Файл: Проблема детской лжи (Социально- психологические основы ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Детская ложь как предмет исследования
1.1 Основные понятия и термины
1.2 Социально-психологические сущность детской лжи
1.4 Особенности и причины детской лжи
1.5. Методы изучения детской лжи
Глава II. Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
2.1 Влияние родителей на возникновение и предотвращение детской лжи
2.3 Рекомендации родителям, столкнувшимся с проблемой детской лжи.
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».[32] [15, С. 76]
Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимных доверительных отношениях: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобой, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».[33] [19, С.216] Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.
2. Не провоцируйте обман. Не задавайте вопросы, которые можно трактовать по-разному, рассказывайте малышу правду, чем неправду. Если ваш малыш что-то разбил, не спрашивайте кто разбил вазу, лучше спросите, как он это сделал. Такой вопрос не даст повода малышу соврать. Когда он видит, что вы не настроены агрессивно, у него не возникнет желания соврать вам
3. Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
4. Благодарите за честность. Если малыш признался в содеянном, то расскажите ему что вы очень рады: "Я рада, что ты растёшь у меня очень честным человеком, так как ты не соврал мне". Но тут же возникает серьёзная проблема в выборе наказание для маленького проказника. Если всё-таки наказать его, то он может соврать в следующий раз, а если не наказывать, то он может не понять, что поступил неправильно. В таком моменте наказание должно быть условным. Нужно дать ему возможность исправить ошибку. Но самое главное - это показать отрицательную сторону его поступка. Ребёнок должен увидеть, что вы очень недовольны, до даёте ему шанс исправиться.
5. Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны даже в мелочах. Показывайте честность на своём примере. Если вы делаете комплименты учителю в школе, а дома в присутствии ребёнка говорите, что полностью не согласны с учителем и его методами преподавания и тому подобное, значит вы оправдываете враньё. И естественным кажется вопрос ребёнка: «Почему мне обманывать нельзя, а маме с папой можно.[34] [16, С.150] А дети как правило берут пример с родителей, следовательно они тоже будут лгать. Станьте примером для детей не только в словах, но и в деле.
Как помочь маленькому обманщику:
- Слушайте то, что рассказывает ваш малыш, перед тем как разоблачить его, подумайте, как сделать это более мягко.
- Старайтесь, первым делом, "услышать" ту причины лжи, которая скрыта, и проанализируйте.
- Не желательно сразу же наказывать вашего малыша за ложь, называть нехорошим ребенком, вруном. Покажите, что вас очень расстроил его поступок и вы не ждали от него такого поведения.
Если вы заметили, что ваш малыш соврал, просто присядьте рядом с малышом так, чтобы казаться одного роста, и спокойным голосом объясните ему, что вы хотите услышать от него правду, и наказывать за правду вы его не будете. И обязательно упомяните, что вы его очень любите и всегда доверяли ему. Но только своё слово обязательно сдержите - не ругайте ребенка, какой бы правда не была, а разберитесь вместе с ним в сложившейся ситуации, и научите его как правильно поступить. Тогда вашему малышу не понадобится больше врать, так как будет доверять вам.
Объясните маленькому врунишке, что же стоит за правдой, и зачем нужна честность. Он должен понять, что с ложью смириться нельзя, и умалчивать о ней тоже нельзя. Старайтесь благодарить за искренность почаще.
Если ребенок без вашей помощи признался во лжи, то нужно его за это похвалить. Если он хочет признаться, не надо его заставлять. Наиболее подходящим выходом из этой ситуации будет придуманная вами история или сказка о том, что ложь доставляет кучу неприятностей. Ребёнку такой "урок" даст больше пользы, чем ещё одна "порция" нотаций.
В любых случаях малышу нужно показать более подходящий способ, чтобы удовлетворить свои потребности, альтернативный лжи. «Очень полезно познакомить ребенка с различными способами реализации столь важного ресурса, как богатое воображение. Это может быть сочинение сказок, приключенческих рассказов, написание стихов, рисование картин, музыка, лепка и многое другое».[35] [19, С.33]
Малышу нужно понять, что, несмотря на то, что вы можете не одобрять его поведения, вы его всё равно любите и готовы вместе с ним решать его проблемы.
Ребёнок не будет врать своим родителям если:
- он не опасается их гнева, не опасается стать отвергнутым;
- уверен в том, что взрослые не станут над ним издеваться, стобы не случилось;
- знает, что ему дадут поддержку и совет в любой ситуации;
- знает, что если будет непонятная ситуация, то вы встанете на его сторону;
- уверен в том, что если всё-таки его накажут, то это наказание будет правильным;
- отношения в семье складываются на доверие.
