Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Проблемы прямого налогообложения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги как экономическая категория
1.3 Процедура взимания прямых налогов
Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.3 Оценка налоговых поступлений
Глава 3. Пути улучшения прямого налогообложения
На современном этапе развития налог на добычу полезных ископаемых является одним из прибыльных для России, поэтому необходимо грамотно планировать изменения ставок по нему, так как при неправильном раскладе убытки могут понести не только компании, уплачивающие его, но и само государство.
Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ (таблица 7).
Таблица 7
Доля НДПИ в налоговых доходах, %
Виды доходов |
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
205/2014 |
2016/2015 |
|
Консолидированный бюджет Р |
0,70 |
0,67 |
0,70 |
-0,03 |
0,03 |
Местные бюджеты |
44,9 |
35,8 |
36,8 |
-9,1 |
1- |
Анализ консолидированного и федерального бюджета субъектов РФ по итогам 2014 - 2016 годов показывает, что поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2014 года они были централизованы в федеральный бюджет. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за последние два года стабильны.
В 2014 году НДПИ обеспечил 45% всех налоговых доходов федерального бюджета. За последние два года наблюдается тенденция к снижению роста поступления этого налога в федеральный бюджет.
В 2016 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей, из них 25,1% составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7% - налог на доходы физических лиц и 0,4% - налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 8.
Таблица 8
Структура задолженности по прямым налогам за 2016 год
Задолженность |
Из нее |
|||||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Недоимка |
Урегулированная задолженность |
|||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
|||
Всего |
77,3 |
100 |
405,3 |
100 |
365 |
100 |
В том числе: налог на прибыль организаций |
165,6 |
25,1 |
64,1 |
15,8 |
100,5 |
27,5 |
НДФЛ |
5,4 |
0,7 |
2,9 |
0,7 |
2,5 |
0,7 |
НДПИ |
3,7 |
0,4 |
1,9 |
0,5 |
1,7 |
0,5 |
Таким образом можно отметить, что консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2015 г. поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации снизились на 65,1 млрд руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%.
Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2013 года они были централизованы в федеральный бюджет. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджет субъектов РФ за последние два года стабильны.
Глава 3. Пути улучшения прямого налогообложения
3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ
Проанализировав состояния прямых налогов в Российской Федерации можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2016 г. составила 226,3 млрд. рублей (29,4% от общей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. По моему мнению, необходимо выбрать правильные и сформулированные направления которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.
Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы. Так недоимка по налогу на прибыль составила 64,1 млрд. рублей (28,3%). К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и. т. д.
Недоимка по НДПИ составила 1,9 млрд. рублей или 0,8%. Основными недостатками налога являются:
- Преобладание фискальной направленности полезных ископаемых;
- отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений);
- отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных работ;
- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.
Недоимка по НДФЛ составила 2,9 млрд. рублей или 1,3%.
Недостатками налога на доходы физ. лиц являются:
- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;
- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);
- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.
3.2 Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения
Для решения вышеуказанных проблем, можно рассмотреть основные направления налоговой политики, помимо решения задач бюджетного планирования основные направления налоговой позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности ведения экономической деятельности на территории Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, разрабатываются в соответствии с предусмотренными положениями.
Такой порядок приводит к увеличению прозрачности прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В перспективе на 2018 год приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В то же время необходимо сохранить неизменность экономики, в оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной.
Консолидированный бюджет РФ регулирует многие аспекты жизни государства. В общем можно сказать, что с ним связаны многие процессы, которые происходят внутри государства [23, с.27].
Устойчивость всех каналов бюджетного финансирования, построение гармоничной системы бюджетных отношении на всей территории Российской Федерации является важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства. В реализации этой задачи особое место занимает консолидированный бюджет РФ.
Основным направлением совершенствования налогового законодательства является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени, обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод: прямые налоги необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.
Современные налоги - это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
Проанализировав систему налогообложения прямыми налогами можно наблюдать следующее:
Общие доходы в периоде с 2014 по 2016 года имеют положительную тенденцию роста, стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2016 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2015 и 2014 гг. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2014 - 2016 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу.
Нами был выявлен ряд проблем исследуемых прямых налогов:
отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Для решения данной проблемы необходимо:
- упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.
- изменить порядок восстановления амортизационной премии.
- исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;
Налога на добычу полезных ископаемых:
- преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;
- отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений;
- отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных работ;
- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.
Для решения необходимо упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки
НДФЛ:
- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;
- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);
- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации.
Для решения данной проблемы необходимо ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения неоднозначного и расширительного толкования; освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бюджетный кодекс российской федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. - №1 (часть I). - Ст.26.
- Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ [Текст] / К.Арыстанбеков // Экономист. - 2015 -№ 8. - С.11-12.
- Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России [Текст] / Бабенко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2013 - 562 с.
- Беликов А.Ю. Бюджетная система России [Текст] / А.Ю. Беликов. - М: Омега-JI, 2013 - 592 с.
- Виленский А. Концепции значимости государства: декларации и реалии [Текст] / А. Виленский // Экономист. - 2015 - №4. - С.22-26.
- Виссарионов А. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования / А. Виссарионов, И. Федорова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2016 - № 1. - С. 11-15.
- Волошин А.Ю. Финансы [Текст] / А.Ю. Волошин. - М.: Омега-Л, 2013 .-560 с.
- Глущенко В.В. Финансы [Текст] / В.В. Глущенко. - М: ИНФРА-М, 2013.-416 с.
- Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов России [Текст] / О.Н. Горбунова. - М.: ТетраСистемс, 2014 - 112 с.
- Грушевский П.П. Бюджетная система [Текст] / П.П. Грушевский. – М.: Омега-Л, 2013 - 854 с.
- Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Грозовский Б. // Ведомости. - 2015 - №5. - С.8-12.
- Дибров П.Ю. Залог благополучия страны [Текст] / П.Ю. Дибров // Финансы. - 2015 - №4. - С .7-11.
- Дадашев А.3. Финансовая система России [Текст] / А.3 Дадашев. - М.: ИНФРА-М, 2014 .-380 с.
- Ковтун Г.Д. Бюджетная система современной России [Текст] / Г.Д. Ковтун. – М.: Экономика, 2013 - 475 с.
- Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] / Г.М. Колпакова. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 492 с.
- Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст] / О.Ю. Мамедов. - Ростов-на-Дону: 2014 - 500 с.
- Матовников М.Ю. Финансы [Текст] / М.Ю. Матовников. - М.: Экономика, 2013 - 560 с.
- Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / A.С. Нешитой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 159.
- Парыгина В.А. Бюджетная система РФ [Текст] / В.А. Парыгин // Ростов-на-Дону: 2014.-713 с.
- Смирнов П.Г. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / П.Г. Смирнов. - М.: Экономика, 2013 - 740 с.
- Улюкаев А.В. Финансы [Текст] / А.В. Улюкаев. - М.: Экономика, 2013 .-600 с.
- Фоменко Д.И. Бюджетная система РФ [Текст] / Д.И Фоменко. - М.: ЮНИТИ, 2014 .-522 с.
- Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы [Текст] B.Б. Христенко. - М.: Дело, 2014 - 600 с.