Файл: Современная семья в системе воспитания (Популярные системы воспитания детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первым этапом работы является просвещение. Родительские собрания – одна из эффективных форм взаимодействия с семьей, здесь обсуждаются планы и задачи на учебный год и анализируются результаты данной работы.

Какие же вопросы могут быть интересны родителям с точки зрения воспитания здорового образа жизни детей?

Ребенок и его здоровье.

Особенности интеллектуального и физического развития ребенка.

Режим дня школьника.

Семья, ее роль жизни человека.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Питание – ведущий фактор здоровья.

Следующим этапом может стать совместный физкультурный досуг, который позволяет приобщить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей и педагогов.

В основе взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создания необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье растет здоровый, любящий спорт человек (см. Приложение 2).

Спортивные мероприятия и общешкольные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физической культурой.

В школе необходимо проводить в начале учебного года спортивный праздник на стадионе школы. Положительным моментом является то, что он проходит на улице и родители могут посмотреть и «поболеть» за своих детей.

Совместные спортивные мероприятия сближают детей и педагогов с родителями, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

2.3. Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.


Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах [9; С.410].

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Занятия в классе проводятся два раза в месяц .Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

1. Профилактика вредных привычек.

2.Расширение кругозора школьников в области культуры здоровья.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Рисунок 2. Участники программы

Реализация программы:

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;


– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и т.д.) в рамках программы;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

– проведение физминуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.

Рисунок 3. Работа с родителями

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Таблица 1.

Программа формирования ЗОЖ младших школьников

Месяц

Внеклассная воспитательная работа.

Внешкольные мероприятия.

Работа с родителями

Работа психологической и медицинской службы

Сентябрь

Тема «Наше здоровье».

1.Кл. час «Наше здоровье»

2.Игра «Что? Зачем? Как?

1. Индивидуальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Беседы.

4.Тренинги.

5. Консультации.

Октябрь

Тема «Как сохранить здоровье»

1.Практикум «Чувства и поступки»

2.Что такое эмоции - диспут

Акция «За нами будущее»

Кл. собрание «Мой ребёнок становиться трудным»

Ноябрь

Тема « Моё решение»

1.Принимаю решение - беседа

2.Час диспута «Учимся думать и действовать!

Декабрь

Тема «Мы – одна семья!

1.Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули»

2.КВН «Наше здоровье»

Январь

Тема «вредные привычки»

1.Беседа «Умей сказать «Нет»»

2.Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Спортивные соревнования

Практикум для родителей «Школа здоровья»

Февраль

Тема «Злой волшебник – алкоголь»

1.Алкоголь-ошибка (беседа)

2.Презентация «Злой волшебник Алкоголь»

Конкурс рисунков и газет «Молодежь против наркотиков»

Март

Тема «Злой волшебник-табак»

1.Что мы знаем о курении

2.Презентация «Злой волшебник Никотин»

Апрель

Тема «Злой волшебник - наркотик»

1.Наркотик-тренинг безопасного поведения

2.Презентация «Злой волшебник Наркотик»

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»

Лекция-

презентация

«Здоровье сберегающие технологии в воспитании младших школьников»

Май

Тема «Чистота и здоровье»

1.День здоровья

2.Урок-КВН « Будьте здоровы!»


Таким образом, главную роль в воспитании ребенка играет воспитательная сила семьи, родительский пример. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Главные задачи в семье должны быть следующие:

- настрой на здоровый образ жизни;

- достаточная двигательная активность;

- умение регулировать свое психическое состояние;

- правильное питание;

- четкий режим дня;

- отказ от вредных привычек в семье;

- выполнение гигиенических требований;

- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Хочется констатировать, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни  (Зарядка по утру: детей заставляем делать, а сами?)

Одной из важных задач семьи должно быть активное участие в занятиях физкультуры.

Здоровый образ жизни включает в себя несколько составляющих. Если человек хочет следовать такому образу жизни, он отказывается от вредных привычек. То есть не курит, не принимает наркотики, не пьет алкоголя.

Еще такой человек специально гуляет на свежем воздухе, регулярно проветривает квартиру, делает зарядку или пробежку по утрам, занимается каким-нибудь видом спорта. Так он поддерживает свое тело в хорошей спортивной форме [10; С.420].

Еще один фактор здорового образ жизни – это здоровое питание. Люди, которые его практикуют, соблюдают режим приема пищи, стараются есть только натуральные продукты. Они как можно меньше едят фаст-фуда, продуктов с красителями и консервантами. У них на столе много свежих овощей и фруктов. Чтобы не вредить организму, такие люди ограничивают себя в жирной, жареной, копченой пище. Ведь вкусная еда не означает, что она полезна.

Люди, которые борются за здоровый образ жизни, стараются жить так, чтобы было поменьше стрессов. Они учатся не волноваться по пустякам.
Сегодня в обществе все больше людей борются за здоровый образ жизни. Они не курят, занимаются физкультурой, не едят вредных продуктов. Их главная цель – сберечь здоровье, чтобы вести активную жизнь и дольше прожить. Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.                    

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия [3; С.12].


Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрeпшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здoровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Заключение

Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конферeнции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сoхранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Наше исследование мы проводили в СОШ №289. Согласно цели и задач нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:

- строгое соблюдение режима дня;

- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;

- проведение витаминной профилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;