Файл: Проблема детской лжи (Социально- психологические основы ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Детская ложь как предмет исследования
1.1 Основные понятия и термины
1.2 Социально-психологические сущность детской лжи
1.4 Особенности и причины детской лжи
1.5. Методы изучения детской лжи
Глава II. Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
2.1 Влияние родителей на возникновение и предотвращение детской лжи
2.3 Рекомендации родителям, столкнувшимся с проблемой детской лжи.
Ближе к 2-3-м годам ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок начинает стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. И выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это сложный период для родителей. Ведь, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам и умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его «заявок» и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. И ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей «на прочность». При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману. И, если оставить пока в стороне этическую составляющую этого поступка, то мы увидим, что он имеет все-таки позитивное значение для дальнейшего развития психики малыша.
Маленькие дети обижаются на родителей, если они их «не понимают». И вот наступает момент в жизни маленького человечка, когда он совершает «великое открытие»: «Мама может и не догадаться о моих намерениях и желаниях, я могу скрыть их!» Т.е., малыш перестает чувствовать себя «стеклянным сосудом». Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях! Вот почему детские эксперименты в этой области – фактически обман своих родителей – становятся для него важнейшей игрой, в которую он играет снова и снова. А игры для ребенка, как известно, главный способ познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как «совершенствование лжи», может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым.
В.В. Знаков выделяет, что "обращаясь к анализу психологических механизмов вранья, нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими" [14][9, С.30]
Виды и признаки детской лжи
И. Вагин[15] [4, С.110] и П. Экман[16] [19, С.47] выделили два вида лжи:
1. Умолчание (сокрытие правды);
2. Искажение (сообщение ложной информации).
Умолчание или сокрытие реальной информации. Обычно, говориться только малая часть информации, а «не нужная» остаётся утаенной. И. Вагин утверждает, что огромное количество людей считает этот вид лжи абсолютно безобидным и даже вовсе не принимают за ложь. Но стоит достаточно серьезно относиться к такому виду обмана.
Искажение реальной информации, говорит И. Вагин, это то, что мы и привыкли называть ложью. Когда нам, вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение. Искажение реальной информации можно назвать ложью.
Узнав о том, что ребёнок нас обманул, мы в равной степени огорчаемся и искажению истинных событий, и их сокрытию. А спокойнее и увереннее чувствуем себя, когда понимаем мотивы лжи, но проблема состоит в том, что дети редко лгут по какой-то одной причине, обычно это целый комплекс мотивов: стремление избежать наказания, стах унижения, нежелание оказаться доносчиком, защита товарищей. Порой бывает трудно определить,где мы сталкиваемся с искажением правды, а где имеет место факт умолчания, который приближается ко лжи.
Так же существуют разные виды лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что его собеседник думает, что он лжет, и истина не принимается. И. Вагин также выделяет особую ложь. Очень часто человек, который лжет, не считает себя лжецом потому, что сам верит в то, что говорит, а поэтому признаки лжи тут абсолютно не выражены.
Рассмотрим основные признаки лжи.
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции. Мы чувствуем, что нас обманывают, но мы не знаем как именно.
Если очень внимательно приглядеться к человеку, с которым говоришь, то можно заметить разные проколы в его поведении. На данный момент ученые выделили лишь два главных показателя лжи — это утечка информации и информация о наличии обмана. Рассмотрим эти два понятия.
Утечка информации — возникает тогда, когда обманщик начинает путаться в том, что он говорит и как следствие этого начинает появляться противоречивая информация и факты.
Информация о наличии обмана — лжец своим странным поведением сам себя и выдает. Мы можем узнать, что нам лгут по странному поведению, это всегда видно, когда от нас пытаются что — либо скрыть.