Дети – это наше отражение. Они копируют поведение родителей и тонко чувствуют фальш взрослых. И всегда нужно помнить, что насколько мы ведём себя честно и искренне и какие у нас доверительные отношения с детьми, зависит то, в какой степени будет ваш ребёнок честен с вами. Если вы запомните это, то вы никогда не задумаетесь больше над тем, как отучить вашего малыша лгать.
Необходимо помнить о том, «что развитие детей не может не сопровождаться ложью. Но будет это поведение закреплено или нет- определяется реакцией родителей»[36] Более того, в книге Елены Николаевой «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» автор пытается доказать, что «столкновение с ложью ребёнка- не трагедия, а условие становления сплочённой
семьи, и разрешение проблемы детской лжи ведёт к личностному росту не только ребёнка, но его родителей.[37]
Заключение
При написании курсовой работы на тему "Причины и особенности детской лжи" была сделана попытка изучить особенности детской лжи в современной психологии. Были рассмотрены основные подходы к пониманию понятия "ложь", особенности и виды детской лжи, выявлены основные причины формирования склонности ко лжи, проанализировано влияние семьи на возникновение детской лжи, подобраны методы исследования детской лжи и разработаны рекомендации для родителей, столкнувшихся с проблемой детской лжи.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
- Феномен лжи исследуется очень широко. Эта проблема изучается и в художественной литературе, и в философии, и в психологии, и в социологии. Существует множество определений понятию "ложь", но в обыкновенной жизни ложь - это умышленная передача реальной и внутренней информации с целью убедить другого человека в том, что он сам считает неправдой.
- Существует множество видов лжи такие, как:
- Детская ложь - нестандартный возрастной вид лжи, который заключается в том, что ребенок выдает своё воображение за реальность.
Мы также выдели причины детской лжи, такие как:
1) Стремление самоутвердиться;
2) Открытая игра;
3) Избежание какого-либо наказание;
4) Недоверие ко взрослым;
5) Нерешённость какой-либо проблемы;
6) Избежание стрессовых ситуаций;
7) Берёт пример у окружающих.
Ещё мы описали метод исследования детской лжи, такой как наблюдение за ребёнком, и то, на что нужно обращать внимание в его поведении.
Так же мы разработали рекомендации для родителей, которые столкнулись с проблемой детской лжи, такие как:
1) Доверять друг другу;
2) Не провоцировать обман;
3) Не устраивать допросов с оскорблениями;
4) Благодарить за честность;
5) Показывать честность на своём примере.
Таким образом, выполнив все цели курсовой работы мы добились поставленной цели.
Для того, что бы хоть немного минимизировать детскую ложь и уменьшить ее вероятность во взрослом возрасте, были предложены рекомендации по предотвращению детской лжи, где каждый взрослый может найти полезную информацию для воспитания в своем ребенке такого качества как честность, которую нужно воспитывать в себе и в своих детях.
Библиография
Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] – М.: Академия, 1999.- 672 с.
- Айхорн Август. Трудный подросток / Август Айхорн. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 295 с.
Акименко А.К. Ложь в системе социально-психологической адаптации // Вопросы психологии.-2000.-№4.
Вагин И. О. Психология выживания в современной России / 2-е изд. –СПб.: АСТ. 2004. 345с.
- Гармаев А. Ложь во спасение [Текст] //научная статья А. Гармаев // Семья и школа. – 1981. - № 7. – 31-34 с.
Девина И. Правда о лжи [Текст]: научная статья И. Девина // Школьный психолог, 2009. - № 6 (436). – 23-25 с.
Зеньковский. В.В. Психология детства. - М.: «Академия», 1996. 40 с.
Знаков В.В. Психология понимания правды, 1999. 281с.
Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. - М.: Риор, 2004. - 422 с.
Любимова Е.В. Как отучить ребёнка врать. Издательство «Вектор», 2015.
- Матвеева М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. - №7 – С.15-18
Некрасова Н. Ври, да не завирайся! Зачем дети лгут и что с этим делать? Н.Некрасова.- М: Астрель: АСТ, 2010.- 310с.
Пэрну, Л. Я воспитываю ребёнка. [Текст] – Москва, Прогресс, 1982. – 272 с.
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л.: 1991. 349с.
15. Форм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. - Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1997.
- Царенко Н.В. Если ребёнок врёт. Советы психолога в помощь родителям. Издательство: "Феникс", 2015. 188 с.
- Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия — М.: ЭКСМО. 2005. 720 с.
