Файл: Современная семья в системе воспитания (Популярные системы воспитания детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.

Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.

Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные, художественные способности), а так же индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) - ее уклада, стиля отношений и духовной культуры-имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.  

Глава 2. Влияние семейного воспитания на здоровый образ жизни школьника


2.1. Исследование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

Цель исследования - выявить особенности влияния социальных функций семьи на формирование здорового образа жизни детей.

Для реализации сформулированной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть изменение социальных функций в период реформирования общества.

- определить социальные функции семьи и их влияние на формирование ценностных ориентации учащейся молодежи на здоровый образ жизни;

- разработать методику исследования социальных функций семьи и их влияния на формирование здорового образа жизни учащейся молодежи;

- выявить взаимное влияние факторов и тенденций развития семьи на формирование здорового образа жизни учащейся молодежи;

- предложить наиболее эффективные пути формирования ценностей здорового образа жизни учащейся молодежи;

Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Предметом исследования является способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Целью нашего исследования является обоснование мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

- проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;

- определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;

- разработать мероприятия по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:

Родители своей деятельностью способствуют формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

- педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;


- анализ анкет с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ;

- метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.

База исследования: 3а класс СОШ №289

Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».

Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ мы предложили им анкету «Я и мое здоровье» [5; С.181] (см. Приложение 1).

В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая диаграмма.

Диаграмма 1.

Результаты исследования отношения учащихся к своему здоровью

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Так, в исследуемом классе учащиеся (только 35 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также есть такие учащиеся, которые совсем не делают зарядку по утрам. Это говорит о том, что большинство учащихся класса не прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют отрицательные результаты: 58 % учащихся беспокоят часто болезни, у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся имеют пропуски занятий по болезням.

65 % детей чувствуют после уроков усталость и лишь 27 % устают иногда.

Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету-тест «Расти здоровым».

В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получилась следующая диаграмма.

Диаграмма 2.

Результаты выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса

Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса.


Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся.

Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся исследуемого класса.

Таким образом, необходима валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе для улучшения общего состояния здоровья детей.

Осознание детьми ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ.

2.2. Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового школьника

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром».

С кaждым днем мы все больше и больше превращаемся в сидячую нацию. Всё,  от лифтов до компьютеров, сдeлало нашу жизнь физически легкой. К несчастью, это привело к знaчительному снижению физической активности.

Совокупность этих всех факторов oтрицательно скaзывается на здоровье. Движение - жизнь. Спopт - это одна из главных составляющих здорового образа жизни. Иными словами там, где двигательный аппарат находится в малой активности, задерживaeтся и общее развитие высшей нервной деятельности. Особенно это актуально для детей.

Охpана и укрепление здоровья, совeршенствoвание функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются нeoтъемлемой частью педагогической работы.

Современное общество, стремительные темпы его развития, информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и yкрепления здоровья. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители в силу сложившихся экономических причин занятыe работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой, не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль образовательного учреждения как ведущего звена в оpганизации учебной и воспитательной работы с детьми [20; С.45].


Сотрудничество педагогов и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника образовательного процесса, анализ и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Однако существует ряд факторов, отрицательно влияющих на данную работу. Прежде всего – несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к школе и представлений педагогов (классных руководителей) о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства [13; С.76].

Совместная работа с семьей в рамках здоровьесбeрежения должна строиться на следующих основных положениях:

Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только учителям, но и родителям (когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания).

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода обучения ребенка в школе.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в образовательном учреждении.

В сoответствии с этими основными положениями система работы школы с семьей включает следующие направления работы:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования (состоит из консультаций, устных журналов и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т. д.);

- вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу и лечебно-профилактические мероприятия шкoлы совместно с их детьми (т.е. «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе).

Рисунок 1. Модель взаимодействия службы здоровья с участниками образовательного процесса [8; С.152]