По мнению П.Экмана, знание техники распознования лжи «позволит человеку, подозревающему обман, оценить, насколько основательны или безосновательны его подозрения».[17] [19, С.201]
Существуют признаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испытываемые эмоции не соответствуют словам. Эти признаки обеспечивают утечку информации. Человек, пытающийся выявить ложь, должен знать, каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо, как могут проявляться чувства, которые лжец пытается скрыть, и что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций.
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции. Мы чувствуем, что нас обманывают, но мы не знаем как именно. Для того чтобы узнать, что малыш лжёт, нужно всего лишь понаблюдать за ребёнком.
В книге И. Вагина[18] [4, С.185] описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения.
Слова лжеца. Иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Помимо того лжецы чаще склонны давать обобщенные ответы, не предполагающие чего-то конкретного.
Голос лжеца. Частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким.
Пластика лжеца. Руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. У человека начинают преобладать манипуляторы (жесты не иллюстрирующие речь). А так же часто можно заметить жесты показывающие различные эмоции, которые если расходятся с контекстом будут свидетельствовать о лжи.
Микровыражения лжеца. Микровыражение – это очень быстрое напряжение мышц лица, проходящее за время менее секунды, которое показывает истинно испытываемую эмоцию. Как писал П.Экман «…наше тело не умеет лгать…».[19] [19, С.201] Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием.
Так же существуют признаки обусловленные особенностями работы вегетативной нервной системы (ВНС). ВНС производит в организме определенные изменения, заметные в случае изменения эмоций: изменения частоты и глубины дыхания, частоты сглатывания, интенсивности потоотделения и обусловленные ВНС изменения, отражающиеся на лице (такие как краска, заливающая лицо, бледность и расширение зрачков). Изменения ВНС зависят от силы эмоции, а не от ее характера.
Таким образом, выдают основные признаки разоблачения лжецов:
• Многословие, отсутствие чётких формулировок;
• Паузы перед ответами;
• Модуляции и громкость голоса;
• Внутреннее напряжение;
• Несвойственная им жестикуляция;
• Хаотичные движения;
• Неестественная мимика;
• Неестественный румянец или бледность;
• Несоответствие переживаемой эмоции и сообщаемой собеседнику.
И каким бы ассом лжи ни был человек, он всё равно не способен контролировать себя по всем этим позициям.
Мы должны быть осторожны, если заметили, что когда ребёнок с вами разговаривает:
- он слишком возбужден, на щеках образуется румянец;
- у него изменяется выражение лица;
- он всё время смотрит по сторонам и очень сильно моргает, а зрачки то сужаются, то расширяются;
- появляются машинальные телодвижения: когда что-то рассказывает,
- неожиданно поднимает ручки ко рту, как будто пытается приостановить ложь;
- во время диалога трогает края одежды или какой-либо предмет;
- ваш малыш трёт шею, держится за воротничок или нижнюю часть уха;
- касается до носа, не сознавая этого сам;
- трёт глаза, подбородок или висок;
- малыш очень часто покашливает во время диалога;
-разговаривает неспешно и очень неуверенно, очень осторожно и неуверенно подбирает фразы и делает много пауз, часто жестикулирует;
-нелогичен в своих историях, непроизвольно преувеличивает всё;
- в его голове не сформулирован план разговора, мысли спутаны. Он всегда думает о том, что взрослые раскроют его;
-ребёнок в диалоге со взрослым может повторять вашу последнюю фразу, для того, чтобы было больше времени для придумывания оправдания;
- если малыш понимает, что делает неправильно, то он может начать говорить правду, но уже намного тише, чем говорил до этого.
Маленький ребенок плохо различает границу между реальностью и выдумкой. На этом, собственно, строятся все детские игры. Ребенок с хорошо развитым воображением, естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять как небылицы, так и очень реалистические случаи. А поскольку игра для дошкольника самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Ложь-игра
У детского писателя Николая Носова есть рассказ Фантазеры. В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Если ложь вашего ребенка заключается в сочинении подобных историй успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять учитесь у ребенка.
Ложь-манипуляция
Ложь манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих пусть на короткое время. Ложь из страха