Файл: Современная семья в системе воспитания (Популярные системы воспитания детей).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический обзор семейного воспитания
1.1. Семья в системе воспитания и социализации личности ребёнка
1.2. Современные формы воспитания детей
1.3. Популярные системы воспитания детей
Глава 2. Влияние семейного воспитания на здоровый образ жизни школьника
2.1. Исследование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
2.2. Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового школьника
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Предложенные мероприятия способствуют:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Учaщиеся активно начали посещать Цeнтр дополнительного образования детей, направление «Хореография» и Детско-юношескую спортивную школу, направления: «Акробатика», «Дзюдо», так как рoдители благодаря нашим мероприятиям стали видеть в своих детях физические способности, склонность к определенным видам спорта.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможноcти, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
Используемая программа приносит свои результаты. Конечно, они не сразу видны, ведь это долговременная, кропотливая работа, направленная в основном на будущее, на формирование прочных навыков здорового образа жизни. Но можно сказать, что основы ЗOЖ в детях уже заложены, но насколько прочны эти основы, будем судить по взрослеющим детям. И если нам удастся заложить прочный фундамент для этого, то проводимая работа удалась и не прошла напрасно.
Список литературы
- О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования /Под ред. А.М.Кондакова.- М.: Книга, 2015.
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – СПб: Глобус, 2011. – 546 с.
- Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.А. Апанасенко // Валеология. – 2006. - №2 – С. 9-14.
- Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г.А. Апанасенко // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб: Книга. – 2016. – 778 с.
- Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / Р.М. Баевский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб: Лира. - 271 с.
- Басалаева Н.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России / Н.М. Басалаева // Валеология. – 2016. - №2. – С. 35-37.
- Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. – М.: Владос, 2016. – 389 с.
- Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. – СПб: Книга, 2015. - 273 с.
- Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии / О.С. Васильева // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону. – 2015. - Вып.3. – С. 406-411.
- Васильева О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни О.С. Васильева // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2015. - Вып.3. – С. 420-429.
- Давидович В.В. Здоровье как философская категория /В.В. Давидович // Валеология. – 2016. - №2. – С.78.
- Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М.: Книга, 2016. – 271 с.
- Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В.П. Казначеев // Валеология. – 2006. - №4. - С. 75-82.
- Колбанов В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев . – СПб: Глобус, 2015. – 382 с.
- Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М.: Педагогика, 2016. – 263 с.
- Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия / Б.В. Петровский. – М.: Наука, 2016. – 546 с.
- Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования / С.В. Понедельник // Современная семья: проблемы и перспективы. – Педагогика. – 2016. – С. 27.
- Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М.: Владос, 2016. – 374 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей / Л.Г. Татарникова.- СПб: Феникс, 2015. – 281 с.
- Финагина О.В. культуры здоровья педагога как части профессиональной культуры / О.В. Финагина // Здоровьесберегающее образование. – 2015. - №7. – С.45.
Приложение 1.
Анкета для учащихся
Что, по твоему, означает «здоровый образ жизни»?
Что ты знаешь о своем здоровье? (нужное подчеркнуть)
Мое здоровье:
- отличное
- удовлетворительное
- не очень хорошее
- плохое.
3. Мои болезни (перечисли)
- постоянно болею
- иногда болею
- часто болею
4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? (н.п.)
- пропуски каждую неделю
- пропуски каждый месяц
- пропусков нет
5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.)
- да
- нет
- иногда
6. Занимаешься ли на уроке физкультуры? (н.п.)
- с полной отдачей
- без желания
- лишь бы не ругали
7. Занимаешься ли спортом? (н.п.)
- в школьной секции
- в спортивной школе
- в других учреждениях
8. Чувствуешь ли усталость после уроков? (н.п.)
- очень устаю
- не очень устаю
- всегда
- иногда
Анкета «Уровень тревожности»
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? |
||
2 |
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? |
||
3 |
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? |
||
4 |
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? |
||
5 |
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? |
||
6 |
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? |
||
7 |
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? |
||
8 |
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? |
||
9 |
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? |
||
10 |
Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? |
Анкета «Режим дня»
В котором часу встал сегодня?
Сколько будет уроков?
В котором часу ушел из школы?
Занимаешься ли спортом (в секции, участие в соревнованиях, каким спортом, с какого по какой час)?
С какого по какой час делал уроки?
Гулял ли на свежем воздухе, с какого по какой час?
Занимаешься ли музыкой? С какого по какой час?
Читал ли художественную литературу? С какого по какой час?
Смотрел ли телевизор, с какого по какой час?
