 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
1774,57 |
17,3 |
2270,54 |
16,35 |
2355,70 |
15,22 |
Налог на доходы физических лиц |
1790,50 |
14,7 |
1995,81 |
11,4 |
2261,48 |
13,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406,31 |
12,12 |
2042,55 |
13,8 |
2459,40 |
14,8 |
В общей структуре налоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физ. лиц - на 1,6%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 1,68%. В общей структуре налоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 1,13%, а удельный вес налога на доходы физ. Лиц увеличился на 1,7%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1%.
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице 3
Таблица 3
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб.
Налоги |
2014 |
Удельный вес, % |
2015 |
Удельный вес, % |
2016 |
Удельный вес, % |
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
100 |
14788,39 |
100 |
16562,92 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
1774,57 |
17,3 |
2270,54 |
16,35 |
2355,70 |
15,22 |
Налог на доходы физических лиц |
1790,50 |
14,7 |
1995,81 |
11,4 |
2261,48 |
13,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406,31 |
12,12 |
2042,55 |
13,8 |
2459,40 |
14,8 |
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых - 40,4% и налог на прибыль организаций - 19,2%, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2% и 1,8% соответственно.
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги |
2014 |
удельный вес, % |
2015 |
удельный вес, % |
2016 |
удельный вес, % |
Налоговые поступления всего, в том числе |
366520 |
100 |
421134 |
100 |
491786 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
78802 |
21,5 |
87596 |
20,8 |
94423 |
19,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
130481 |
35,6 |
160873 |
38,2 |
198682 |
40,0 |
Налог на доходы физических лиц |
12828 |
3,5 |
8844 |
2,1 |
8852 |
1,8 |
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3%, налог на доходы физических лиц - 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов.
Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. лиц - на 5,7% и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6%
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7%. (таблица 5).
Таблица 5
Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги |
2014 |
удельный вес, % |
2015 |
удельный вес, % |
2016 |
удельный вес, % |
Налоговые поступления всего, в том числе |
410571 |
100 |
558357 |
100 |
692358 |
100 |
НДФЛ |
231562 |
56,4 |
333897 |
62,1 |
429954 |
59,8 |
Налог на прибыль организаций |
54195 |
13,2 |
70353 |
12,6 |
81006 |
11,7 |
НДПИ |
27919 |
6,8 |
42993 |
7,7 |
62312 |
9,0 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых.
Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2016 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2015 и 2014 гг. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2014 - 2016 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [23, с. 15].
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
2.3 Оценка налоговых поступлений
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6
Таблица 6
Доля НДФЛ в налоговых доходах, %
Виды доходов |
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
205/2014 |
2016/2015 |
|
Консолидированный бюджет Р |
38,1 |
39 |
41,9 |
2,4 |
7,4 |
Местные бюджеты |
68,3 |
70,3 |
69,9 |
2,9 |
-6,0 |
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2015 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2015.
Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов возможных проверок, связанных ценообразованием внутри страны.
Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%.
Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, убыточные в отсутствие КГН «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.