- Психологос. Энциклопедия практической психологии / Н.И.Козлов. - М.: Издательство: «Эксмо», 2014. 752 с.
Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
Интернет ресурс: Николаева Н. «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» https://bookz.ru/authors/elena-nikolaeva/kak-i-po_822/1-kak-i-po_822.html»
Интернет ресурс: http://www.iarltula.ru/publics8.html
Интернет ресурс: http://www.voppsy.ru/znakov.html
Интернет ресурс: http://stud.wiki/psychology/3c0b65635b3bd78a5d53a89421206d37_0.html
Интернет ресурс: http://nmc-penza.ru/index.php/roditelsky-vseobuch/909-lektsiya-dlya-roditelej-ne-temu-etapy-nravstvennogo-stanovleniya-rebenka
-
Интернет ресурс: http://www.iarltula.ru/publics8.html ↑
-
Акименко А.К. Ложь в системе социально-психологической адаптации//Вопросы психологии.-2000.-№4.-С.45 ↑
-
Козлов Н. И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. - М.: Издательство: «Эксмо», 2014.-С.122.
-
Пол Экман. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – С.27. ↑
-
Знаков В., Психология понимания правды, 1999. С.28 ↑
-
Знаков В. В. Психология понимания правды, СПб., 1999.- С.30. ↑
-
Пол Экман. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – С.23 ↑
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] – Москва, Академия, 1999.- С.325. ↑
-
Щербатых, Ю. В. «Искусство обмана» — М.: ЭКСМО. 1998. С.334 ↑
-
Зеньковский, В.В. Психология детства. - М.: «Академия», 1996. С.6
-
Царенко, Н.В. Если ребёнок врёт. Советы психолога в помощь родителям. Издательство: "Феникс", 2015. С.34 ↑
-
Интернет ресурс: http://www.voppsy.ru/znakov.html ↑
-
Гармаев А. Ложь во спасение [Текст] //научная статья А. Гармаев // Семья и школа. – 1981. - № 7. – 31-34 с. ↑
-
Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. - М.: Риор, 2004. - 422 с. С.30 ↑
-
Вагин И. Психология выживания в современной России / 2-е изд. –СПб.: АСТ. 2004. С.110. ↑
-
Пол Экман. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – С.47 ↑
-
Экман,П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – С.201. ↑
-
И. Вагин, «Психология выживания в современной России», Москва, 2004. С.185 ↑
-
Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. – С.201. ↑
-
Матвеева, М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. - №7 – С.15-18 ↑
-
Фром, А. Азбука для родителей. – Л.: 1991. 349с. С. 108 ↑
-
Интернет ресурс:http://stud.wiki/psychology/3c0b65635b3bd78a5d53a89421206d37_0.html ↑
-
Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. - М.: Риор, 2004. – С.30 ↑
-
Некрасова Н. Ври, да не завирайся! Зачем дети лгут и что с этим делать? Н.Некрасова.- М: Астрель: АСТ, 2010.- С.143. ↑
-
Пэрну Л., Я воспитываю ребёнка. [Текст] – Москва, Прогресс, 1982. – С.40. ↑
-
Интернет ресурс http://nmc-penza.ru/index.php/roditelsky-vseobuch/909-lektsiya-dlya-roditelej-ne-temu-etapy-nravstvennogo-stanovleniya-rebenka ↑
-
Девина И. Правда о лжи [Текст]: научная статья И. Девина // Школьный психолог, 2009. - № 6 (436). – 23-25 с.
↑ -
Любимова, Е.В. Как отучить ребёнка врать. Издательство «Вектор», 2015. С.6 ↑
-
Любимова, Е.В. Как отучить ребёнка врать. Издательство «Вектор», 2015. С.17 ↑
-
Некрасова Н. Ври, да не завирайся! Зачем дети лгут и что с этим делать? Н.Некрасова.- М: Астрель: АСТ, 2010.- С.285 ↑
-
Айхорн, Август.Трудный подросток / Август Айхорн. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. С.167 ↑
-
Форм, А. «Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации».- Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1997. С.76 ↑
-
Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2017. –С.216 ↑
-
Царенко, Н.В. Если ребёнок врёт. Советы психолога в помощь родителям. Издательство: "Феникс", 2015. С.150. ↑
-
Экман П. Психология лжи. - СПб.: «Питер», 2001. С.33
-
Интернет ресурс «https://bookz.ru/authors/elena-nikolaeva/kak-i-po_822/1-kak-i-po_822.html» ↑
-
Интернет ресурс «https://bookz.ru/authors/elena-nikolaeva/kak-i-po_822/1-kak-i-po_822.html» ↑