Файл: Профессионально- личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Профессионально-личностная деформация субъектов труда – одна из наиболее актуальных и дискутируемых тем в психологии и педагогике. В настоящее время проблема влияния профессии на личность недостаточно изучена и является актуальной в связи с появлением на рынке труда новых профессий.

Под профессией обычно понимают систему проф.задач, форм и видов профессиональной деятельности, а также профессиональных особенностей личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата. С точки зрения субъекта труда, профессия – деятельность, посредством которой человек, обладающий данной профессией, учувствует в жизни общества. Профессия также служит главным источником материальных средств к существованию [4].

Любая профессиональная деятельность оказывает влияние на профессионала, вносит свои изменения в его поведение, манеру общения и пр.Комплекс психотравмирующих факторов есть в каждой профессии. Как показывают исследования, среди профессий, наиболее подверженных профессиональной деформации являются профессии «человек-человек»: педагоги, врачи, руководители, сотрудники внутренних дел, психологи и т.д.

Под профессионально-личностным выгоранием обычно понимают комплекс устойчивых негативных изменений личности работника, возникающих вследствие профессиональной деятельности/

Целью данной работы является изучение особенностей профессионально-личностной деформации.

Задачи:

-анализ литературы по проблеме профессионально-личностной деформации;

-изучение особенностей профессиональной деформации профессий «человек-человек»;

- знакомство с методами профилактики профессионально-личностной деформации.

Глава 1. Субъект труда

Профессионально-личностной деформации подвержены люди, выполняющие определенную профессиональную деятельность, являющиеся субъектом труда.

Субъект труда – человек, умеющий активно действовать в профессиональной деятельности, обладающий волей и умеющий преобразовывать и направлять свою деятельность (и деятельность подчиненных в случае необходимости) в направлении к достижении цели деятельности. Субъектом труда может быть не только отдельный человек, но и группа людей, чаще всего это профессиональная группа людей, объединенная решением одной общей задачи.


Понятие «субъект труда» отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования действительности.

Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо иметь удовлетворенность собственным трудом, достигать высокого уровня развития профессиональных способностей и других профессионально-важных качеств. Субъекту труда важно адекватно и объективно отражать объект труда, а также адекватно усваивать общественно выработанные способы поведения. Субъект труда должен иметь систему саморегуляции и пользоваться ею. Субъект труда должен постоянно развивать систему собственной самооценки и чувство самоутверждения, самоуважения [2,3,5].

Виды профессиональной деформации

Проблемы профессиональной деятельности субъектов труда, их профессионального развития, а также профессионально-личностной дефомации подобно освящены в трудах отечественных и зарубежных исследователей: К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Э.Берна, Ю.М.Забродин, О.А.Конопкин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов А.К.Маркова, Г.Мюнстенберг, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков Ф.Парсонсон, Г.Рис, Д.Сьюпер, Д.Тидеман, Х.Томэ, Д.Холланд и др.

Попытки классификации основных признаков профессиональной деформации принимались неоднократно. В настоящее время во многих исследованиях показано, что виды профессиональной деформации во многом обусловлены той профессией, которую выполняет человек.

Возникновению профессиональной деформации обычно предшествуют специфика работы, социальные стрессы, конкуренция, социально-экономическая нестабильность и др. Все это приводит к профессиональной деформации, снижению эффективности работы, снижению концентрации внимания[2,3].

По мнению Безносова С.П. [4], профессиональная деформация личности является объективным явлением, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только с помощью непрофессиональных факторов, к которым относятся социализация, восприятие и пр.

Среди признаков синдрома профессионального выгорания выделяют следующие:

- синдром психофизиологического истощения и психосоматических нарушений: чувство усталости, бессонница, апатия и пониженный фон настроения.

- раздражительность и нарастающая конфликтность.

-синдром редукции профессиональных достижений: неудовлетворенность работой, равнодушие к работе и людям, нежелание идти на работу, увеличение конфликтов, сомнение в эффективности деятельности, желание поменять работу.


-синдром деперсонализации: нарастание конфликтности или деструктивного поведения, повышение критичности или цинизма к людям, ощущение бессмысленности происходящего.

Среди признаков профессионально-личностной деформации обычно выделяют следующие[3,7,10]:

1. Отрицательное изменение, возникшее под влиянием профессиональной деятельности. По нашему мнению, данный признак является основополагающим в изучаемом явлении. Рассматривая его как фактор негативного изменения, можно сделать вывод, что его возникновение и дальнейшее развитие осуществляется только под влиянием профессиональной деятельности.

2. Динамичность явления. Основанием для выделения данного критерия является тот факт, что личность претерпевает изменения не сразу, а в процессе влияния на нее профессиональной деятельности. Если на первых этапах деформации легко предотвращать негативные глубинные последствия, то позднее это делать становится труднее. Выделение данного критерия позволяет нам говорить об изучаемом явлении как о динамическом процессе, который можно выявить и изучить в динамике.

3. Профессиональные стереотипы действий. Профессиональные стереотипы и установки, по мнению Р.М. Грановской и В.Ф. Петренко, представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках [10]. Упроченные установки в профессиональной деятельности могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение не замечается. В момент, когда специалист начинает подходить к решению профессиональных задач в упрощенном виде, считая, что наличный уровень профессионального опыта может обеспечить успешность в деятельности, – проявляется отрицательное влияние стереотипов. В результате этого образуется инерционное звено, которое затрудняет усваиваемость новых подходов и методов профессиональной деятельности, так как потребность в них осознается недостаточно. Таким образом, закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению профессионального уровня[8,9].

4. Негативные изменения целостности личности. Данный критерий тесно связан с нарушениями, проявляющимися в мотивационной, познавательной, эмоциональной сфере личности, а также на уровне ее характерологических качеств. По мнению В.Е. Орла, профессиональная деформация мотивационной сферы проявляется в чрезмерной увлеченности какой-либо конкретной стороной профессиональной деятельности при снижении интереса к другим сферам. Происходит гиперболизация ее значимости [8].


Профессиональная деформация познавательной сферы обусловлена стереотипизацией познавательных действий, что выражается в упрощенном подходе к решению проблем, неадекватном восприятии инноваций, а также людей, с которыми приходится взаимодействовать, включая коллег. При этом наблюдается сужение объема воспринимаемой и запоминаемой информации до уровня, который специалист привык считать важным. При деформации личностных особенностей под влиянием той или иной профессии затрудняется взаимодействие человека в непрофессиональной деятельности. Определенные черты характера или темперамента акцентируются, что может приводить к полной или частичной перестройке структуры личности профессионала[1,5,9].

Таким образом, следствием всех деформаций является психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

В литературе отмечается, (С.П.Безносов, А.К.Маркова, Б.Д.Новиков) отмечается, что профессиональная деформация развивается постепенно, может иметь временный характер и разную степень выраженности.

Как отмечают исследователи, профессиональная деформация негативно сказывается на профессиональном саморазвитии субъекта труда.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника[2,4,7и др.]:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [4].

Симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями [4,10].

В ряде исследований выделены группа риска – специалисты профессий, наиболее часто подверженные профессионально-личностной деформации. Рассмотрим их [6].

Первая группа

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Это:
• руководители
• менеджерыпо продажам, медицинские работники
• социальные работники
• консультанты
• преподаватели и т.п.

Вторая группа

Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Третья группа

Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.

Четвертая группа

Это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Пятая группа

Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. Также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.

Личностная деформация