В котором часу лег спать?
Анкета «Расти здоровым»
Допиши незаконченные предложения
На свежем воздухе я…
В школе я…
Аппетит у меня…
Иногда я чувствую себя…
Утром я просыпаюсь…
Телевизор я смотрю…
В сауну я…
Обливаться холодной водой я…
Простуда меня…
Свои руки я…
Зубы свои я…
Заниматься спортом я…
Вводное анкетирование учащихся
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число проце-нтов |
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
1 |
Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. |
15 |
58% |
2 |
Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. |
11 |
42% |
||
2 |
Что ты знаешь о свое здоровье? |
1 |
Мое здоровье отличное. |
8 |
31% |
2 |
Удовлетворительное. |
16 |
61% |
||
3 |
Не очень хорошее. |
2 |
8% |
||
3 |
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? |
1 |
Ничего не беспокоит. |
15 |
58% |
2 |
Болит голова. |
5 |
19% |
||
3 |
Другие болезни. |
6 |
23% |
||
4 |
Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? |
1 |
Пропуски каждую неделю. |
2 |
8% |
2 |
Пропуски каждый месяц. |
7 |
27% |
||
3 |
Пропусков нет. |
17 |
65% |
||
5 |
Делаешь ли ты утром физическую зарядку? |
1 |
Да. |
18 |
69% |
2 |
Нет. |
-- |
-- |
||
3 |
Иногда. |
9 |
31% |
||
6 |
Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? |
1 |
С полной отдачей. |
25 |
96% |
2 |
Без желания. |
-- |
-- |
||
3 |
Не занимаюсь. |
1 |
4% |
||
7 |
Занимаешься ли спортом? |
1 |
Хожу на танцы. |
11 |
42% |
2 |
Различные виды спорта. |
13 |
51% |
||
3 |
Не занимаюсь. |
2 |
8% |
||
8 |
Чувствуешь ли усталость после уроков? |
1 |
Всегда. |
2 |
8% |
2 |
Иногда. |
7 |
27% |
||
3 |
Нет. |
17 |
65% |
Приложение 2.
Спортивный праздник
"Папа, мама, я – здоровая семья"
Уровень образования: 5-6 класс
Форма проведения: Соревнование.
Цели и задачи: воспитание патриотизма, укрепление здоровья, воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни, содействие укреплению взаимоотношений в семье.
Оборудование: гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, ракетки для бадминтона, воздушные шары, скакалки, теннисные ракетки и шарики, гимнастические палки.
Спортивный зал соответственно оформлен. Команды состоят из папы, мамы и ребенка, можно папа и ребенок. Для праздника обязателен ведущий - хороший комментатор, с громким голосом.
Ведущий: Дорогие друзья! Позвольте открыть наш чемпионат по семейному троеборью «Мама, папа, я – спортивная семья». Сегодняшние состязания пройдут под девизом «Здоровые дети – в здоровой семье!». А вот и наши мамы и папы! Они всегда в форме. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам в соревнованиях. И, наконец, капитаны команд! Это они, капитаны, долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружную команду, ставя перед ней все новые задачи, постоянно повышая нагрузку. Но не зря говорят: тяжело в учении - легко в бою. Итак, объявляем команды! (Каждая команда получает название по имени ребенка, капитана команды. При этом, называется общий вес команды и ее суммарный рост.)
Ведущий: Мы от души приветствуем и поздравляем всех, кто сегодня вышел на старт, успехов нашим командам и побед!
Конкурс первый. Первыми, как и принято в каждой семье, в бой выходит сильная половина, наши папы. Они сейчас вспомнят свою юность и любовь к массовой игре - баскетболу. Задача пап – пробежать по гимнастической скамейке, ведя баскетбольный мяч. Да, трудно нашим папам, надо удержать себя на скамейке и при этом не уронить мяч.
Конкурс второй. Следом за папами выходят мамы. Конкурс для мам – бег с подкидыванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика. Он очень легок, наивен и не понимает, что в руках хозяек, которые не упустят свой шанс. Поддержим их аплодисментами.
Конкурс третий. На старт вызываются наши капитаны. Дети – это наша гордость, это наша слава! На переменах происходят постоянные тренировки ловкости, отваги, смелости, силы. Посмотрим, упорно ли тренировались наши дети. Наши капитаны продемонстрируют бег на четвереньках с ведением мяча головой. Да поможет нам ежедневная зарядка, которую мы делаем перед уроками, да помогут нам наши прыжки, наклоны, приседания. Учителя на уроках не раз говорили: как важно работать не только руками, но и головой.