Файл: Проблема детской лжи (Социально- психологические основы ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Детская ложь как предмет исследования
1.1 Основные понятия и термины
1.2 Социально-психологические сущность детской лжи
1.4 Особенности и причины детской лжи
1.5. Методы изучения детской лжи
Глава II. Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
2.1 Влияние родителей на возникновение и предотвращение детской лжи
2.3 Рекомендации родителям, столкнувшимся с проблемой детской лжи.
Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы Почему ты не… (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). Причины бывают самые разнообразные от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.
Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:
- Героическая - это ложь является средством для благородных целей.
- Партийная - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.
- Эгоистическая, продиктованная какими-либо личными интересами.
- Фантастическая, когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.
- Патологическая, в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями
1.4 Особенности и причины детской лжи
Ложь по своей природе многогранна и многолика, как и разнообразны мотивы, толкающие ребенка на ложь. Любой взрослый может найти в своих воспоминаниях что-то, связанное с обманом.
Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная "ложь", является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно "бескорыстно", реализовывая, таким образом, свою склонность к фантазированию.
Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Карлсон, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.
Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории как небылицы, так и очень реалистичные "случаи". А поскольку игра для дошкольника самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Свою первую ложь ребёнок не воспринимает как нечто плохое. По мере взросления его ложь становится изощрённее. Ребёнок начинает понимать, что ложь его может защитить от наказания, или, напротив, получить поощрение, помочь привлечь и внимание и т.д. Причины детской лжи не имеют ничего общего с побуждениями взрослых. Однако ложь детей разного возраста существенно отличается друг от друга, и в каждом конкретном случае родителям необходимо выявить причины и мотивы её возникновения.
Среди причин детской лжи можно выделить:
- Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно, в нем виноваты мы, взрослые.
- Вторая причина детской лжи это желания самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
- Третья причина детской лжи это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
- Ребенок хочет избежать наказания;
- Хочет привлечь к себе внимание;
- У него есть проблемы, требующие решения;
- Избегает стрессовых ситуаций;
- Берет пример с окружающих его взрослых и детей[20] [11, С.15-18]
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.
Фромм выделяет следующие причины детской лжи:
- Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви;
- Чтобы скрыть свою вину;
- Чтобы выразить свою враждебность к нам;
- Негативное восприятие лжи родителей [21] [14, С.108]
1.5. Методы изучения детской лжи
Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. При изучении проблемы детской лжи могут быть использованы следующие методы:
Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Этот метод, включает в себя непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях, описание факта и объяснение его внутренней сущности. Это самый распространённый метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель- определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.
Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребёнка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключено при этом определённая избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребёнка выступают как критерии отбора при записи наблюдений.
При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо стороны поведения ребёнка или поведения в определённых ситуациях, в определённые промежутки времени.
Требования к наблюдению:
- целенаправленность;
- планомерность;
- систематичность в применении методов наблюдения;
- активность со стороны исследователя;
- объективность;
- возможность контрол либо путём повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях, активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент – самый надёжный метод получения информации о поведении и психологии ребёнка. В процессе исследования у ребёнка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проведения этих процессов. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определённые условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включить испытуемого в деятельность незаметно для него самого.
Беседа – метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим. Беседа предполагает диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Человека, который ни разу в своей жизни не соврал, на свете не существует. С детской ложью рано или поздно приходится сталкиваться всем родителям. Но обман обману — рознь, так же, как различны причины, заставляющие человека врать.
Для того чтобы узнать, что малыш лжёт, нужно всего лишь понаблюдать за ребёнком.У взрослых есть повод задуматься, если вы заметили, что когда ребёнок с вами разговаривает:
- слишком возбужден, на щеках образуется румянец;
- у него изменяется выражение лица;
- он всё время смотрит по сторонам и очень сильно моргает, а зрачки то сужаются, то расширяются;
- появляются машинальные телодвижения: когда что-то рассказывает, неожиданно поднимает ручки ко рту, как будто пытается приостановить ложь; - во время диалога всё время трогает края одежды или какой-либо предмет; - ваш малыш трёт шею или держится за воротничок или нижнюю часть уха; - - касается до носа, не сознавая этого сам;
- трёт глаза, подбородок или висок;
- малыш очень часто покашливает во время диалога;
- разговаривает неспешно и очень неуверенно, очень точно подбирает фразы и делает много пауз и часто жестикулирует;
- нелогичен в своих историях, непроизвольно преувеличивает всё.
- в его голове не сформулирован план разговора, там всё запутанно. Он всегда думает о том, что взрослые раскроют его;
- ваш малыш в диалоге с вами может повторять вашу последнюю фразу, для того чтобы было больше времени для придумывания оправдания;
- если малыш понимает, что делает неправильно, то он может начать говорить правду, но уже намного тише, чем говорил до этого;
- малыш будет стараться утаить правду за ничего незначившими фразами. И если он жизни не сильно разговорчив, очень сильная словоохотливость скорей всего будет обманом.
А когда малыш держит руки в карманах и при этом ведёт с вами беседу, то это может означать, что он что-то скрывает.
Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникает стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания своего поведения такой ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих.
Появившаяся в дошкольном возрасте порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях.
Филонов Л.Б. делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой для противоправного поведения».[22] Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и так далее Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются, где он чувствует себя сравнительно благополучно.
Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение.
Рассматривая социально-психологические истоки формирования склонности к искажению информации, можно предположить, что основные побудительные причины, стоящие за склонностью к искажению информации необходимо искать как в социализации личности, так и в биологических и типологических предпосылках структуры характера. С точки зрения социализации важны такие аспекты, как истоки формирования личности. Одним из пусковых механизмов подобного поведения являются стандартные стратегии поведения родителей и других представителей референтных (значимых для личности) групп в различных ситуациях, предполагающих наличие выбора между искренним и неискренним общением, а также страх перед взрослыми, страх перед наказанием. Как известно из возрастной психологии, ребенок уже в раннем возрасте проявляет способность избегать негативных эмоций со стороны неприятного для него окружения с помощью маскировки и приспособления. В. В. Знаков отмечал, что обращаясь к анализу психологических механизмов лжи, нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими. Не менее важным фактором в формировании предрасположенности к искажению информации является «природная слабость и неуверенность, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями».[23] [9, С.30]
Подводя итог указанным причинам детской лжи, можно сказать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, ложь от прилаживания себя к окружающим, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни — все эти виды и ступени лжи имеют своею целью доставить лжецу побольше удовольствий и избавить его от страданий.
Таким образом, основными мотивами детской лжи являются желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи — это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.