Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Проблемы прямого налогообложения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги как экономическая категория
1.3 Процедура взимания прямых налогов
Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.3 Оценка налоговых поступлений
Глава 3. Пути улучшения прямого налогообложения
ВВЕДЕНИЕ
Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.
Налоговые отношения, их природа и характер, функционирования являются предметом исследования ученых-экономистов всех времен, так как именно в налоговых отношениях заложены возможности государственного регулирования экономики.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Объект курсовой работы: прямые налоги.
Предмет курсовой работы: система взимания прямых налогов в Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в изучении прямых налогов и их места в налоговой системе РФ
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прямые налоги как экономическую категорию;
- рассмотреть виды прямых налогов;
- обозначить процедуру взимания прямых налогов;
- проанализировать состояние прямых налогов в Российской Федерации;
- выявить проблемы прямого налогообложения в РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Е.Ю. Бабенко, А.Ю. Беликова, О.Н. Горбуновой, А.3 Дадашева, Г.М. Колпаковой, В.А. Парыгиной, П.Г. Смирнова и др.
Научная новизна: разработка авторских схем, отражающих роль прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке новых предложений по решению проблем взимания прям налогов в Российской Федерации.
При выполнении курсовой работы были использованы такие методы как статистический, аналитический, математический, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги как экономическая категория
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг) [1, с.49].
Как утверждает Е.Ю. Бабенко, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом [2, с.64].
По мнению В.В. Глущенко прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые, в производстве ресурсы, доход.
При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений [5, с.35].
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и на уровень дохода, ни стоимость налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
Как утверждает П.П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям [7, с.59].
Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.
Согласно О.Ю. Мамедову основные налогообложения состоят в следующем [12, с.97].
Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет. Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, потребления, деловой активности и т. д.) (рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества прямого налогообложения
Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы [11, с. 105].
Такой принцип считается наиболее справедливым.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1 Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Контрольные – контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от налогов из-за коммерческой тайны.
4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки.
Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.
Также к недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение налоговых ставок [12, с.97].
Таким образом, прямые налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги - это продукт демократического экономики.
1.2 Виды прямых налогов
Применение управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной правовой формы предприятия.
Выделяют две категории прямых налогов:
- налоги на доходы;
- налоги на источники доходов.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные (рисунок 2).
Рисунок 2. Виды прямых налогов
Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что
Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика.
Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам [5, с. 117].
Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д.
Таким образом, прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый - так называемые «личные» сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, индивидуальных денежных показателей. Второй основной тип сборов, которые к прямым налогам относятся - это «реальные» платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности - земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д.
1.3 Процедура взимания прямых налогов
В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались, либо одним государством, либо одними местными органами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению.
Рассмотрим способы взимания прямых налогов (рисунок 3).
Рисунок 3. Способы взимания прямых налогов
Кадастровый способ предполагает использование кадастра. Кадастр: 1) Список лиц, подлежащих обложению налогом (подоходным, земельным, имущественным и пр.); 2) систематизированный свод или реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, строений, промыслов), используемых для исчисления соответствующих прямых налогов. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.
Изъятие налога у источника означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, т.к. налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Пример - подоходный налог с физических лиц.
Следующий способ взимания налогов предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства. В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Если доход только по месту основной работы, то декларации не надо [11, с.35].
В процессе потребления или использования имущества уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно регулятивный характер (налог с владельцев автотранспортных средств и пр.).
Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению фактической суммы налога с субъекта налога на основе налогооблагаемой базы.
Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возложена на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).
Методы исчисления налогов [6, с.18]:
1 Кумулятивный (накопительный).
Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом с общей суммы дохода и налоговых льгот, рассчитанной также с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога.